Кузнечное ремесло по преданиям появилось со времен сотворения мира. Заниматься им не гнушались даже боги:
первым кузнецом считается сын Зевса. Он выковал дворцы Олимпа, золотых механических служанок для себя, и даже цепи для Прометея.
Человек же построил первую кузницу более пяти тысячелетий назад, изобразив ее при росписи стен египетских
пирамид. А на Руси кузнеца считали кем-то вроде чародея, потому что и жили они на отшибе, у воды, и собирали озерные и речные
руды, а потом как-то умудрялись выплавлять из них железо, которое закаливали, подобно колдунам, в травяном настое. Для непосвященных
жителей деревни эти его действия были сродни колдовству, за что кузнецов уважали и побаивались.
Издавна в хозяйстве без кованых предметов было не обойтись: требовались замки и гвозди, косы и ножи, подковы
для лошадей и самовары. Именно поэтому деревенские кузнецы были людьми зажиточными, своеобразной деревенской знатью.
Всплеск интереса к "металлическому творчеству" пришелся на конец XIX века - время расцвета в России модерна.
Этот стиль, прославился любовью к сочетанию
ажурного металла с благородством натурального дерева: лестничные перила, опоры светильников, тонкие изогнутые ножки столов
и этажерок. А также кованые переплетения ветвей и цветов в обрамлении зеркал, решетки каминов, люстры из бронзы, где сочетались
кованые листья и стебли с тонким цветным стеклом. И все это великолепие ввел в моду модерн - время создания кованых шедевров.
Потом был период, когда ручное творчество было вытеснено штампованными вещами промышленного производства,
как бы гордящимися своей простотой и функциональностью. Так продолжалось до тех пор, пока люди, утомленные однообразием и
безличием интерьеров собственных жилищ, не вспомнили о живых ремеслах.
Вновь войдя в моду, ковка из ремесла опять стала искусством. Но сам облик кузницы мало изменился: те же инструменты
и наковальня. Та же технология ковки расплавленного металла, когда под ударами молота разлетаются снопы искр, и холодная ковка,
техника которой сродни чеканке. Только сейчас, помимо роскошных образцов в стиле модерна, художники создают вещи в духе популярного
сейчас минимализма, импровизируют с разными
стилями. Например, на заказ могут оформить интерьер даже в духе средневекового замка, где тонкий витой подсвечник стоит на
столе, украшенном вензелем владельца и остриями пик, как напоминание о бранных победах его предков.
Создавая вещи в стиле прошлых эпох или антикварную
мебель, мастера придают кованым элементам вид предметов, опаленных временем. Для этого существуют специальные технологии:
протравка металлически прутков кислотой, чеканка. Тогда "старинный" столик в вашей гостиной сможет выглядеть как антикварная
вещь, не нарушая общей гармонии современного интерьера.
А если хочется придать кованым вещам легкость импрессионизма, можно раскрасить их в яркие цвета. Такие оригинальные
вещи, придающие обстановке некий элемент эпатажа, наверняка оценят люди молодые и творческие.
На российском мебельном рынке, помимо произведений русских мастеров, сейчас представлены и изделия итальянской
фабрики. Ее владелец Санте Канторе открыл в 1976 году производство кованой мебели в местечке Камерано, собрав в своей мастерской
лучших ремесленников. Это было время, когда трудно было предвидеть экономический успех подобного рода предприятия, потому
что в интерьере господствовала мода на яркие "химические" цвета, корпусную мебель из древесной стружки, пластик и полиуретан.
А ручной труд казался чем-то архаичным. Но итальянец с упорством производил столики, банкетки и стулья, этажерки и вешалки,
зеркала и подсвечники.
Прошли годы, и, хотя романтическое направление в интерьере всегда имело какое-то количество своих приверженцев,
теперь для него наступили самые лучшие времена. Сейчас в ассортименте компании, помимо традиционных роскошных кроватей, как
будто перешедших по наследству от прабабушки, есть даже маленькая мебельная этажерка для телеаппаратуры. А вкупе с "железом"
итальянцы теперь предлагают великолепное постельное белье собственного производства и шторы.
Вообще, вещь, искусно выкованная - это своего рода ювелирное украшение для интерьера. И кованой может быть
не только мебель: ваза для фруктов, например, или украшение в виде морской звезды на стене прекрасно дополнят стеклянный столик
с тонкими металлическими ножками.
По-прежнему в кованом обличье элегантно и очень модно выглядят кровати, олицетворяя собой патриархальный
покой и благополучие. Такие "старинные" кровати дополняются пологом или романтичным балдахином, а изголовье украшается цветными
фарфоровыми вставками, декоративными коваными завитками или позолотой. Легкие и изящные линии таких кроватей придают спальне
утонченность и благородство.
Очень удачным стало сочетание в мебели кованых решеток с элементами из массива древесины. Спальный гарнитур
из массива черешни украшен ажурными коваными вставками в виде переплетенных стеблей и листьев. Силуэты мебели достаточно просты
и прямолинейны, но, благодаря этим вставкам из состаренной меди, приобретают ажурную легкость.
Актуальным в современных интерьерах стало и совмещение "плетенки" с коваными деталями, например, кованый
стул, сиденье которого сплетено из лозы. Или популярное сочетание металлического каркаса и мягкого, обитого тканью сиденья.
Часто кованая мебель отделывается вставками из массива тика - дерева, прочность и долговечность которого сравнима с металлом.
Отделка металлической мебели деталями из древесины или плетеными из натуральных материалов немного как бы смягчает жесткость
и твердость металла, делает мебель более уютной и, конечно, более удобной.
Художники-кузнецы, определяющие искусство ковки, как композицию из металла и воздуха, создают настоящие шедевры:
торшер в виде виноградной лозы, стеклянный столик, опорой которого является ствол кованой яблони, каминные наборы как- будто
попавшие в наш век из средневекового замка, карнизы и подсвечники, рамы для зеркал и торшеры. Также разнообразны и стили,
в которых создаются эти красивые вещи: от антикварной мебели до хай-тека, от классики до минимализма, от модерна до кантри.
Поистине - кованые вещи способны украсить собой любой интерьер.
Автор статьи Сомова М.
***
В нашем следующем выпуске мы продолжим тему штор.
***
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
НЕЗАВИСИМАЯ ПРЕМИЯ В ОБЛАСТИ ИННОВАЦИОННОГО ДИЗАЙНА DESIGN INNOVATION AWARDS 2004
8 декабря 2003 года в "Клубе на Брестской" состоялся пресс-брифинг, посвященный началу работы Design Innovation
Awards 2004 - независимой премии в области инновационного дизайна.
Премия инновационного дизайна (Design Innovation Awards) - ежегодная профессиональная национальная премия
в области дизайна. Термин "инновационность" обозначает создание принципиально нового, прогрессивного, генерирование и воплощение
свежих, оригинальных идей. В экспертный совет и жюри DIA входят признанные мастера в области дизайна и архитектуры. Авторитетное
мнение признанных звезд дизайна и архитектуры рассматривается в профессиональных кругах как объективное. Это обстоятельство
придает Премии статус действительно уникального явления. Кроме того, для российских дизайнеров участие в конкурсе DIA - возможность
заявить о себе в национальном и мировом масштабе. В конкурсе принимают участие дизайнеры и архитекторы, проживающие на территории
Российской Федерации.
Работа по присуждению Премии делится на три этапа. Первый этап (до 1 января 2004): прием заявок на участие,
сбор работ. Второй этап (февраль 2004): составление экспертами short-listа Премии (30 работ в каждой номинации); выбор финалистов
Премии (10 работ в каждой из номинаций). Третий этап (июнь 2004): выбор победителей из числа финалистов конкурса. Общий призовой
фонд DIA 2004 составляет $30 000, по $10 000 в каждой номинации.
На брифинге, состоявшемся в "Клубе на Брестской", журналистам были представлены кураторы номинаций DIA 2004,
а также оглашен список экспертов Премии.
Премия будет вручаться в трех номинациях.
Номинацию "Дизайн интерьеров" будет курировать Барт Голдхоорн, принимавший участие в работе DIA 2003. Присутствовавший
на брифинге виртуально Барт Голдхоорн представил эксперта номинации. Им станет главный редактор журнала Frame - Роберт Тиманн
(Robert Thiemann), самый компетентный специалист в области, о которой, по словам Голдхоорна, "известно слишком много и многим".
Куратором номинации "Веб-дизайн" стал Артемий Лебедев, экспертом - Эдвард Хо.
Номинацию "Дизайн городской среды" будут курировать Владимир Кузьмин и Владислав Савинкин. "Нам кажется,
что эта номинация инновационна сама по себе, - сказал Владимир Кузьмин, - в нашей стране практически нет конкурсов по этой
тематике". Эксперт номинации - Роберт Шэфер (Robert Schaefer) - главный редактор журнала Topos, европейского журнала, специализирующегося
на теме пространственного дизайна, дизайна городской среды и ландшафтной архитектуры.
DIA 2004 будет более открытой: мастер-классы звезд дизайна и защита номинированных проектов будут доступны
для всех желающих. Об этом на брифинге сообщила координатор Премии Елена Гонсалес. Организаторы пошли на этот шаг, убедившись
в востребованности темы. Кроме того, "такая форма станет хорошим тренингом для наших участников", - заявила Елена Гонсалес.
Партнером Премии является марка KENT. С этой маркой ассоциируется само понятие инновационности. В мире KENT
оригинальные идеи обретают ясные очертания, а будущее превращается в реальность. Именно в этом мире полностью раскрываются
идея и задача DIA: поддержать развитие инновационного дизайна в России.
***
АНОНС! ИНФОРМАЦИЮ ОБ ЭКСПЕРТИЗЕ, СОГЛАСОВАНИИ ПРОЕКТОВ ПЕРЕПЛАНИРОВКИ И ПЕРЕОБОРУДОВАНИИ ПОМЕЩЕНИЙ, ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ