Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Энциклопедия культур Deja vu

  Все выпуски  

Энциклопедия культуры Deja vu


Информационный Канал Subscribe.Ru

 


 

     

                                   

Вино Культура Наивность Элевсин Sa accabadora
Выпускать птиц Осквернение Крещение Руси Холоп Философия (Китай)
на волю Нагой / Одетый Жестокий романс Золото Письменность (Китай)
Потемкинские Экология Творчество Нищий Твердое / Мягкое
деревни Пауль Клее Цивилизация Нос Ни зги не видно
Мещанство Тело Велес Кости Смерть добровольная
Утопия Грех Кровная месть Крик Музыка (Романтизм)
Астрология Щекотка Женщина-город Суеверие Модульный человек
Зверинец Концерт Гильотина Голова Эрос (сред. века)
Парасит Нимб      


 

Петр I   Касательно взглядов на деятельность Петра можно выстроить условную историографическую схему. Изначально исследователи (начиная с современников императора) спорили о том, нужны или не нужны были реформы - спор этот увековечен «классическими» позициями западников и славянофилов. Этот вариант характерен перекосом в сторону оценочных суждений - хороши или плохи были реформы и сам царь Петр. Сформулировать главный вопрос иначе предлагает А.Б. Каменский: почему, несмотря на насильственный, запредельный способ внедрения, реформы все же удалось провести, к тому же практически без сопротивления? Могла ли Россия достичь статуса великой державы и встать вровень с европейскими странами без именно радикальных реформ? Действительно, на данный момент представляется наиболее важным выяснить, насколько закономерным было проведение реформ и насколько закономерным был формат реформ, предложенный Петром? Один из главных ключей к этим вопросам дает личность самого царя-реформатора. Характерно, что большинство даже самых интересных и значительных работ останавливаются на грани психологической подоплеки петровской эпохи, не переступая ее. Пожалуй, едва ли не все самые яркие психологические характеристики этой противоречивой натуры были даны еще В.О. Ключевским, однако ни он, ни поколения последующих историков не смогли сделать достаточно глубоких выводов в данном отношении, так как не обладали соответствующими методиками. Использование наработок таких авторов, как Э. Эриксон, Э. Фромм, школы Узнадзе, П. Бурдье, помогает по-новому взглянуть на личность и деятельность Петра.

                                              О. Н. Мухин    20 стр.  14 илл.

 

Гусар   Гусары появились в Венгрии во второй половине XV века, когда король Матьяш Корш, победитель турок, назначил государственную повинность. Называлась она «Хус ар». (Хус - 20, ар - деньги). Это деньги, выделявшиеся на каждого 20-го из списков дворян, которые должны были нести службу в армии. На Руси первые вербованные гусарские шквадроны из немцев и поляков появились при Михаиле Федоровиче. А при Алексее Михайловиче в гусарские шквадроны начали зачислять и отечественных дворян. К моменту восхождения на престол Петра I гусары растворились среди русского воинства. Петр предпринял было попытку «завести гусар» еще в 1707-1711 годах, но безуспешно. А двадцать лет спустя фельдмаршал Бурхард Христофор фон Миних после похода на Очаков и Крым вернулся к этой идее. И оказался более удачлив. При Елизавете Петровне Россия обзавелась грузинскими, сербскими и македонскими гусарскими полками. Русская культура является вместилищем гусарства. Ни одна страна, на территории которой когда-либо побывали гусары, за исключением гусарской альма-матер Венгрии, не приняла их как часть собственного социокультурного менталитета.

                                         Б. Г. Кипнис   6 стр.    10 илл.

 

Кремация    По мнению греков, содержавшаяся в теле жидкость исчезала по мере убавления жизни, и потому наличие этой жидкости в определенном смысле служило мерилом жизненной силы. Мертвые в первую очередь являлись «сухими». Это соответствует обнаруженному нами значению слова αών («жизнь» и «жидкость») и гомеровскому обыкновению употреблять слово «влажный» (διερός) в значении «живущий». Кремация ускоряла «высыхание», испарение жизненной влаги. Суть описанного Гомером погребального обряда заключается в обработке тела с помощью огня. Мы можем предположить, что костры, следы которых обнаружены в микенских могильниках, костры, которые высушивали и обугливали тела, но не уничтожали их, предназначались для этой же цели. В Италии мы найдем следы подобных обычаев начиная с каменного века. «Наличествуют признаки того, что тела палеолита не сжигались, но подвергались воздействию огня, причем смысл этой церемонии пока остается невыясненным... Примерно так же обращались со своими покойниками и люди неолита. Мы вновь обнаруживаем следы процесса жарки, обугливания, что бы они ни значили, однако тела практически никогда не кремируются полностью».

                                             Ричард Онианс  11 стр. 19 илл.

 


 

Галерея

 

Вальран. Живопись, инсталляция

                                  


                                                                              Дополнения

 

К статье Рог: Ричард Онианс. (Из книги: На коленях богов)

                К статье Эрос (Запад): П. Рикёр. Сексуальность: чудо, заблуждение, загадка

К статье Эрос (Восток): Сергей Зинин.  Эротика по-китайски

К статье  Проституция: Из истории сексуальной жизни во Франции

К статье Некрофилия:  Любовь и смерть в викторианской литературе

 

     

 

      В. Баранов. Гносеологические основания алгебры Декарта

Маркиз де Сад и XX век  (архив rar 280 kb)

                 


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: history.dejavu
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное