Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Энциклопедия культур Deja vu

  Все выпуски  

Энциклопедия культуры Deja vu


Информационный Канал Subscribe.Ru

 


 

     

                                   

Вино Культура Наивность Элевсин Sa accabadora
Выпускать птиц Осквернение Крещение Руси Холоп Философия (Китай)
на волю Нагой / Одетый Жестокий романс Золото Письменность (Китай)
Потемкинские Экология Творчество Нищий Твердое / Мягкое
деревни Пауль Клее Цивилизация Нос Ни зги не видно
Мещанство Тело Велес Кости Смерть добровольная
Утопия Грех Кровная месть Крик Музыка (Романтизм)
Астрология Щекотка Женщина-город Суеверие Модульный человек
Зверинец        


 

Концерт   Самыми первыми концертными предприятиями были средневековые цеха городских музыкантов, которые сами стали первыми строить концертные залы. Музыкальные общества Нового времени должны были пополнять пенсионный и страховой фонд музыкантов. Они проводили считанное число концертов, однако в них звучали произведения наиболее популярных композиторов, а к их исполнению привлекались наиболее выдающиеся силы. Эти концерты не могли не быть чисто коммерческими — средства на свою деятельность фонд собрать был обязан. Поддержки от других фондов или правительства не было, а потому на его концертах и не было места для художественных экспериментов. Звучали только "апробированные" произведения, своего рода шлягеры, успех которых был гарантирован. Несколько иное положение было у придворных музыкантов. Принадлежность ко двору крупного аристократа даже в начале XIX века выступала как показатель высоких профессиональных достоинств артиста, а упоминание места службы повышало престиж концерта и предоставляла определенную творческую свободу выступающему, давало, как и в рамках средневековой замковой культуры, право на эксперимент.

                                                    Е. В. Дуков   18 стр.

 

Голова   Голова для древних греков есть жизнь или вместилище жизни. Убеждением, что в голове находится псюхе, т.е. «жизнь», можно объяснить обычай отрезать головы убитым врагам и использование глагола δειροτομειν (перерезать шею) в значении «убивать». Кельты тоже отрезали головы своим врагам, «они поклонялись головам предков и вешали их на стены своих жилищ, чтобы обеспечить себе защиту духов». Голова пользуется особым почетом. Распутные служанки «вылили позор на голову» Телемаха. В определенном отношении голова равна самой личности. «Тевкр, драгая глава!» — окликает соратника Агамемнон. Однако во всех остальных случаях так у Гомера именуются умершие. «Зачем ты приходишь сюда, любезная глава?» — вопрошает Ахилл псюхе Патрокла. Складывается впечатление, что после смерти значение имела только голова. Тело Орфея было разорвано на куски, но голову похоронили в гробнице или святилище, и она долго еще изрекала пророчества. Голова считалась началом, источником порождения. Представление о том, что душа и семя новой жизни находятся в голове, подкреплялось сходством человека с зерновым колосом. На этом сходстве основаны элевсинские и другие мистерии. У Платона в "Тимее" сама псюхе является «семенем» (σπέρμα, 73 с) или, вернее, заключена в семени, которое, в свою очередь, находится в черепе. Теперь можно истолковать таинственный миф, согласно которому Зевс пожелал родить дитя без матери и породил Афину из головы.

                                          Ричард Онианс   17 стр.   33 илл.

 

Гильотина    Когда в Польше нацисты публично казнили заложников, то затыкали им рты повязками с гипсом, чтобы лишить возможности выкрикнуть слова возмущения и свободы. Конечно, было бы цинично сравнивать судьбу этих невинных жертв с приговоренными преступниками. Но, не говоря уже о том, что у нас гильотинируются не только преступники, способ расправы остается тем же. Казенными словами мы прикрываем казнь, законность которой невозможно подтвердить, прежде чем не изучишь ее в реальности. Вместо того, чтобы заявлять — смертная казнь необходима — и затем уже не говорить о ней, следует, наоборот, рассказать о том, что она представляет собой в действительности, и уж потом рассуждать, должна ли она считаться необходимой в существующем виде. Известно, что серьезным аргументом сторонников смертной казни является назидательность наказания. Устрашает ли казнь хотя бы то племя преступников, которые живут преступлением и на которых она якобы призвана воздействовать? В этом нет никакой уверенности. У Кёстлера можно прочитать, что в эпоху, когда в Англии казнили воров-карманников, другие воры проявляли свои таланты в толпе, окружавшей эшафот, где вешали их собрата. Статистические данные, подготовленные в начале века в Англии, показывают, что из 250 повешенные 170 ранее лично присутствовали на одной или двух казнях.

                                           Альбер Камю   60 стр.   25 илл.

 


                                                                              Дополнения

 

                К статье Эрос (Запад): П. Рикёр. Сексуальность: чудо, заблуждение, загадка

К статье Эрос (Восток): Сергей Зинин.  Эротика по-китайски

К статье  Проституция: Из истории сексуальной жизни во Франции

К статье Некрофилия:  Любовь и смерть в викторианской литературе

 

     

 

                                                           

Маркиз де Сад и XX век  (архив rar 280 kb)

                 


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: history.dejavu
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное