Значение ковра трудно переоценить. Именно ковер способен связать детали интерьера в единое целое или, наоборот,
внести в него диссонанс. Ковер подбирают в строгом соответствии с мебельными драпировками, шторами,
картинами и общим стилем обстановки. Поэтому
ковер, гармонирующий с интерьером - признак хорошего вкуса хозяина.
Хотя прообразом ковра у древних
людей и служили звериные шкуры, спасавшие от холода, но родиной его стала жаркая Персия. Самые древние ковры появились
там в IV веке до нашей эры, и только много столетий спустя, в результате развития торговли с Востоком, ковры, стоившие баснословно
дорого, появились в средневековых замках Европы.
Позволить себе такую роскошь могли только очень богатые люди, и тогда на французских и бельгийских мануфактурах начинает развиваться
собственное ковроткачество.
С тех пор классический дизайн ковра развивался параллельно в двух направлениях: восточном и европейском.
Ковроткачество востока довольно долго пребывало в плену мусульманских традиций, накладывавших строгие ограничения
на рисунок. Так сформировалась своя система образов в виде символов и деталей орнамента, с помощью которой ковер от его создателя
к владельцу передавал информацию. А из украшения ковер становился своеобразным амулетом, охранявшим дом от злых сил.
Традиционными цветами восточного
ковра являются цвета власти и достатка - пурпурный и золотой, в сочетании с бархатно-зеленым цветом жизни, и небольшими вкраплениями
коричневого и черного. А традиционными рисунками были: медальон в центре с симметричными его повторениями по углам или очерченное
бордюром поле, разделенное на квадраты, в каждом из которых располагался не повторяющийся рисунок в виде райских врат или
древа жизни.
Только что сотканный ковер кидали под копыта лошадей, его топтали и плясали на нем, пока краски не тускнели
и не покрывались благородной сединой. Теперь для этих целей используются машины.
До сих пор иранские ковры ручной работы ценятся во всем мире. В Иране ковры ткут в различных областях страны,
сохраняя традиционные, прошедшие сквозь века, технологии ручного ковроткачества. По определенным характерным ообенностям или
чертам орнамента, которые используют ткачи каждой области, можно установить "родословную" каждого полотна. Например, модные
с начала XX века в Европе ковры из Кермана имеют очень яркий блеск, так как шерсть здешних овец отличается повышенным одержанием
жира.
Вообще, персидские ткачи предпочитают использовать шерсть, состриженную с брюха и спины живых овец, считается,
что только эта шерсть сохраняет свежесть и блеск. Причем даже на изнаночной стороне рисунок ковра сохраняет яркий цвет и точность
узора. Это одна из отличительных особенностей ковра высокого класса: чем четче его обратная сторона, тем выше профессионализм
ткача. Подобный эффект достигается за счет очень высокой плотности ковров ручной работы, характерной именно для персидских
ковров.
Индийские и пакистанские ковры на первый взгляд напоминают персидские: чуть менее яркий, но похожий рисунок.
Те же материалы: шерсть и шелк, но нить более крупная, толще ворс - отсюда и более толстый узел на ковре. Соответственно и
ниже цена ковра.
Большим разнообразием форм и размеров отличаются ковры ручной работы из Китая. Выполнены они из шерсти и
шелка на хлопковой основе. Характерными для них особенностями является растительный рисунок и рельефная выстрижка поверхности
ковра, когда высота ворса на рисунке выше основного ворса полотна.
Самыми дорогими восточными коврами являются по-прежнему персидские ковры. Некоторые российские фирмы при
их продаже выдают на каждый ковер специальный заверенный иранским правительством паспорт. В нем указываются точные размеры
ковра, его плотность и материалы, из которых он соткан.
Развиваясь с XVII века для уловлетворения вкуса богатой знати, европейское ковроткачество изначально пошло
по пути создания ковров с роскошными, "имперскими" рисунками. Тонкие линии, наполненный смыслом орнамент персидских ковров
в европейские ткачи заменили на пышные цветочные букеты, династические гербы и массивные бордюры.
В средние века в Европе существовали две школы ковроткачества: бельгийская и французская. До сих пор они
сохранили свое лидерство.
Бельгийская школа тяготеет к истокам - воспроизведению старинных образцов ковров. Такие стилизованные изделия
старят машинным способом, а в производстве используют природные красители. Другое характерное для бельгийских фирм направление
- выпуск коллекционных ковров с рисунками известных художников: Матисса, Пикассо, Кандинского.
Французский имидж ковру еще три столетия назад придумали мастера лионской мануфактуры, поставлявшие свою
продукцию в Лувр. И до сих под всемирно известный французский дизайн ковра - крупные цветы, ленты, медальоны и бутоньерки
- привлекает почитателей своей изысканностью и шармом. Эти ковры любят роскошные антикварные интерьеры, мебель
из натурального дерева с инкрустациями, бронзу и благородный фарфор.
Но сейчас в Европе ковры производятся во многих странах: Германии, Дании, Италии. А в каталогах европейских
компаний представлены практически все тенденции моды: минимализм,
примитивизм, абстракционизм и этнический стиль.
Максимально разнообразна и цветовая палитра, от модной сейчас гаммы неокрашенной шерсти до насыщенных, сочных
оттенков.
Фактура ковров с появлением новых материалов и технологий тоже меняется. Ворс ковра иногда становится похож
на шубу, а иногда отсутствует, как, например, в коврах в виде плетеных циновок. Дизайнерские модели могут быть выполнены из
полосок замши или толстых ниток, напоминающих макароны. Здесь используются целый арсенал средств: различная высота ворса,
вставки из кожи и металла, вышивка шелком.
Что касается материалов, из которых производятся обычно современные ковры, то здесь традиции сохраняются:
самые дорогие ковры из шелка, затем в ценовом диапазоне следуют высококачесвенные ковры из шерсти, в которых используется
натуральная шерсть новозеландских, тибетских и монгольских овец. Наиболее стойкой и мягкой считают шерсть овец с Тибета, но
она и самая дорогая. Шерсть новозеландских коврошерстных овец, весь год пасущихся на зеленых пастбищах, имеет тоже высокое
качество - она легкая, пружинистая, элатичная и прочная. Пройдя обработку на пыле-, моле- и влагоустойчивость такая пряжа
становится сырьем для ковров высокого качества.
Современные технологии производства для придания прочности используют натуральный джут или синтетический
латекс, в ковровые нити могут быть добавлены новые виды синтетических материалов.
Большое разнообразие ковров - фактуры и формы, рисунка и расцветки, материалов и цен, наконец - делает выбор
ковра сложным, но увлекательным. Подобрать ковер можно для интерьера в любом стиле, главное, положиться на свой вкус или советы
дизайнера, и тогда гармонично вписавшись в обстановку, ковер добавит вашему дому тепло и уют, роскошь и шарм.
Автор статьи Сомова М.
***
Темой нашей следующей публикации станут картины в интерьере.
***
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
В умелых руках дизайнеров Паолы Навы и Фабио Казираги слоистый пластик показал себя как материал с неограниченными
возможностями. Из него выполнены и фасады, и внутреннее наполнение кухни INDEX от Binova. Система алюминиевых штанг со встроенной
подсветкой и розетками - это, с одной стороны, важный эстетический акцент, а с другой - простота подключения электоприборов.
Источник: /ж-л "100% кухни"/
***
АНОНС! ИНФОРМАЦИЮ ОБ ЭКСПЕРТИЗЕ, СОГЛАСОВАНИИ ПРОЕКТОВ ПЕРЕПЛАНИРОВКИ И ПЕРЕОБОРУДОВАНИИ ПОМЕЩЕНИЙ, ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ