Первым зеркалом для человека стала водная гладь, увидев себя в ней, он уже не смог успокоиться и пытался
создать что-либо подобное сам. Так в жилищах Древнего Востока появились отполированные до блеска куски обсидиана. Египтяне
использовали полированные золотые пластины, а бронзовые диски украшали дома в Китае.
Зеркала из стекла впервые
сделали в средневековой Голландии. А во времена
Ренессанса возникают стеклянные мануфактуры
в венецианском городке Мурано. Стеклодувы из этих мануфактур достигали невиданных по тем временам результатов: создавали цветное
стекло, вплавляли в него золотые нити, выдували сложной формы сосуды и вазы. Секреты стеклянного производства хранились в
строжайшей тайне, до сих пор остаются загадкой некоторые технологические приемы муранских мастеров. Там же впервые горячее
стекло было раскатано на полированной бронзовой пластине - получилось почти современное зеркало.
Позже на стеклодувных фабриках Европы зеркала делают из ртутно-оловянной или серебряной амальгамы. Стоили
они баснословно дорого и доступны были только королевским семьям и богатейшей знати. Чтобы показать величие Франции, король
Людовик XIV построил в возводимом в то время дворце в Версале Зеркальную галерею. Роскошью отделки, лепниной, резьбой и позолотой,
а, главное, обилием и дороговизной зеркал она поражала современников, вызывая к французскому королевскому дому уважение и
зависть.
Эпоха стиля рококо придала
зеркалу новое назначение: отражать, многократно повторяя вычурные и сложные элементы отделки мебели
в виде цветочных гирлянд, золотые нити тканей в обивке стен,
обилие позолоты, шелка и бархата. Это было поистине время господства зеркал в интерьере, своим блеском они как бы подчеркивали
и без того избыточную роскошь.
Менялись эпохи, архитектурные стили, менялась мода на интерьеры - они то насыщались мебелью и декором, то
удивляли аскетизмом. Оправа и форма зеркал тоже менялись в зависимости от стиля, но в любом интерьере зеркало занимало почетное
место, являясь как бы завершающим аккордом.
Классицизм предпочитает зеркала
прямоугольной формы, оправа строго симметрична и напоминает архитектурный ордер. Но насмотря на строгость и лаконичность форм,
зеркало в классическом стиле всегда современно, а тонкая золоченая оправа его выглядит очень изысканно, придавая интерьеру
благородство.
Ампир оправляет зеркало в легкую позолоту задрапирванных знамен (дань военной символике), украшает резным
орлом или обрамляет золочеными бронзовыми кистями. Период барокко добавил лепнины и позолоты в зеркальную раму, сделав зеркало
овальной формы. Рококо в этом направлении постарался еще больше. Рамы теперь делют в виде цветочных гирлянд сложной формы.
Выполнены они из дерева с резьбой, поверх которой нанесена позолота или отлиты из бронзы. Зеркала имеют не только сложную
раму, но и вычурную криволинейную форму, ставятся на пол на бронзовых опорах, напоминающих лапы.
Модерн, оставив изгибы и
текучие линии, убрал излишнюю лепнину. Рама стала резной деревянной, причем украшением служила не только сложная, красивая
резьба, но и сама фактура дерева ценных пород. Растительные мотивы, мягкие линии, гладкое полированное дерево с очень декоративной
структурой древесины - все красиво и благородно.
В современной обстановке жилищ
типичные черты определенных стилей часто смешиваются, сохраняя строгое соответствие канонам жанра только в редких, воспроизводящих
эпоху "исторических" интерьерах. Поэтому чаще всего присутствуют некие мотивы или отголоски стилей, которые в осовремененном
варианте получают новое звучание. То же самое происходит и с зеркалом.
Но, по-прежнему, зеркало остается важной частью интерьера, неким завершающим его штрихом. Поэтому дизайнеры
рекомендуют покупать зеркало в последнюю очередь, если оно не входит как составная часть в конструкцию мебели.
Так, например, прямоугольное зеркало в кованой черной раме на бледно-терракотовой стене смотрится очень роскошно,
придавая интерьеру "дворцовый" оттенок.
Вообще, черный цвет рам придает
зеркалу таинственность и строгость одновременно, а если еще такие зеркала отражают друг друга, эта таинственность приобретает
почти магическое звучание. Помогают такому ощущению и необычный колорит интреьера лиловых оттенков и темная мебель.
А черная рама над белым мраморным камином служит той необходимой нотой, которая придает обстановке завершенность.
Гармонируя с темным деревом мебели и светлой обивкой кресел, зеркало добавляет современность в интерьер в стиле модерна начала
прошлого века.
В зеркалах действительно присутствует нечто магическое и таинственное. Об этом вспоминаешь, когда попадаешь
в авангардную ванную комнату. Она могла бы
соперничать с операционной и была бы менее выразительна в своей агрессивной белизне, если бы не простое прямоугольное зеркало.
В данном случае зеркало не просто украшение, оно вызывает ассоциации с известным черным квадратом Малевича и притягивает взгляд,
как провал или окно в иной мир.
В детской зеркало тоже украшает
интерьер, но здесь оно более функционально. В этой комнате целесообразно повесить зеркало в простой раме в тон мебели или
яркой цветной раме, которая будет служить дополнительным цветным украшением комнаты, но желательно, чтобы оно было достаточно
прочным. Зеркал в детской не должно быть много, так как излишний блеск, как и яркий свет,
может утомлять детский глаз.
С помощью зеркал можно не только украсить, но и изменить конфигурацию пространства. Так, например, зеркальная
стена в небольшой по размеру прихожей, создаст ощущение просторного помещения. А отраженная в ней хрустальная люстра
добавит света и "солнечных" бликов в помещение, не имеющее окон.
В прихожей и гостиной, детской и спальне,
ванной и гардеробной - везде зеркало необходимо. Бесстрастно отражая окружающий нас мир и нас самих, зеркало - маг и волшебник
- раздвигает стены, создает иллюзию иного мира, иных пространств, увлекая и завораживая. Ведь не зря мы в детстве так увлекаемся
сказкой о Зазеркалье.
Автор статьи Сомова М. М.
***
"Кухня-остров" - одна из самых распространенных тенденций организации современного кухонного
пространства. Читайте в нашем следующем выпуске.
***
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
Создатель кухонной мебели "Заветы предков" Марк Вилкинсон считает, что мебель должна радовать глаз и приносить
удовольствие, также как вкусная еда и хорошее вино. В его новом салоне кухонь (Кутузовский пр-т, 4) можно увидеть весь модельный
ряд этой марки. Например, серия ETRUSCAN KITCHEN навеяна архитектурой Древнего Египта и Древней Греции. Витые колонны и резные
карнизы украшают кухонную мебель, придавая ей торжественный вид. Фасады всех моделей изготовлены только из массива дерева,
а декоративные элементы вырезаются вручную. /ж-л "100% Кухни"/
***
АНОНС! ИНФОРМАЦИЮ ОБ ЭКСПЕРТИЗЕ, СОГЛАСОВАНИИ ПРОЕКТОВ ПЕРЕПЛАНИРОВКИ И ПЕРЕОБОРУДОВАНИИ ПОМЕЩЕНИЙ, ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ