Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Энциклопедия культур Deja vu

  Все выпуски  

Энциклопедия культуры Deja vu


Информационный Канал Subscribe.Ru

 


 

     

                                   

Вино Культура Наивность Элевсин Sa accabadora
Выпускать птиц Осквернение Крещение Руси Холоп Философия (Китай)
на волю Нагой / Одетый Жестокий романс Золото Письменность (Китай)
Потемкинские Экология Творчество Нищий Твердое / Мягкое
деревни Пауль Клее Цивилизация Нос Ни зги не видно
Мещанство Тело Велес Кости Смерть добровольная
Утопия Грех Кровная месть Крик Музыка (Романтизм)
Астрология Щекотка Женщина-город Суеверие Модульный человек
Зверинец Концерт Гильотина Голова Эрос (сред. века)
Парасит Нимб Петр I Гусар Кремация
Абсурд Вещь (Китай) Радость  Волк  


 

Петушиные бои   Как американцы внешне раскрываются на стадионе, на площадке для игры в гольф, на скачках или вокруг стола за покером, так и балийцы раскрываются у ринга для петушиных боев. Ведь это только на первый взгляд там бьются петухи. На самом деле бьются люди. Язык мужской части населения Бали пропитан образами из петушиной сферы. Слово sabung, обозначающее петуха, используется метафорически и значит «герой», «воин», «победитель». Любовные ухаживания, войны, политические схватки, споры о наследстве и уличные разборки - все уподобляется петушиным боям. Даже сам остров по форме, как здесь полагают, напоминает маленького, гордого петуха с поднятой головой. Идентифицируя себя со своим петухом, мужчина-балиец идентифицирует себя не только со своим идеальным «я», но и с тем, чего он больше всего боится, что ненавидит и чем — в этом амбивалентность— восхищается: с «Силами Тьмы». Петушиный бой, любой петушиный бой — это, в первую очередь, кровавое, с соответствующими церемониями и пением жертвоприношение демонам, совершаемое для утоления их ненасытного, каннибальского голода. Ни один храмовый праздник не должен проводиться, пока не совершено это жертвоприношение.

                                           Клиффорд Гирц    45 стр.    4 илл.

 

Поколение   Понятие поколения используется для описания социокультурных фактов, но этимологически отсылает к природным процессам. В этом оно сближается даже не столько с понятием нации, сколько с еще более двусмысленным концептом культуры XIX века - понятием расы, которое, как и поколение, прямо восходит к представлениям о процессах порождения, филиации, породы. Подобно поколению, раса обладает лишь иллюзорной определенностью, это тоже нежесткий десигнатор; определить принадлежность индивида к той или иной расе во многих случаях можно только произвольно, что и порождало (и порождает) чудовищные злоупотребления, дискриминацию людей по псевдо-научным "антропологическим" признакам.  Когда культурные различия сводятся к природным, такая редукция неизбежно чревата мифологизацией. Если понятие расы полностью отброшено современной культурной антропологией, то понятие поколения также вызывало критику у сторонников формально-семиотических методов в исследовании культуры, чья деятельность направлена, помимо прочего, на демистификацию мифологических представлений в науке.

                                                    С. Н. Зенкин    7 стр.

 

 

Колени    Коленям греки приписывали святость, хотя этот факт почти не обращал на себя внимание исследователей и не получил должного объяснения. Умоляющие обычно обнимают колени и взывают к ним. Без привлечения греческого материала уже было сделано наблюдение, что в индоевропейских языках название коленей (ирл. glun, лат. genu, греч. γόνυ и т.д.) оказывается родственным с термином, означающим «род, поколение», и часто смешивается с ним. Еврипид именует колени «порождающими членами» (γόνιμα μέλεα). Луцилий обозначает колени словом genus, а форму среднего рода genu сохраняет для половых членов. Вероятно, у хеттов слово, означавшее «колено», также относилось и к половому органу. Даже у ассирийцев и вавилонян, чей язык и раса совершенно чужды грекам, слово birku означало и колено, и мужской половой член. Легенда о Дионисе, рожденном из бедра Зевса имеет, скорее всего, те же корни, что и рождение Афины из головы отца; сравни индуистские мифы о рождении Аурвы из левого бедра его матери Вамору. "Это лежит на коленях богов". Эта знаменитая, долго державшаяся в употреблении фраза была образным выражением идеи, согласно которой исход событий зависит от вышней воли, чье решение пока неизвестно. Хотя общий смысл идиомы ясен, происхождение ее забыто.

                                                   Ричард Онианс   10 стр.


 

Галерея

 

Вальран. Живопись, инсталляция

                                  


                                                                              Дополнения

 

К статье Баня: Н. А. Криничная. Баенник как прообраз домашних духов.

К статье Культура: 1) Ю. Асоян, А. Малафеев. Историография концепта «cultura»

2) Культура: Pro et contra

К статье Средневековье:  А. Я. Гуревич  Средневековье как тип культуры

 

     

 

      В. Баранов. Гносеологические основания алгебры Декарта

Маркиз де Сад и XX век  (архив rar 280 kb)

                 


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: history.dejavu
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное