Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Китай и Россия, взаимоотношения и история No50



КИТАЙ И РОССИЯ,
взаимоотношения и история

No 50

В ЭТОМ ВЫПУСКЕ:

1.       От автора

2.       Информационный блок. Аналитика

 

 

ОТ АВТОРА

Этот выпуск "юбилейный", но разбор полетов, перенесу на сентябрь, когда вернусь с отпуска. Рассылка же будет выходить по прежнему.


В этом выпуске приводится еще один фрагмент «Информационного блока. Аналитика» содержащая некоторую обработку периодики, в том числе по показателю «Транспортные коммуникации», по которому размещается подборка материалов СМИ.

Занимательно, что недавно прошла информация о том, что «наконец» начинается строительство железнодорожного моста в районе Ленинского (Еврейская автономная область).

 

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК. АНАЛИТИКА

[...]

Кроме того, целью США, как талласократической страны, очевидно является контроль коммуникаций между всеми ключевыми игроками геополитики – Европой, Китаем, Средней Азией. Такой контроль наиболее удобен на основе протектируемых государств – государств бывших республик СССР. Контролируя их США будет по прежнему способна управлять геополитическими процессами, делая на этом хороший бизнес. Очевидно сильная Россия, территориально расположенная в самом эпицентре этих трех силовых линий, США не удобна. Осколоки от РФ в виде центральных и западных районов более удобны.

В этом ракурсе, как и для других вариантов развития ситуации, из-за того, что Китай является основным претендентом на Дальневосточные территории России, важным является именно отношение РФ и КНР. Сами отношения и их развитие за последние несколько лет достаточно подробно представлены в выборке статей. Поэтому стратегические выводы предлагается сделать читателю самому, а для облегчения этой задачи, ниже будут приведены несколько базисных тезисов и аналитических выкладок.

1. Территория РФ, точнее сам Дальний Восток, является базисом для построения наземных коммуникаций –  ЕвроАзиатского маршрута, маршрута связывающего Европу и Азию с Америкой – т.е владение этими территориями в обозримой перспективе фактически обеспечит контроль над самым быстрым и доступным наземным способом доставки товаров между основными участниками экономического трансграничного производства. И если доставка из Европы в Китай, Японию и Корею возможна через среднюю Азию и сам Китай, то построение связи с Америкой невозможно без участия ДВ, так как такой маршрут возможен, только через Берингов пролив.

2. Анализируя структуру импорта/экспорта между Дальним Востоком РФ и КНР, можно выделить следующие товарные группы. Импорт в РФ: продовольственные товары, машины и оборудование, товары народного потребления. Экспорт в КНР: древесина, нефтепродукты, металлы, машины и оборудование. Существенную часть экспортируемого в КНР машиностроения составляет военная техника, в частности военные самолеты производимые в Комсомольске-на-Амуре.

3. На данный момент между КНР и РФ предлагается построить следующие мостовые переходы и дороги, преимущественно предложенные китайской стороной (по годам указано количество сообщений на эту тему в материалах показателя «Коммуникации транспортные»):

-           мост авт. Благовещенск (с. Каникурган) – Хэйхэ, Амурская область:  2003 – 2, 2004 – 6, 2005 – 3;

-           мост жд. Благовещенск – Хэйхэ, Амурская область:   2003 – 2, 2004 – 6, 2005           2004 – 1;

-           мост авт. Покровка – Логухэ, Читинская область:        2004– 1, 2005 – 1;

-           мост авт. Амурзет – Миншань, Еврейская автономная область:          2003 – 1, 2004 – 1, 2005 – 1;

-           мост. жд. Нижнее-Ленинское – Тунцзян, Еврейская автономная область:        2004 – 1, 2005 – 2;

-           мост авт. Староцурухайтуй – Хэйшантоу, Читинская область:  2005 – 1;

-           авт. перевал Бетсу-Канас с дорогой на Алтай, Кузбас и Новосибирск, Республика Алтай и Синьцзян-Уйгурский автономный район:  2003 – 1, 2005 – 10.

Дороги к переходам на территории ДВ, реконструируемые:

-           жд. Амазар – Покровка (планируется построить при строительстве моста в Покровке), Амурская область и Читинская область:   2005 – 1;

-           жд. Карымская – Забайкальск:            2005 – 3;

-           жд. Уссурийск – Дунин (пров. Хэйлунцзян), Приморский край: 2003 – 1

-           авт. Биробиджан – Амурзет, ремонт:    2003 – 1.

Действуют следующие наземные погранпереходы РФ и КНР (исключая сообщения речным транспортом и авиационные, например с речным портом Хабаровска или, соответственно, для Приморского края 4 пункта пропуска из 7 действующих):

Железнодорожные переходы:

-           жд. «Гродеково», Пограничный (Гродеково) – Суньфэньхэ (провинция Хэйлунцзян), Приморский край (планируется и автомобильный переход);

-           жд. «Махалино»,  Камышовая – Хунчунь, Приморский край;

-           жд. мост «Дружба», Хасанский район Приморского края, Китайская народная республика, Корейская народная демократическая республика;

-           жд. «Забайкальск», Забайкальск – Манчжурия (автономный район Внутренняя Монголия), Читинская область.

Автомобильные переходы:

-           авт. Краскино-Хуньчунь, Приморский край;

-           авт. «Полтавка», Полтавка-Дунин (мост), Приморский край;

-           авт. «Забайкальск», Забайкальск – Манчжурия, Читинская область;

-           авт. Олочи – Шивэй, Читинская область (бетонный мост);

-           авт. Староцурухайтуй – Хэйшантоу, Читинская область (деревянный мост).

Ледовые дороги (речные паромные переправы):

-           лед. Покровка – Логухэ, Читинская область;

-           лед. Джалинда – Мохэ, Амурская область;

-           лед. Поярково – Сюньке, Амурская область ;

-           лед., паром Благовещенск – Хэйхэ, Амурская область;

-           лед. Ушаково – Хума, Амурская область (рассматривается возможность открытия);

-           лед. Покровка (Бикинский район) – Жоахэ, Хабаровский край;

-           лед. Амурзет и Лобэй, Еврейская автономная область.

Через иностранные государства:

-           авт. «Дорога тысячелетия», Республика Алтай, Монгольская народная Республика и Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР;

-           жд. Наушки – Сухэ-Батор, Республика Бурятия и Монгольская народная республика;

-           жд. Замын-Ууд – Эрлянь, Монгольская народная республика и автономный район Внутренняя Монголия КНР;

-           жд. Достык (Дружба) – Алашанькоу, Казахстан и Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР.

Строятся и реконструируются следующие крупные дороги на Дальнем Востоке (по годам указано количество сообщений на эту тему в материалах показателя «Коммуникации транспортные»):

-           авт. Чита – Хабаровск 2003 – 4, 2004 – 2, 2005 – 3;

-           авт. Якутск – Магадан 2003 – 1, 2004 – 2, 2005 – 1;

-           жд. Хасан – Уссурийск 2003 – 2, 2004 – 1;

-           жд. Байкало-Амурская Магистраль      2003 – 2;

-           жд. Транссибирская магистраль          2003 – 1, 2004 – 1;

-           жд. Тында – Якутск      2004 – 1, 2005 – 1.

Крупнейшие автодороги Дальнего Востока, не входящие в состав строящихся трасс Чита – Хабаровск и Сковородино – Якутск – Магадан):

-           Хабаровск – Уссурийск – Владивосток: асфальтированная;

-           Хабаровск – Находка: асфальтированная, частично грунт;

-           Хабаровск – Комсомольск-на-Амуре: асфальтированная;

-           Хабаровск – Лидога – Ванино: частично асфальтированная;

-           Хабаровск – Николаевск-на-Амуре: асфальт до Комсомольска, грунт до Николаевска, нет моста через Амур у Николаевска;

-           Раздольное – Хасан: асфальт, частично грунт;

-           Владивосток – Находка: асфальт;

-           Холмск – Южно-Сахалинск – Оха: грунт (Холмск – Ванино, автомобильный и железнодорожный паром).

В КНР строятся следующие крупные транспортные магистрали и дороги:

На северо-востоке:

-           жд. Суйфэньхэ – Тумэн – Дайдонг – Далянь;

-           жд. Цинхай – Тибет;

-           жд. Чэнду – Куньмин – Маньчжурия;

-           авт. Хайлар-Маньчжурия.

Автомагистрали «Север-Юг»:

-           Тунцзян (пров. Хэйлунцзян) – Санья (пров. Хайнань);

-           Пекин – Фучжоу (пров. Фуцзянь, Юго- Восточный Китай);

-           Пекин – Чжухай (южная провинция Гуандун);

-           Эрэн-Хото (Внутренняя Монголия) – Хэкоу (юго-западная провинция Юньнань);

-           Чунцин – Чжаньцзян.

Автомагистрали «Восток-Запад»:

-           Суйфэньхэ – Маньчжурия;

-           Даньдун – Лхаса;

-           Циндао – Иньчуань;

-           Ляньюньган (юго-восточная провинция Чжэцзян) – Хоргос (Синьцзян-Уйгурский автономный район, Северо-Западный Китай);

-           Шанхай – Чэнду;

-           Шанхай – Жуйцзинь;

-           Хэнъян – Куньмин.

4. Следует отметить появление сообщений в СМИ о готовности китайских инвесторов вкладывать финансовые средства в социальную сферу и инфраструктуру, не приносящие прибыли, и это при том, что до сих пор основным видом инвестиция являлись: пополнение оборотных средств, приобретение предприятий по добыче полезных ископаемых.

5. Интересна фильтрация предложений Китая, не проходящих в Российские СМИ и лишь косвенно упоминаемые в КНР: проект переброски вод Байкала нигде не просочившийся в СМИ РФ, но активно отрицавшийся в КНР; информация о готовности построить жилые районы для китайских граждан под Владивостоком, информация о предложения Китая по использованию труда китайских граждан в РФ.

6. Существуют различия в оценке оборота торговли...

 

 

 

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Автор

Андрей Куминов

Эл. почта

askuminov-china@yahoo.com

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1.  Автор оставляет за собой право использовать полученные письма для публикации на условиях анонимности, либо с указанием информации не позволяющей идентифицировать отправителя, если явно не указано иное.
2.  Материалы подготовлены на основе книги автора рассылки, все права защищены (C). Куминов А.С. "Китай - надвигается война?" - СПб.: 100Аж, 2005 - 352 с. ISBN 5-9900513-2-8
Все права на материалы, опубликованные в рассылке, принадлежат А.С. Куминову, если не указан иной автор.
3.  Цитаты (фрагменты и выдержки) из публикаций других авторов даются с информационно-научной целью и могут рассматриваться как безвозмездная реклама этих работ, при несогласии с этим авторов и правообладателей, публикация цитат из их работ будет прекращена.
4. Рассылка осуществляется при поддержке клуба Дальневосточников. На сайте клуба открыт форум для обсуждения материалов рассылки.


В избранное