С начала возниконовения человеческой цивилизации, люди стремились выразить свои эмоции в живописи и скульптуре.
В начале это были наскальные рисунки и примитивные фигурки из камня. Шли столетия, усложнялся быт, и вот уже египтяне
украшают свои дома поделками из слоновой кости и золота, используя реже дорогое серебро. В основном это были изображения древних
богов.
Украшать дома скульптурой и лепными барельефами очень любили древние греки. У них существовал культ красоты
человеческого тела, а изображения гармонично сложенных людей украшали греческие дворцы, храмы и площади. Расцвет искусства
скульптуры приходится как раз на античный период в Древней Греции. До сих пор мы восхищаемся греческими кариатидами, часто
имевшими совершенные женские формы и атлантами, поражающими атлетичностью своего безупречного тела.
Демократичные греки не стремились к роскоши в повседневной жизни, поэтому основным декором их жилищ становились
небольшие по размеру скульптуры, как правило, копии известных произведений находящихся в храмах, и барельефы - пластины мрамора
с высеченными на них скульптурами - на стенах
домов.
Римляне сделали скульптуру роскошным украшением интерьера, используя в ней, помимо мрамора, слоновую кость,
золото и полудрагоценные камни.
С тех пор скульптура, видоизменяясь в соответствии с эпохой и модой, уже много столетий украшает жилой интерьер.
В дворцовых анфиладах - это мраморные статуи и бюсты, а в малометражных квартирах - фигурки людей, животных или абстрактные
формы, выражающие фантазию автора.
Материал тоже очень разнообразный - это и традиционный мрамор, гипс и фарфор, поделочный камень и дерево,
бронза и чугун, керамика и пластик, стекло и даже бумага.
В каждую эпоху, в разных странах и в разных культурных слоях общества, существовала своя мода на скульптуру,
украшавшую жилище. В России дома аристократии начала прошлого века украшали бронзовые вздыбленные кони, а дома разночинной
интеллигенции - бюсты философов и писателей. В то же время в купеческих особнячках Замоскворечья очень модны были фарфоровые
пастушки и слоники из кости, пережившие больше полувека и осевшие в зажиточных квартирах 50-х годов.
Послереволюционное время нашло отражение в агитационном фарфоре: появились статуэтки пионеров с горнами,
девушек-спортсменок с веслом и без него. А еще каждый дом убежденного коммуниста или госчиновника имел бюсты вождей из гипса
или бронзы. А в гостиных модных домов в 60-е годы повляется
керамика: кувшины, подсвечники, а также резные деревянные изделия: маски, статуэтки.
Со временем возрождения и развития "народных промыслов" совпала мода на богородскую деревянную игрушку, фигурки
из Гжели, матрешек. Редкая кухня в последние десятилетия прошлого века обходилась без такого декора.
Позже, с возникновением интереса к культурам и философии Востока, в российских квартирах "поселяются" костяные
и бронзовые будды, а современный интерьер с тех пор стал опытным полем, где соединяются стили
и традиции. Любители Востока считают, что вещи, привезенные оттуда "лечат" и оживляют интерьер. А также придают ему вкус и
особый аромат, как восточные пряности в европейской кухне. Восточный антиквариат на самом деле хорошо смотрится в классических
интерьерах на фоне благородного дерева, и, конечно, восточная скульптура очень органична в модных интерьерах в стиле дзен.
Дополняет и украшает классический интрьер и традиционная скульптура: бюст из белого мрамора создает изысканную
обстановку в сочетании с темным натуральным деревом стола и светлым фоном стен.
Антикварные интерьеры просто немыслимы без скульптуры, настолько гармонично их украшает старинная бронза
и, как, например, в данном случае, резные деревянные полуколонны с мраморным рисунком полированного дерева.
Деревянная скульптура может быть и абстрактной. В данном случае красота, созданная природой - структура древесины
- сама является произведением искусства, художнику остается только оформить творение природы, но и, конечно, вначале увидеть
его. Такая инсталляция может украсить современные интерьеры разных стилей.
Образами для скульптур малых форм, используемых в декорировании интерьера, чаше вего служат фигурки людей,
животных: лошадей, собак, кошек. Декоративные птицы тоже достаточно традиционный сюжет для скульптуры. Но, в зависимости от
стиля интерьера, фигурка может быть выполнена с разной степенью лаконичности.
Так, например, у минимализма
свои требования: строгий почти схематичный силуэт, монохромное исполнение, никаких подробных деталей. В таком интерьере на
полках из стекла уместны будут редкие фигурки людей из некрашеного резного дерева, черные гладкие птицы, на всем стеллаже
одна-две фигурки. Главное в таком интерьере - отсечение лишнего.
А вот те же фигурки птиц, но на фоне картины,
светлых стен и белой мебели придадут неповторимый
шарм обстановеке в духе модерна.
Респектабельный кабинет украсит черный
мрамор скульптуры, который особенно роскошно будет смотреться в сочетании с бронзой канделябра и цветом
натурального дерева мебели. Такой кабинет красноречиво расскажет о высоком социальном статусе и здоровом консерватизме хозяина.
С развитием туризма, и интереса к истории, искусству и философии других народов, взаимопроникновение культур
становится характерной особенностью нашего времени. Это касается и быта. Но национальные традиции, вкусы и образ жизни, все
же накладывают отпечаток на обстановку жилья. Так, например, французы, как никто, чувствуют красоту мелких деталей и аксессуаров:
на каминных полках, стеллажах и столиках их домов стоят замысловатые скульптуры из ракушек, причудливые канделябры, керамические
кошки, покрытые цветным лаком. А также фигурки сов, дельфинов и танцовщиц, выполненные из полупрозрачного камня, стекла или
бронзы. Кажущееся легкомыслие такого интерьера компенсируется природным вкусом и экстравагантностью владельцев, и в целом
смотрится очень гармонично.
Итак, какие бы аксессуары, в том числе и скульптуры, ни украшали ваш дом, важно чувство меры, стиля и ваше
художественное чутье. Полагайтесь на свой вкус, и дом ваш обретет индивидуальность и шарм, ведь их создают именно красивые
"мелочи".
Автор статьи Сомова М.
***
Читайте в нашем следующем выпуске: кому-то требуется пробить стену и визуально расширить пространство жилья
или сделать удобный проход. А кому-то наоборот - перегородить огромную залу, превратив ее в несколько уютных комнат. Не всегда
для этого обязательно завозить раствор и цемент.
***
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
Митатэ - дизайнерский прием, изначально использовавшийся в чайных садах. Вольный перевод этого термина звучит
как "новый взгляд", а суть митатэ сводится к поиску новой роли для старых предметов, которые носят название митатэ-моно. Один
из самых распространенных примеров митатэ-моно - каменные купели (чозубаши), расположенные в чайных садах. Гости, перед тем
как войти в чайную комнату моют в них руки и рот. Многие купели высечены из каменных глыб, которые раньше были чем-то иным
- частью каменной ступы с множеством кровельных настилов, опорой моста или подставкой для светильника.
Японские ландшафтные дизайнеры нашли еще один объект для "переработки" - старую черепицу. Применений ей множество.
Куски могут быть вкопаны в землю вертикально, и это будет способ вычерчивания контура садовой дорожки. Черепица может быть
использована как часть нобе-дан, как обрамление водостоков - заполненных гравием рвов, в которые стекает дождевая вода с крыш.
Еще одно применение - чин-ама - сосуды для золы, используемые в чайных садах.
Источник: http://netpulse.ru
***
АНОНС! ИНФОРМАЦИЮ ОБ ЭКСПЕРТИЗЕ, СОГЛАСОВАНИИ ПРОЕКТОВ ПЕРЕПЛАНИРОВКИ И ПЕРЕОБОРУДОВАНИИ ПОМЕЩЕНИЙ, ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ