Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Китай и Россия, взаимоотношения и история No49



КИТАЙ И РОССИЯ,
взаимоотношения и история

No 49

В ЭТОМ ВЫПУСКЕ:

1.       От автора

2.       Информационный блок. Аналитика

3.       Информационный блок. Материалы по показателям

 

 

ОТ АВТОРА

В этом и последующем выпуске приводится начло «Информационного блока. Аналитика» содержащая некоторую обработку периодики, в том числе по показателю «Транспортные коммуникации», по которому размещается подборка материалов СМИ.

 

 

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК. АНАЛИТИКА

Приведенные показатели, тенденции их развития и подборка материалов содержат достаточные данные для самостоятельного сопоставления и анализа, что позволяет избежать ненужного навязывания стороннего мнения. Но все же привести небольшие комментарии считаю целесообразным.

Общее военное развитие России исходит из принципов опоры на ядерные силы, создания подразделений повышенной боевой готовности, а также профессионализма. Так декларируется. Реально же военные силы, по сути своей развалены, молодежь уходит от призыва, офицерские кадры стареют, а многие из способных военных кадров армию покинули. В настоящий момент молодые парни по возрастным группам составляют следующие группы: 20-15 лет – по 1,2 млн. чел. на каждый год; 13-14 – 1 млн.; 12-11 – 0,9 млн.; 1-10 – 0,6 млн.

В последние годы призывается далеко не вся молодежь – разными методами уходят от службы в армии до 60-70% юношей. Сейчас идет еще максимум призыва – подлежит призыву молодежь, рожденная в благоприятные брежневские времена. В тоже время прорабатываются и постепенно принимаются поправки к законодательству об уменьшении отсрочек от призыва из-за ожидаемой резкой сокращаемости комплектации армии рядовым составом. Реальный спад наступит в призывном возрасте 11-ти летних*, т.е. через 6 лет, в 2011 году. И то реально он проявится только в 2012 г., когда уйдут в запас нынешние 11-летние мальчишки. Таким образом, варьируя этими поправками и забирая подросших юношей, а также тех, кому отсрочки отменили – можно обеспечить резкое увеличение комплектации армии в 2-3 раза**.

Но это цифры для индустриального ведения войны. Очевидно, что применение военных действий по этому типу войны в настоящее время малоэффективно и чревато негативными последствиями, в том числе возможностью ответного использования ядерного оружия. В силу этого, вероятно, что такая армия России не поможет, особенно в случае применения потенциальным противником постиндустриальных методов войны. С другой стороны, например китайская армия в настоящее время также ориентирована на ведение войн индустриальным методом, хотя ее размер в пропорции к общей численности населения, по сравнению с РФ, несоизмеримо меньше (в 5-10 раз ). Вместе с тем методы информационной войны в КНР активно прорабатываются и существуют специальные подразделения по их применению, кроме того в военной доктрине КНР заявлено о не применении первыми ядерного оружия, но в тоже время разрешены упреждающие военные удары, в том числе с целью «возврата» территорий.

Наиболее эффективным способом разрушения страны может быть внедрение агентов влияния, введение их в административную и политическую властную вертикаль, формирование общественного мнения. В конечном итоге это приведет к развалу страны изнутри под предлогом стабилизации, защиты интересов своих граждан и т.п., к получению контроля над остаточными территориальными образованиями. В этом случае не помогут ни ядерный щит, ни высокоточное оружие, ни профессиональные боевые группы – упредить это может только консолидированный этнос, каждый индивидуум в котором чувствует ответственность за судьбу своей страны.

Активизация китайских диаспор, китайского капитала на Дальнем Востоке и в Сибири в первую очередь рассматривается как оживление экономического взаимодействия двух соседних стран. Очевидно, что это действительно происходит, вопрос лишь в том: исчерпывается ли всё этим. Экономическое оживление и экономическая зависимость могут быть составляющими одного процесса.

Кроме того, резкий скачок в «культурном» обмене показывает, что активизируется не только экономика.

При такой ситуации недостаточность взаимосвязей Дальнего Востока и Сибири с центральными регионами страны, при общей слабости государства – составляют достаточно редкую возможность реализовать внешние устремления китайского суперэтноса, находящегося на стадии развития. Возможность, которая может не повториться в ближайшей исторической перспективе, в том числе по причине захвата их другими государствами. Так же немаловажным фактором является то, что принимать решение будут те 20-летние юноши 70-х годов, дети китайской революции – которые сейчас составляют костяк 45-55 летних китайских бюрократов, определяющих основную государственную политику в Китае. А пожилые китайцы, обучавшиеся в СССР или еще помнящие дружественное взаимодействие с русскими, их помощь в освобождении Китая от Японии, уходят из активной жизни.

Следует обратить внимание на сильно проявившуюся в 2005 году тенденцию противостояния США и Китая. Очевидно, что России оно выгодно, и ей удобно действовать совместно с США по защите от КНР. Но насколько такой альянс может быть действенным? Опасения США связаны не столько с возрастающей экономической и военной мощью Китая, так как она явно еще несколько десятилетий не дотянет до американской, сколько с тем, что в соответствии со своими договорами штаты обязались защищать Тайвань. Таким образом, при эскалации напряженности между Тайванем и КНР, Соединенным штатам будет необходимо вступиться за Тайвань, в том числе и потому что это будет вызовом США, и оттого, как американцы смогут на него ответить, будет зависеть судьба других договоров о «протекторате» как в АТР, так и во всем мире. В конечном итоге от этого будет зависеть статус «супердержавы», а именно на нем завязано благосостояние американских граждан и особые успехи в экономике, во всяком случае, на этом переходном периоде к полностью постиндустриальной экономике и новой форме организации англо-американского сообщества. Анализ тактики действий США приводит к выводу, что американцы не допустят втягивания в такой конфликт. Для них возможно два варианта выхода из этой сложной ситуации с «сохранением лица». Первый – заранее нивелировать договор с Тайванем, очевидно при уже получившей развитие ситуации, вариант сложный и отягощенный различными осложнениями. Второй вариант – перенаправить агрессию КНР на другой объект, с которым США не связывают никакие обязательства и, кроме того, который неудобен в таком качестве. Такими объектами в настоящий момент может являться РФ и бывшие среднеазиатские республики СССР. Очевидно, такое перенаправление вызовет замедление развития КНР на какой-то период времени, снизит экспансионистскую напряженность в китайском обществе. Кроме того, это позволит выиграть время, углубить ситуацию нестабильности в Китае, и в конечном итоге такое приобретение может оказаться роковым для КНР, особенно при содействии внешних сил, и на основе опыта США приведет к развалу Китая.

Кроме того целью США, как талласократической страны, ...

 [...]

 

 

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК. МАТЕРИАЛЫ ПО ПОКАЗАТЕЛЯМ. ТРАНСПОРТНЫЕ КОММУНИКАЦИИ

Коммуникации транспортные – война индустриальная требует массовой переброски войск, в тоже время война постиндустриальная требует высокой мобильности подразделений, соответственно обе требуют развития соответствующих коммуникаций – дорог, аэропортов. Индустриальный метод оборонительной войны предусматривает построение рокадных дорог (вдоль предполагаемой линии фронта) для осуществления оперативной переброски войск с одного участка на другой, наступательный – к предполагаемым центрам наступления – фронтальных дорог.


Китайцы хотят экспортировать уголь через российские порты, 04.03.2003 (Дейта.RU)

Перспективы строительства железной дороги Дунин – Уссурийск обсудили российские и китайские специалисты на международной конференции в Харбине. По расчетам китайской стороны, при успешной реализации проекта железной дороги Дунин – Уссурийск, ежегодно из Китая через российские железные дороги в порты Приморья может перевозиться до 20 миллионов тонн угля для перевалки на экспорт.

Автодорога Чита – Хабаровск стала объектом года, 06.03.2003 (Дейта.RU)

Важнейшим объектом автодорожного строительства в 2002 году стала трасса Чита-Хабаровск.

Железная дорога сделает ремонт на 4,5 миллиарда, 27.03.2003 (Дейта.RU)

Шестая часть пути - 1158 километров - будут отремонтированы в этом году в сезон летне-путевых работ на Дальневосточной железной дороге. На эти деньги будут отремонтированы мосты, тоннели, уложены 179 километров бесстыковых рельсов и 320 комплектов стрелочных переводов. Особое внимание будет уделено реконструкции 240-километового участка будущей Транскорейской магистрали от станции Хасан до Уссурийска. Обновление путевого хозяйства позволит повысить скорость движения тяжеловесных грузовых и пассажирских эшелонов, безопасность движения.

Амурская область: Ледовая переправа через р. Амур между п. Джалинда (РФ) - п. Мохэ (КНР) закрыта, 16.04.2003 (http://www.regnum.ru/news/107387.html)

Глава администрации Амурской области подписал постановление о закрытии международной ледовой переправы сообщением п. Джалинда (РФ) - п. Мохэ (КНР) для всех видов транспорта. Как сообщили в пресс-службе областной администрации, основанием для этого послужил акт обследования областной комиссии по контролю за состоянием ледовых переправ.

Министр и полпред обсудят дорожное хозяйство, 17.05.2003 (Дейта.RU)

Полпред президента в ДВФО Константин ПУЛИКОВСКИЙ и Министр транспорта Сергей ФРАНК проведут сегодня в Хабаровске совещание «О среднесрочной программе развития дальневосточного региона в части дорожного хозяйства». В ходе совещания необходимо уточнить все существующие крупные и мелкие проблемы, связанные со строительством одной из главных строек Дальнего Востока – автомобильной дороги Чита-Хабаровск.

Строительство магистрали Чита – Хабаровск является приоритетным, 17.05.2003 (Дейта.RU)

В соответствии с Национальной программой «Дороги России ХХI века» приоритетными для Сибири и Дальнего Востока является развитие трансконтинентальной широтной магистрали, так называемого Второго панъевропейского транспортного коридора (Париж-Берлин-Москва-Владивосток). Строящаяся автомобильная дорога «Амур» Чита-Хабаровск станет ключевым звеном региональной транспортной системы, поскольку, являясь связующим звеном между Сибирью, Приморьем, Якутией, Магаданом, магистраль позволит не только интегрировать Дальний Восток страны в единую транспортную систему России, но и включить Россию в целом в систему мировых транспортных коммуникаций. За 4 месяца этого года программа дорожных работ выполнена в объеме 2,253 миллиарда рублей или на 45 процентов от объема годового задания.

Власти просят увеличить финансирование строительства автодороги, 18.05.2003 (Дейта.RU)

Автомобильная дорога Хабаровск – Лидога – Ванино является одним из приоритетных объектов строительства дорожного хозяйства края.

Автодороге нужно дополнительное финансирование, 21.05.2003 (Дейта.RU)

В первом квартале 2004 года планируется открыть сквозное автомобильное движение между Москвой и Владивостоком. Полностью завершить строительство дороги, с учетом создания усовершенствованного покрытия, планируется до 2008 года.

Красноярский край: Автодорога между Китаем и Алтаем нанесет ущерб фауне региона?, 10.07.2003 (http://www.regnum.ru/news/134075.html)

Члены Координационного совета по внешним связям Межрегиональной ассоциации “Сибирское соглашение” рассмотрели вопрос о возможности строительства прямой автодороги до Китая через Алтайский край. Эта дорога позволит значительно укрепить торговые отношения с КНР и принесет выгоду, как Китаю, так и всему Сибирскому федеральному округу в целом.

Через 2 года откроется сквозное движение в Магадан, 11.07.2003 (Дейта.RU)

В 2005 году откроется сквозное автомобильное движение по маршруту Якутск-Магадан.

Китайская Восточная железная дорога отмечает 100 лет, 13.07.2003 (Дейта.RU)

Исполнится 100 лет со дня сдачи в постоянную эксплуатацию Китайской Восточной железной дороги, которая обеспечила сквозное движение из Европейской России до Владивостока, сократив протяженность Транссиба на 540 километров. В ходе сооружения Великого Сибирского пути (1891-1916) было решено заменить проектируемый ранее Амурский участок (Сретенск - Хабаровск) дороги на более прямой и короткий через Маньчжурию (область на северо-востоке Китая). Кроме того, этот проект позволял российскому правительству решить стратегические задачи в Восточной Азии - завладеть незамерзающими портами на Тихоокеанском побережье.

В 1896 году Российская империя получила концессию на постройку и эксплуатацию Китайской Восточной железной дороги (КВЖД). Было образовано частное, но полностью контролируемое правительством акционерное общество с правом эксплуатации дороги в течение 80 лет со времени открытия движения. По истечении срока дорогу должны были бесплатно передать Китаю. Вдоль проектируемой линии выделялась так называемая полоса отчуждения КВЖД, на которой действовали российские законы. По составленному проекту КВЖД начиналась от границы с Забайкальем (станция Маньчжурия), проходила через реку Сунгари, на пересечении с которой вскоре был построен город Харбин - административно-хозяйственный центр дороги, и примыкала к Уссурийскому краю (станция Пограничная). От Харбина на юг шла линия до Порт-Артура на Желтом море. Всего предстояло уложить 2527 километров пути.

Строительство дороги началось летом 1898 года. По всей линии работало одновременно до 200 тысяч китайских рабочих под руководством русских специалистов. Несмотря на тяжелейшие условия работ, 21 октября (по старому стилю) 1901 года укладка пути на всем протяжении дороги была завершена, Великий Сибирский рельсовый путь был сомкнут. Всего на дороге было построено 912 металлических и 258 каменных арочных мостов, 9 тоннелей.

[…]

 

 

 

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Автор

Андрей Куминов

Эл. почта

askuminov-china@yahoo.com

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1.  Автор оставляет за собой право использовать полученные письма для публикации на условиях анонимности, либо с указанием информации не позволяющей идентифицировать отправителя, если явно не указано иное.
2.  Материалы подготовлены на основе книги автора рассылки, все права защищены (C). Куминов А.С. "Китай - надвигается война?" - СПб.: 100Аж, 2005 - 352 с. ISBN 5-9900513-2-8
Все права на материалы, опубликованные в рассылке, принадлежат А.С. Куминову, если не указан иной автор.
3.  Цитаты (фрагменты и выдержки) из публикаций других авторов даются с информационно-научной целью и могут рассматриваться как безвозмездная реклама этих работ, при несогласии с этим авторов и правообладателей, публикация цитат из их работ будет прекращена.
4. Рассылка осуществляется при поддержке клуба Дальневосточников. На сайте клуба открыт форум для обсуждения материалов рассылки.


В избранное