Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Энциклопедия культур Deja vu

  Все выпуски  

Энциклопедия культуры Deja vu


Информационный Канал Subscribe.Ru

 


 

     

                                   

Вино Культура Наивность Элевсин Sa accabadora
Выпускать птиц Осквернение Крещение Руси Холоп Философия (Китай)
на волю Нагой / Одетый Жестокий романс Золото Письменность (Китай)
Потемкинские Экология Творчество Нищий Твердое / Мягкое
деревни Пауль Клее Цивилизация Нос Ни зги не видно
Мещанство Тело Велес Кости Смерть добровольная
Утопия Грех Кровная месть Крик Музыка (Романтизм)
    Женщина-город Суеверие  Модульный человек


 

Астрология   На рубеже XIII—XIV вв. астрология была повсюду. Еще не было громких инвектив против нее Николая Орезма — философа, математика и астронома, выступавшего против астрологии во времена царствования Карла V. Будучи частью доминирующего «научного» дискурса, астрология сыграла даже решающую роль в том, что мы назвали «рождением интеллектуала». Астрология долгое время рассматривалась как раздел математики (именно это ретроспективно должно вызывать к ней доверие), равным образом она долгое время проходила по ведомости рождающейся астрономии. Cамо понятие астрологии было двусмысленным. Как механическое искусство, она принадлежала к пустому mathesis (mathematica vana), разоблачавшемуся Гуго Сен-Викторским, Роджер Бэкон удалил ее из своего научного Пантеона. Как свободная наука, она совпадает «с той частью астрономии, которая помогает суждению», а тем самым обладает известным философским достоинством. В представлении философов XIII в. «предсказывающая» часть астрологии обладала философским смыслом, поскольку она точно соответствовала философской теории влияния, организовывавшей средневековое восприятие взаимоотношений подлунного и надлунного миров.

                                                     Ален де Либера   65 стр.   37 илл.

 

Щекотка   Смех от щекотки сравнивали с розеттским камнем, ибо щекотка вызывает смех и у людей, и у обезьян, а следовательно, подобно билингве, может дать ключ к «дешифровке» смеха и юмора. Его называли также «пробным камнем для испытания всех теорий» смеха и «главнейшим тестом для теорий юмора». Подавляющее большинство теорий этого испытания не выдерживает, ибо их авторы не находят смеху от щекотки никакого места в своих построениях, а потому попросту исключают его из рассмотрения как примитивную физиологическую реакцию. Смех — явление на грани биологии и культуры. Без сомнения, он вызывает столь большой интерес именно благодаря включенности в культуру. Однако найти его истоки, а следовательно, и его исходную функцию можно лишь в докультурном (биологическом) прошлом. Смех един, и дать ему удовлетворительное объяснение можно только в рамках монистической биокультурной теории. Такую теорию невозможно создать, сводя биологию смеха к его физиологии. Некоторые психологи говорят даже о «биологии юмора», но и в этом случае подразумевается в основном физиология смеха. Поступая так, мы не только отсекаем смех от его реальных биологических корней, но, что еще хуже, делаем его малопонятным в контексте культуры.

                                                       А. Г. Козинцев   38 стр.

 

Зверинец    Одним из важнейших средств наглядного «предъявления» власти государя испокон веков являлись дикие звери и птицы. Упорство, с каким их использовали для «оформления» облика государя на протяжении ряда эпох, объясняется, по-видимому, прежде всего яркостью и богатством ассоциаций, вызывавшихся такой репрезентативной формой. Действительно, царский зверинец наглядно выражает идею власти и подчинения: самые дикие и опасные животные смиряются перед государем и готовы служить его прихотям. Тем самым правитель возвышается не только над людьми, но и над природой. По воле царя хищники соседствуют в зоосаде с теми животными, которых в обычных условиях они мгновенно растерзали бы. В этом, помимо прочего, выражается идея всеобщего мира и покоя, устанавливающегося во всей вселенной под властью истинного государя. По мнению автора IX в. Валафрида Страбона, аббата Райхенау, такой «зоосад» «синонимичен» земному раю, в котором все породы зверей живут мирно под управлением Господа. Этот раннесредневековый автор не так уж оригинален: он лишь предлагает христианскую интерпретацию очень древней идеи о некоей сакральности, присутствующей там, где по воле человека оказывается собрано вместе большое количество животных, особенно редких, красивых или опасных.
                                                               15 стр.

 


                                                                              Дополнения

 

                К статье Эрос (Запад): П. Рикёр. Сексуальность: чудо, заблуждение, загадка

К статье Эрос (Восток): Сергей Зинин.  Эротика по-китайски

К статье  Проституция: Из истории сексуальной жизни во Франции

К статье Некрофилия:  Любовь и смерть в викторианской литературе

 

     

 

                                                           

Маркиз де Сад и XX век  (архив rar 280 kb)

                 


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: history.dejavu
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное