Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Классификация моторных масел по вязкости


Классификация моторных масел по вязкости

Вязкость – важнейшая характеристика моторного масла. Ниже мы расскажем, как классифицируются моторные масла в соответствии с ГОСТ и международными стандартами.
Российский ГОСТ 17479.1 разделяет масла в зависимости от величины кинематической вязкости при различных температурах на следующие вязкостные классы:
летние масла
- 8*, 10, 12, 14, 16, 20, 24
зимние масла
- Зз, 4з, 5з, 6з, 6, 8*
всесезонные масла
- обозначаются дробным индексом (например, 5з/12, 6з/14 и т.д.)
Для всех сортов нормируются пределы кинематической вязкости при 100°С, а для зимних и всесезонных сортов дополнительно нормируется величина кинематической вязкости при –18°С (табл. 1).

[table]
[tr][th]Класс вязкости по ГОСТ 17479.1[/th][th]Вязкость кинематическая, мм2/с, при температуре + 100°С[/th][th]Вязкость кинематическая, мм2/с, при температуре + 100°С[/th][th]Вязкость кинематическая, мм2/с, при температуре – 18°С[/th][/tr]
[tr][td][/td][td]не менее[/td][td]не более[/td][td]не более[/td][/tr]
[tr][td]Зз[/td][td]3,8[/td][td]–[/td][td]1250[/td][/tr]
[tr][td]4з[/td][td]4,1[/td][td]–[/td][td]2600[/td][/tr]
[tr][td]5з[/td][td]5,6[/td][td]–[/td][td]6000[/td][/tr]
[tr][td]6з[/td][td]5,6[/td][td]–[/td][td]10 400[/td][/tr]
[tr][td]6[/td][td]5,6[/td][td]7,0[/td][td]–[/td][/tr]
[tr][td]8[/td][td]7,0[/td][td]9,3[/td][td]–[/td][/tr]
[tr][td]10[/td][td]9,3[/td][td]11,5[/td][td]–[/td][/tr]
[tr][td]12[/td][td]11,5[/td][td]12,5[/td][td]–[/td][/tr]
[tr][td]14[/td][td]12,5[/td][td]14,5[/td][td]–[/td][/tr]
[tr][td]16[/td][td]14,5[/td][td]16,3[/td][td]–[/td][/tr]
[tr][td]20[/td][td]16,3[/td][td]21,9[/td][td]–[/td][/tr]
[tr][td]24[/td][td]21,9[/td][td]26,1[/td][td]–[/td][/tr]
[tr][td]Зз/8[/td][td]7,0[/td][td]9,5[/td][td]1250[/td][/tr]
[tr][td]4з/6[/td][td]5,6[/td][td]7,0[/td][td]2600[/td][/tr]
[tr][td]4з/8[/td][td]7,0[/td][td]9,3[/td][td]2600[/td][/tr]
[tr][td]4з/10[/td][td]9,3[/td][td]11,5[/td][td]2600[/td][/tr]
[tr][td]5з/10[/td][td]9,3[/td][td]11,5[/td][td]6000[/td][/tr]
[tr][td]5з/12[/td][td]11,5[/td][td]12,5[/td][td]6000[/td][/tr]
[tr][td]5з/14[/td][td]12,5[/td][td]14,5[/td][td]6000[/td][/tr]
[tr][td]6з/10[/td][td]9,3[/td][td]11,5[/td][td]10 400[/td][/tr]
[tr][td]6з/12[/td][td]11,5[/td][td]12,5[/td][td]10 400[/td][/tr]
[tr][td]6з/14[/td][td]12,5[/td][td]14,5[/td][td]10 400[/td][/tr]
[tr][td]6з/16[/td][td]14,5[/td][td]16,3[/td][td]10 400[/td][/tr]
[/table]


Для всесезонных масел цифра в числителе характеризует зимний класс, а в знаменателе – летний; буква «з» указывает на то, что масло – загущенное, т.е. содержит загущающую (вязкостную) присадку. Так, всесезонное масло класса вязкости 5з/12 по кинематической вязкости при 100°С соответствует летнему маслу класса 12, а при –18°С – зимнему маслу класса 5з.
Масло класса 8 нередко используют как в летний, так и в зимний период эксплуатации.
По ГОСТ 51634-2000 допускается взамен кинематической вязкости при минус 18 нормировать кажущуюся (динамическую) вязкость при отрицательных температурах.


!Международная классификация моторных масел по вязкости SAE J-300 DEC 99
В большинстве развитых стран мира общепринятой служит классификация моторных масел по вязкости, установленная SAE (Американским обществом автомобильных инженеров) в стандарте SAE J-300 DEC 99 и введенная в действие с августа 2001 г. (табл.2).
Данная классификация содержит 11 классов:
6 зимних
- 0w, 5w, 10w, 15w, 20w, 25w (w-winter, зима)
5 летних
- 20, 30, 40, 50, 60.
Всесезонные масла имеют двойное обозначение через дефис, причем первым указывается зимний (с индексом w) класс, а вторым - летний, например SAE 5w-40, SAE 10w-30 и т.д. Зимние масла характеризуют два максимальных значения динамической (в отличие от кинематической для ГОСТа) вязкости и нижний предел кинематической вязкости при 100°С. Летние масла характеризуют пределы кинематической вязкости при 100°С, а также минимальное значение динамической высокотемпературной (при 150°С) вязкости при градиенте скорости сдвига
10E6с-1.
В обеих вязкостных классификациях (ГОСТ, SAE), чем меньше число в числителе с индексом «з» (ГОСТ) или перед буквой «w» (SAE), тем меньше вязкость масла при низкой температуре и соответственно легче холодный пуск двигателя. Чем больше число, стоящее в знаменателе (ГОСТ) или после дефиса (SAE), тем больше вязкость масла при высокой температуре и надежнее смазывание двигателя в летнюю жару.
В таблице 3 приведено примерное соответствие классов вязкости моторных масел по ГОСТ 17479.1-85 классам вязкости по SAE J-300.

[table]
[tr][th]Класс вязкости[/th][th]Низкотемпературная (динамическая) вязкость[/th][th]Низкотемпературная (динамическая) вязкость[/th][th]Высокотемпературная вязкость[/th][th]Высокотемпературная вязкость[/th][/tr]

[tr][td][/td][td]проворачивание[/td][td]прокачиваемость[/td][td]кинематическая при 100°С[/td][td]динамическая при 150°С и скорости сдвига 10E6 с-1
[tr][td][/td][td]по методу ASTM D 5293 (вискозиметр CCS, имитация холодного пуска), мПа∙c[/td][td]по методу ASTM D 4684 (вискозиметр MRV) кинематическая при 100°С, мПа∙c[/td][td](по методу ASTM D 445), мм2/с[/td][td]по методу ASTM D 4683 или СЕС L-36-A-90, на коническом имитаторе подшипника, мПа∙с[/td][/tr]
[tr][td][/td][td]максимальная вязкость, при температуре[/td][td]максимальная вязкость, при температуре[/td][td]min[/td][td]max[/td][td]min[/td][/tr]
[tr][td]0w[/td][td]6200 при -35°С[/td][td]60 000 при -40°С[/td][td]3,8[/td][td]-[/td][td]-[/td][/tr]
[tr][td]5w[/td][td]6600 при -30°С[/td][td]60 000 при -35°С[/td][td]3,8[/td][td]-[/td][td]-[/td][/tr]
[tr][td]10w[/td][td]7000 при -25°С[/td][td]60 000 при -30°С[/td][td]4,1[/td][td]-[/td][td]-[/td][/tr]
[tr][td]15w[/td][td]7000 при -20°С[/td][td]60 000 при -25°С[/td][td]5,6[/td][td]-[/td][td]-[/td][/tr]
[tr][td]20w[/td][td]9500 при -15°С[/td][td]60 000 при -20°С[/td][td]5,6[/td][td]-[/td][td]-[/td][/tr]
[tr][td]25w[/td][td]13 000 при -10°С[/td][td]60 000 при -15°С[/td][td]9,3[/td][td]-[/td][td]-[/td][/tr]
[tr][td]20[/td][td]-[/td][td]-[/td][td]5,6[/td][td]9,3[/td][td]2,6[/td][/tr]
[tr][td]30[/td][td]-[/td][td]-[/td][td]9,3[/td][td]12,5[/td][td]2,9[/td][/tr]
[tr][td]40[/td][td]-[/td][td]-[/td][td]12,5[/td][td]16,3[/td][td]2,9*[/td][/tr]
[tr][td]40[/td][td]-[/td][td]-[/td][td]12,5[/td][td]16,3[/td][td]3,7**[/td][/tr]
[tr][td]50[/td][td]-[/td][td]-[/td][td]16,3[/td][td]21,9[/td][td]3,7[/td][/tr]
[tr][td]60[/td][td]-[/td][td]-[/td][td]21,9[/td][td]26,1[/td][td]3,7[/td][/tr]
[/table]

* Для классов SAE 0w-40, 5w-40, 10w-40.
Для классов SAE 40, 15w-40, 20w-40, 25w-40.
!Примерное соотношение классов вязкости моторных масел по ГОСТ 17479.1-85 классам вязкости по SAE J-300

[table]
[tr][th]Класс вязкости по ГОСТ 17479.1-85[/th][th]Класс вязкости по SAE J-300[/th][th]Класс вязкости по ГОСТ 17479.1-85[/th][th]Класс вязкости no SAE J-300[/th][/tr]

[tr][td]Зз[/td][td]5w[/td][td]24[/td][td]60[/td][/tr]
[tr][td]4з[/td][td]10w[/td][td]Зз/8[/td][td]5w-20[/td][/tr]
[tr][td]5з[/td][td]15w[/td][td]4з/6[/td][td]10w-20[/td][/tr]
[tr][td]6з[/td][td]20w[/td][td]4з/8[/td][td][/td][/tr]
[tr][td]6[/td][td]20[/td][td]4з/10[/td][td]10w-30[/td][/tr]
[tr][td]8[/td][td][/td][td]5з/10[/td][td]15w-30[/td][/tr]
[tr][td]10[/td][td]30[/td][td]5з/12[/td][td][/td][/tr]
[tr][td]12[/td][td][/td][td]5з/14[/td][td]15w-40[/td][/tr]
[tr][td]14[/td][td]40[/td][td]6з/12[/td][td]20w-30[/td][/tr]
[tr][td]16[/td][td][/td][td]6з/14[/td][td]20w-40[/td][/tr]
[tr][td]20[/td][td]50[/td][td]6з/16[/td][td][/td][/tr]
[/table]


----
Ознакомиться со всеми статьями и получить любую справочную информацию вы можете на сайте
www.army-guide.com/rus
Если Вы хотите бесплатно увидеть свою статью в этой рассылке, пишите по адресу
info@army-guide.com

В избранное