Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Словарь терминов, связанных со смазочными материалами


Словарь терминов, связанных со смазочными материалами

В связи с участившимися вопросами относительно значения тех или иных специальных терминов, мы разместили настоящий словарь. Надеемся, он поможет разобраться в имеющейся информации и подобрать необходимый материал.

Абразивный износ – механический износ во время скольжения двух поверхностей друг по другу.
Адгезивные смазочные _вещества – смазочные вещества с компонентами, улучшающими адгезию, которые не срываются с поверхностей центробежными силами.
Антифрикционное покрытие – наиболее обычный и широко используемый в настоящее время тип сухой смазки. Эта группа включает материалы как с отверждением на воздухе, так и с тепловым отверждением. Эти смеси обычно состоят из твердого смазочного вещества, называемого «пигментом» и связующего агента. См. «связующее вещество».
_ASTM – Американское Общество Испытания Материалов (American Society for Testing Materials).
Точка самовозгорания – температура, при которой масло воспламеняется само по себе, т.е. без присутствия пламени.
Базовое масло – основная компонента смазочных масел и консистентных смазок.
_Вязкость – вязкость представляет собой меру внутреннего трения в жидкости или ее сопротивления течению.
Водостойкость консистентной _смазки – поведение консистентных смазок в присутствии воды имеет большое значение с точки зрения возможности их использования в качестве антифрикционных смазок для подшипников. Для таких применений требуются либо водоотталкивающие (водостойкие) либо поглощающие воду (эмульгируемые) антифрикционные консистентные смазки.
_Величина _DN – параметр, определяющий выбор консистентной смазки, которая должна использоваться в подшипнике качения при заданной скорости его вращения. Он представляет собой средний диаметр подшипника в мм, умноженный на скорость вращения в оборотах в минуту.
Вещества для повышения клейкости / усилители адгезии – присадки, добавляемые к маслам и консистентным смазкам для улучшения адгезии (например, полиизобутен).
Выпотевание масла – “Вытекание” масла из консистентной смазки во время хранения или в результате механического/динамического или температурного стресса.
Депрессант точки _текучести – присадка, используемая для понижения температуры застывания смазочной жидкости.
_Детергент – агент для разрыхления и удаления остатков и налетов с поверхностей скольжения.
Диапазон эксплуатационных _температур – диапазон, в котором смазка соответствует техническим требованиям, и сохраняется приемлемый интервал между подачами доз смазки.
Динамическая вязкость – мера внутреннего трения во время течения смазочного масла (например, течения через трубы или щели).
Дисперсные системы – название, применяемое к системам двух веществ, в которых одно вещество содержится в другом (жидком) в диспергированной форме.
Дисульфид молибдена (MoS2) – Твердая смазка.
_Загустители – Загустители обычно представляют собой мыла металлов (загущение мылом), но могут использоваться и другие органические и неорганические загущающие агенты (немыльное загущение, например, кремнеземом, бентонитом, мочевиной, ПТФЭ и др.).
Измерение вязкости – вязкости измеряются различными вискозиметрами. Единицей измерения является мм2/с. Важным фактором при измерении вязкости является температура, потому что вязкость существенно зависит от температуры. (Холодные масла являются более вязкими, теплые масла – менее вязкими.)
_Износ – Вызывается трением и прямым контактом между противостоящими поверхностями после разрушения смазочной пленки.
_Изъязвление (питтинг) – напоминающие кратеры раковины в металле (например, по полюсной линии зубчатой передачи), вызванные усталостью материала.
_Ингибиторы – присадки к смазкам, которые уменьшают окисление и, тем самым, старение, образование красной ржавчины и коррозию.
Испытание в солевом тумане – коррозия стали измеряется в условиях воздействия соляного тумана. Стальной лист покрывается смазкой и подвергается действию соляного тумана в замкнутой камере. После испытания измеряется число часов, прошедшее до момента образования определенной степени коррозии.
Кодовая категория _H1: Смазочные вещества с возможностью случайного контакта с продуктами питания должны соответствовать стандарту 21 CFR 178.3570; они могут использоваться в условиях производства продуктов питания, где имеется возможность случайного контакта с пищей
Кодовая категория _H2: Смазочные вещества не контактирующие с продуктами питания; могут использоваться в оборудовании и деталях машин в тех местах, где исключена возможность контакта между смазкой и продуктами питания
Кодовая категория _H3: Растворимые масла
_Коллоид – взвесь мелких частиц (от 10-5 до 10-7 см) в жидкости, которая ведет себя как раствор (не происходит осаждения частиц).
_Комплексные консистентные смазки – консистентные смазки с загустителями на базе мыла, образованного соединением гидроксидов металлов с различными кислотами. Особенно хорошо подходят для приложений, требующих высокотемпературной долговременной смазки.
_Консистентная смазка – 2-фазная система: загуститель с жидкостью, смазочное средство.
_Консистенция – мера состояния (твердости) консистентных смазок. Она измеряется по пенетрации инструмента в нерабочую и рабочую смазку и количественно выражается в соответствии с рекомендациями NLGI (National Lubricating Grease Institute = Национальный Институт Консистентных Смазок). Для упрощения выражения консистенции консистентных смазок, весь диапазон консистенции в соответствии с пенетрацией в рабочую смазку делится на девять классов, например
[table]
[tr]
[th]Класс консистенции[/th]
[th]Пенетрация в рабочую смазку (1/10 мм)[/th]
[/tr][tr]
[td]00[/td]
[td]400-430[/td]
[/tr][tr]
[td]0[/td]
[td]355-385[/td]
[/tr][tr]
[td]1[/td]
[td]310-340[/td]
[/tr][tr]
[td]2[/td]
[td]265-295[/td]
[/tr]
[/table]
Коррозионное истирание (фреттинг-коррозия) – ржавчина, которая образуется на посадочных местах. Если говорить точнее, то это фрикционный износ, которому подвергаются подвижные детали и их посадочные места из-за колебательных движений с очень малой амплитудой и высокой частотой. Обычно очень маленькие частицы железа, образующиеся в результате износа, реагируя с кислородом образуют ржавчину, которая, в конце концов, вызывает заклинивание на опорной поверхности. Другим отрицательным эффектом коррозионного истирания
является быстрое развитие усталости сталей, которое легко может привести к поломке. (Наиболее надежным средством предотвращения фреттинг-коррозии является предотвращение контакта двух металлов пары, например, с помощью твердых смазочных веществ.)
Коэффициент трения – отношение силы трения между двумя поверхностями, скользящими одна по другой, к силе, перпендикулярной этим поверхностям.
_Литий – щелочной металл, гидроксид которого вместе с органическими кислотами используется для производства литиевого мыла, служащего загустителем для консистентных смазок.
Момент трогания – эффективная нагрузка, пересчитанная во вращательный момент, необходимая для отвинчивания болтового соединения (максимальный вращательный момент до начала движения).
Мыло в консистентной смазке – соединение жирной кислоты и гидроксида металла. За счет правильного выбора жирной кислоты и гидроксида металла (кальций, литий, алюминий) можно изменить такие свойства мыла, как водостойкость и температурная стойкость.
Набухание / Усадка – под действием смазочных материалов, паров или газов герметизирующие материалы, изготовленные из резины, эластомеров и т.п., могут подвергаться нежелательным изменениям, т.е. набухать или сморщиваться.
Нерабочая пенетрация – консистенция смазки или пасты в состоянии покоя, т.е. в том состоянии, в котором материал поставляется.
_NSF (National Sanitation Foundation = Национальный Фонд Санитарной Охраны) – Организация, которая разрабатывает стандарты и производит сертификацию продуктов, а также ведет просветительскую работу в области здравоохранения и безопасности.
_Образование задиров – следы на металле в форме борозд, вызванные машинной обработкой или истиранием.
_O. _K. _load (Допустимая нагрузка) – показатель устойчивости смазочного вещества к давлению. Это максимальная нагрузка при которой еще не происходит разрыва смазочной пленки, и, таким образом, не происходит сваривания испытываемых образцов (выражается в ньютонах [Н]).
_Пасты – Сочетания твердых смазочных веществ с маслом для облегчения нанесения тонкой смазочной пленки.
_Пенетрация – Показывает мягкость или твердость консистентной смазки. Представляет собой глубину проникновения (пенетрации) стандартного конуса в образец смазки. (Чем выше пенетрация, тем мягче смазка.)
_Плотность – вес смазочного средства в граммах на см3 ( мл) при 20ºC.
_Полиальфаолефин – Синтетический углеводород с определенной молекулярной структурой. Его характеристики при низких температурах, при высоких температурах и зависимость вязкости от изменений температуры лучше, чем у минерального масла.
Прерывистое перемещение – остановки и рывки при относительном движении двух скользящих поверхностей, вызванные разницей в коэффициенте трения между гидродинамической и граничной смазкой.
Противозадирные присадки – химические вещества для улучшения способности масел и консистентных смазок к амортизации давления и, тем самым, их износостойкости.
_Приработка – поверхностные неровности новых скользящих поверхностей изменяются (сглаживаются) во время периода приработки.
_Присадки – вещества, добавляемые к смазкам в малых количествах для улучшения их характеристик.
Рабочая пенетрация – в условиях действия механического сдвига, консистентные смазки часто меняют свою консистенцию. Таким образом, более разумно указывать их рабочую пенетрацию. Это консистенция поработавшей смазки.
_Растворитель – жидкость, которая растворяет материал и позволяет получить гомогенный продукт.
Сваривающая нагрузка – способность смазочного вещества поглощать давление/механическое напряжение, измеряемая в ньютонах (Н), нагрузка, при которой смазочная пленка разрушается при скольжении испытываемых образцов друг относительно друга, и при которой два испытываемых образца свариваются друг с другом.
Связующее вещество – альтернативный термин для нелетучей среды или носителя, относящийся к материалу, который образует лаковый слой, в котором краска или связующее покрытие связывает частицы твердого вещества (твердой смазки).
_Силиконы – Полимеры с хорошей устойчивостью к температуре и окислению. Используются также в качестве смазок для низких и высоких температур.
Синтетические масла – в отличие от минеральных масел эти масла производятся путем химического синтеза. Синтетические масла обычно имеют хорошую зависимость вязкости от температуры, слабую тенденцию к окислению, низкую точку замерзания, высокую температурную устойчивость и хорошую стойкость к химическим агентам.
_Смазка – средство для уменьшения трения и износа между двумя поверхностями, скользящими одна по другой.
Сопротивление старению – Способность противостоять старению, которое может быть обусловлено окислением, перегревом, присутствием некоторых металлов, таких как медь, свинец, серебро и др. Сопротивление старению может быть улучшено некоторыми присадками (антиоксидантами).
_Специальные смазки – смазки с особыми свойствами/характеристиками для специальных приложений.
_Срабатывание – повреждение поверхности материала из-за недостаточного подвода смазки или в результате перегрузки. Смазочная пленка при этом разрушается.
Стойкость к _окислению – сопротивляемость смазочных веществ реакциям с кислородом.
_Суспензия – Однородная взвесь мелких частиц твердого вещества в жидкости, которая не растворяет их.
Твердые смазочные _вещества – Твердые вещества, которые вводятся между скользящими поверхностями для уменьшения трения и износа и предотвращения заедания, холодной сварки и коррозионного истирания.
Точка вспышки – Точка вспышки представляет собой минимальную температуру, при которой во время нагревания на поверхности испытываемого масла образуются воспламеняющиеся пары, которые в присутствии открытого огня вскоре воспламеняются.
Точка замерзания – точка замерзания масла представляет собой температуру в градусах Цельсия, при которой масло теряет способность течь (например, в процессе постепенного охлаждения). Затвердение масла вызывается выделением кристаллов парафина.
Точка каплеобразования – точка каплеобразования консистентной смазки представляет собой температуру, при которой смазка переходит из полутвердого в жидкое состояние. Она представляет качественный показатель термоустойчивости загустителя смазки. Температура точки каплеобразования определяется как температура, при которой первая капля падает через отверстие в дне чашки со смазкой при ее нагреве.
Точка текучести – минимальная температура, при которой смазочное масло сохраняет свою текучесть.
Точка самовоспламенения – температура, при которой масло воспламеняется само по себе, т.е. без наличия пламени.
_Трение – сопротивление скольжению двух поверхностей одна относительно другой.
Трещины под действием напряжений – трещины в материалах (подвергающихся высоким механическим напряжениям), вызванные изменениями поверхностной структуры в результате проникновения нежелательных элементов.
_Трибология – наука, занимающаяся исследованием связей между трением, износом и смазкой, а также свойствами смазочных материалов, и внедрением результатов этих исследований в технику.
Удельный вес – см. плотность
Усилители / промоторы _адгезии – присадки к маслам и консистентным смазкам, улучшающие их адгезию (например, полиизобутен).
_Фторосиликоны – Силиконы, которые содержат в молекуле атомы фтора.
Химически инертный – (смазочный агент) не вступающий в химические реакции с некоторыми веществами.
_Emcor – Испытание на защиту от коррозии, которую консистентная смазка обеспечивает подшипнику качения в присутствии воды: не меньше двух смазанных консистентной смазкой шариковых подшипников работают в воде в течении примерно одной недели. Величина коррозии колец определяется по шкале от 0 до 5 (0 = нет коррозии, 5 = очень сильная коррозия).
Эфирные масла – соединения кислот и спиртов, используемые для смазки и производства консистентных смазок.


----
Ознакомиться со всеми статьями и получить любую справочную информацию вы можете на сайте
www.army-guide.com/rus
Если Вы хотите бесплатно увидеть свою статью в этой рассылке, пишите по адресу
info@army-guide.com

В избранное