По форме окна современных домов можно условно
разделить на прямоугольные и арочные, стрельчатые, заимствованные из готической архитектуры, и круглые, а также спаренные
и окна-эркеры. Каждое из этих окон можно оформить по-разному, учитывая специфику формы, размера и способа открытия оконных
рам.
Даже одно и то же окно можно декорировать в разном стиле
в зависимости от общего стиля интерьера комнаты и даже от сезона. Например, летом,
особенно это касается коттеджей и дач, но и городских квартир тоже, окна обычно оформляют легкими хлопчатобумажными тканями.
Летние занавески не требуют сложных конструкций: это, как правило, тонкие воздушные шторы со светлым рисунком. Но даже он
за летний сезон выгорает, поэтому летние шторы лучше менять чаще.
Есть специальные конструкции штор, призванные в основном защищать от солнца - это рулонные, полотнища которых
при подъеме скручиваются в рулон, и римские шторы, складывающиеся вверх в подобие гармошки за счет вставленных через определенные
промежутки стержней. И рулонные и римские шторы делаются из плотного материала и практически выполняют функцию жалюзи,
как эффективная защита от солнца.
Французские шторы или, как их еще называют "маркизы", тоже поднимаются вверх. Но происходит это за счет сосбаривания
шторы по шнурам, продетым в вертикально застроченные кулиски, Такие шторы поднимаются обычно лишь наполовину и они красиво
драпируются в горизонтальные волны. Делаются они из тонкого легкого материала и известны всем по концертным залам, а в недавнем
прошлом "маркизы" популярны были и в официальных учреждениях, и даже в детских садах.
Классический вариант штор - сочетание полотнищ разных по плотности тканей, тонкой и прозрачной, закрывающей
окно и плотных, тяжелых полотен, обрамляющих окно по бокам. Можно, конечно, создать и упрощенный вариант: повесить только
прозрачную тонкую занавеску. Летом воздушная ткань будет, как нельзя более к месту, но зимой
может создать ощущение прохлады даже в теплой комнате.
Конструкция классических штор может быть достаточно сложной. Они могут иметь ламбрекен - декоративный элемент
из ткани, закрывающий карниз. Ламбрекен, в сою очередь, может быть мягким, свободно свисающим, или жестким. Также он может
быть сделан из ткани контрастного цвета или фактуры, отделан по краю бахромой или тесьмой.
Сваг - это отдельная часть ламбрекена, представляющая из себя полукруг из ткани, задрапированный мягкими складками.
Способы крепления шторы к карнизу тоже достаточно разнообразны. Очень популярны в современных вариантах штор
люверсы - отверстия в верхней части шторы, окантованные металлом, сквозь которые продевается карниз. Другой тоже распространенный
способ предполагает наличие петель или колец, пришитых или прицепленных к шторе на зажимы-клипсы. А можно просто продеть тонкий
металлический карниз в кулиску, застроченную по верхнему краю шторы - это, пожалуй, самый простой способ крепления.
Отделка штор по краю бахромой, тесьмой или кружевом придает ей парадный вид. Такие шторы украсят классические,
антикварные или интерьеры в стиле модерна.
А оборка из контрастного материала или из материала штор уместна, например, в кантри-интерьере.
Преобразить штору можно с помощью аппликации. Если подобрать ее по рисунку обоев или мебельной обивки, тогда
шторы помогут связать интерьер в единое целое. Не менее интересный эффект может получиться, если прозрачную тонкую сетку повесить
поверх плотной и тяжелой шторы. Тогда рисунок на тонкой сетке станет рельефным, а плотная штора приобретет объем.
Плотные и тяжелые шторы из шелка или бархата нуждаются в подкладке. Она защищает от выгорания, помогает держать
форму, скрывает швы на обратной стороне. Подкладка может быть подобрана в тон основной ткани, а может быть контрастного цвета,
что создаст своеобразный декоративный эффект. Тонким, прозрачным из хлопка, тюля или авангардным моделям из сетки подкладка
не нужна.
И еще один способ развесить шторы восходит к модным традициям арабского Востока. Еще два столетия назад Европа
восторгалась роскошными шелками и бархатом, и мода эта, иногда отступая, никогда не исчезала совсем. А восточные традиции
декорирования тканью предметов мебели прижилась
и нашли почитателей в европейских домах. Подушки и пологи, балдахины и покрывала, чехлы на мебели и ковры, наконец, - все
это пришельцы с Востока. Большое количество складок, свободно ниспадающих в ткани, - вот основной принцип декорирования в
этом стиле. Обилие своеобразных орнаментов и сочных цветов тоже характерная деталь таких интерьеров.
Карнизу, на котором крепятся шторы тоже стоит уделить внимание. Большое их разнообразие на современном рынке
предоставляет широкий выбор, в основе которого должно быть соответствие выбранного карниза модели штор и общему стилю обстановки.
Стиль карниза определяют аксессуары: кронштейны, держатели, кольца и наконечники. Они очень разнообразны:
пирамиды, шары, стрелы, листья, змейки и так далее. Настолько же разнообразны и материалы - это прежде всего металл, дерево
и стекло.
Кованые и деревянные карнизы впишутся в интерьер в стиле кантри, придав ему романтическое настроение. А для
популярных сейчас льняных штор подойдут модели карнизов в виде льняного каната.
Для классических интерьеров с дорогими многослойными оконными драпировками нужны карнизы из бронзы или латуни
с позолоченными наконечниками в виде львиной головы, стрел или шишек. Аксессуары и держатели в виде пышных цветов или геральдических
лилий будут прекрасным к ним дополнением.
Суперсовременные карнизы используют новейшие технологии и соединяют широкие конструктивные возможности и
различные подъемные или раздвижные механизмы с дистанционным управлением.
А есть модели, наоборот, имитирующие старинные кованые карнизы, отделанные как бы потрескавшимися от времени
деталями из слоновой кости или состаренной меди. Они гармонично дополнят антикварные интерьеры.
Вообще, подбирая ткани для штор и их модели, а также приобретая карниз и аксессуары к нему, важно помнить,
что площадь, занимаемая драпировочными тканями довольно значительна и поэтому, ошибка в таком выборе может разрушить гармонию
интерьера. Лучше прислушаться к совету профессионального дизайнера в этом вопросе.
Автор статьи Сомова М.
***
В нашем следующем выпуске мы расскажем о каминах в интерьре.
***
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
В Москве, в Центральном доме художника на Крымском валу с 19 по 23 декабря 2003 года проходит Одиннадцатая
Всероссийская выставка-конкурс "Дизайн-2003".
Выставка включает в себя девятнадцать разделов, соответствующих основным областям профессионального дизайна
и дизайн-образования, в которых проводится конкурсное соревнование: предметный дизайн, транспортный дизайн, средовой дизайн,
ландшафтный дизайн, световой дизайн, дизайн интерьера, дизайн мебели, экспо-дизайн, графический дизайн, дизайн упаковки, дизайн
в рекламе, дизайн в телевидении, текстильный дизайн, дизайн одежды, обуви и аксессуаров, арт-дизайн, дизайн-теория и дизайн-журналистика,
дизайн-педагогика. Подведены итоги конкурса социального плаката РАЗНЫЕ, но РАВНЫЕ, определены победители, которые будут названы
на церемонии награждения 23 декабря в 16.00
В 2004 году конкурс "Лучшая работа года в области дизайна на национальный приз ВИКТОРИЯ" будет проводиться
в двеннадцатый раз.С декабря 2003 года нашим стратегическим партнером стала компания КРОКУС ИНТЕРНЭЙШНЛ. На крупнейшей выставочной
площадке КРОКУС-ЭКСПО в 2004 году пройдет ряд выставок в рамках совместного проекта ВЫСОКИЙ ДИЗАЙН, которые станут отборочными
турами на приз ВИКТОРИИ. Первой такой выставкой будет ДАЧНЫЙ СЕЗОН В КРОКУС-СИТИ, которая пройдет с 17 по 21 марта.
***
АНОНС! ИНФОРМАЦИЮ ОБ ЭКСПЕРТИЗЕ, СОГЛАСОВАНИИ ПРОЕКТОВ ПЕРЕПЛАНИРОВКИ И ПЕРЕОБОРУДОВАНИИ ПОМЕЩЕНИЙ, ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ