Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Энциклопедия культур Deja vu

  Все выпуски  

Энциклопедия культуры Deja vu


Информационный Канал Subscribe.Ru


Скептицизм   Целью философствования античных скептиков было достижение состояния безмятежности, невозмутимости — атараксии. Эпикурейцы и стоики полагали, что это состояние способен достичь лишь мудрец, обладающий истинным знанием. Поэтому, стремясь к своему этическому идеалу, они тщательно разрабатывали теории познания, пытаясь устранить все возможные ошибки на пути к истине. Сократовскую точку зрения о взаимосвязи категорий счастья и истины разделяли и находившиеся в оппозиции к Саду и Портику пирронисты. Впрочем, пирронисты это в прошлом те же догматики, только наиболее одаренные из них, которые, видя разногласие в суждениях об одних и тех же вещах и не решаясь, каким взглядам отдать предпочтение, остаются в состоянии поиска истины. Такой философ видит, что об одном и том же можно выдвинуть противоположные суждения, имеющие одинаковую силу. Это состояние влечет за собой воздержание от суждения, за которым и следует атараксия. Но и в этом состоянии скептик остается исследователем (о чем говорит и сам термин: σκέψις — «исследование»), готовым рассмотреть любой новый аргумент, выдвинутый его оппонентом. Но он больше не ищет безмятежности посредством поиска истины, поскольку нашел ее другим путем.

                                                         В. П. Лега    10 стр.

          

Фетишизм     С момента появления слова фетиш в европейских языках и превращения его в обобщающий термин для целой категории религиозных фактов, можно заметить преимущественно негативное отношение к фетишизму в самых различных областях культуры. Это отношение было  непосредственно связано с отношением церкви ко всем проявлениям язычества.  Французские просветители рассматривали фетишизм как архаичную форму религии, непосредственно связанную с невежеством. Человек всегда пользовался вещами и всегда знал им цену. Однако вещь, которой владел древний человек и вещь, которой владеет современный человек, - это совершенно разные вещи.   "Все предметы имеют невидимое существование так же как и видимое", - говорят игороты с Филиппинских островов.   Восприятие вещи в традиционном обществе включено в тотемистическое мировосприятие; человек осознает природу-тотем-коллектив как единое неделимое целое, и способен увидеть это целое в вещи.  Вещь-как-единое-целое в определенных пороговых ситуациях призвана напоминать о целостности мира, есть символ (σύμβολον)  целостности, восстанавливает ее в случае утраты.

                                                                              А.Б.    19 илл.

 

Порно     Подпольно снимаемое и демонстрируемое немое “холостяцкое” порно отсчитывает свое рождение с момента изобретения самого кинематографа. В примитивной анонимной форме оно получило особенно широкое распространение в 20—30-е годы, а в начале 60-х легализовалось в виде “художественных” лент. Этой трансформации сопутствовало вот какое обстоятельство. В Соединенных Штатах первыми порнофильмами, предназначенными для широкой публики, стали документальные картины о Дании и о только что осуществившейся там легализации порнографии — “Сексуальная свобода в Дании” (1970) и “Цензура в Дании: новый подход” (1970). В последней, например, показывали “живой” лесбийский секс в ночном клубе под названием “Ольга и ее сексуальный цирк”. Американская публика, которая ни в коем случае не позволила бы смотреть на эту Ольгу в клубной обстановке, с легким сердцем сидела в кинозале, полагая, что всего лишь расширяет познания в области сексуальной культуры другой страны.

                                                                           Линда Уильямс


 

                                                         Галерея     Новые поступления

                                                                           Я. Лукьяненко

 

     

 

                                       С. И. Великовский   Культура как полагание смысла
Междисциплинарные исследования по истории культуры могут дать и дают немало. Увы, они не дадут в результате культуроведения, культурологии как относительно самостоятельной отрасли знания о человеке. Простым сложением, скажем, лингвистики с историей живописи — даже если к ним добавить еще и этнографию или фольклористику, или любую другую частную и частичную науку, вычленяющую свой особый предмет (и свой угол рассмотрения) из огромной совокупности явлений, именуемой культурой,— получить сколько-нибудь удовлетворительной культурологии, к сожалению, нельзя.                                        


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: history.dejavu
Отписаться

В избранное