При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Психологический Консультарий" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Выпуск N 855 | Читателей - 9251 |
Вопрос читателя:
Здравствуйте, Ирина. Очень бы хотелось узнать Ваше мнение насчет одного вопроса. У меня есть один друг, который сильно увлечен буддизмом. Человек он очень интересный, умный, с морем различных интересов и увлечений. Но что-то в его отношении к буддизму меня постоянно настораживает. Возникает такое ощущение, что периодически он прячется за него, как за ширму, от того, что может ранить, задеть и т.п. Буддизм - религия (хотя это и не совсем верное слово для определения этого явления) древняя, одна из самых древних в мире. В нем много правильного и привлекательного. В основе буддизма (как я поняла из разговоров с другом и из того, что узнавала сама) лежит утверждение, что вся наша жизнь - это страдание, и именно понимание этого приводит человека к буддизму. Практика буддизма заключается в том (опять же исходя из того, что поняла я), чтобы избавиться от эмоций, привязанностей и ощутить себя единым целым со всем миром. С буддизмом также тесно связано понятие медитации. Что она из себя представляет, я не очень хорошо понимаю, но нечто вроде состояния, когда разум не опирается на мысли, потому что их просто нет. ))) И, как я понимаю, вся суть буддизма основана на том, что никакой слепой веры нет, а все базируется на практике и лично тобой пережитых состояниях. Это, с одной стороны, звучит более чем разумно, но с другой... Я сама по себе знаю, что человеческая психика может довольно реалистично имитировать различные состояния, вплоть до мистических и потусторонних, когда все вокруг кажется нереальным. У меня с моим другом иногда возникают ситуации, когда мы как будто говорим на разных языках. Возникает такое ощущение, что есть какая-то граница между ним - буддистом, и ним - обычным человеком. То, что он говорит о буддизме, кажется мне очень правильным, верным и даже мудрым, но иногда то, что он говорит, отдает какой-то отстраненностью от реальности, причем именно это определяется им как настоящая реальность. Если же я прошу его объяснить или, того хуже, начинаю спорить (когда у меня возникает ощущение его ухода от реальности), весь наш разговор заканчивается тем, что, по его словам, мне этого просто не понять хотя бы потому, что я никогда не ощущала того, что ощущал он, практикуя буддизм. Во всем остальном это вполне логично и здраво мыслящий человек. ))) Кроме того, мой друг - человек очень эмоциональный (что само по себе большая редкость среди мужчин). Иногда возникает впечатление, будто то, что он говорит, не более чем всплеск эмоций, а не выражение его мыслей. Его нельзя назвать уравновешенным человеком, скорей, он даже более чем неуравновешен и даже взрывоопасен. ))) У него масса поводов, чтоб закрываться от меня, но делает он это не всегда. Но если делает, то это всегда неожиданно, стремительно и далеко не безболезненно для меня самой. Нечто вроде удара в спину, которого не ожидаешь. Я не хочу обижать его, и мне интересно то, о чем он рассказывает, интересен буддизм как явление. Но я всячески избегаю разговоров на эту тему с ним в последнее время, просто потому, что не знаю, как с ним об этом говорить, и очень опасаюсь, что вся его религия в какой-то мере уход от реальности. Кроме того, я явно осознаю, что именно благодаря буддизму образ жизни этого человек такой, в общем-то, правильный и разумный. Очень бы не хотелось, чтобы он уходил от реальности. Но, с другой стороны, может, он и прав, что вся наша реальность не более чем иллюзия. ))) Я нерелигиозный человек и ко всем религиям отношусь одинаково настороженно. Знаю массу случаев, когда люди погружаются в религию настолько, что становятся асоциальными личностями. Чаще всего, конечно, это бывает связано не со столь значительными в мировом и временном плане религиями, а с более мелкими, вроде "Свидетелей Иеговы" и тому подобными сектами. Знаю, что ничто в буддизме не подавляет волю человека. Буддисты в основном народ не фанатичный, потому как сама их религия фанатизма не приемлет. Но это не исключает того, что человек не уйдет от мира не в секту, а в самого себя. И путь его не будет правильным даже с точки зрения практикуемого им буддизма. Вот такая у меня проблема. ))) Интересный человек рядом, интересная тема для разговоров, но я постоянно отмалчиваюсь только потому, что, с одной стороны, не хочется подливать масла в огонь, а с другой, не хочется обидеть человека ни словом, ни действием. С уважением, Здравствуйте. Насколько я поняла, проблема Вашего молодого человека Вам видится в том, что он прячется за буддизм. Вы много пишете о своем понимании буддизма. А зачем ВАМ нужно это понимание? Для поддержания беседы? Для победы в логических спорах с другом? Действительно, есть такие состояния, которые невозможно описать, пока не прочувствуешь сам. Но Вам самой что нужно? У меня ощущение, что Вам хотелось бы, чтобы он от Вас не прятался, а, что выбирается в качестве ширмы, в принципе, не важно. Но раз уж его ширмой явился буддизм... Действительно, для людей, занимающихся духовной практикой, просто необходимо, чтобы самые близкие люди (сексуальные партнеры) поддерживали, а не препятствовали развитию, иначе продвижение сильно тормозится, а иногда и сходит на нет. Так. Это про него. А пишете мне Вы. Поэтому ответ будет для Вас. "Я сама по себе знаю, что человеческая психика может довольно реалистично имитировать различные состояния, вплоть до мистических и потусторонних, когда все вокруг кажется нереальным." Интересно, откуда Вы это знаете? :) Мистические состояния, о которых рассказывает Ваш друг, как раз и являются особенными состояниями психики. Это реальность, и ничего особенного в этом нет. Вы же не видите ничего мистического в том, что умеете передавать мысли на расстоянии с помощью закорючек, называемых буквами? :) В этом Вы маг и чародей. Вы научились. Точно так же можно научиться и другим состояниям человека. Только в буддизме это не самоцель, а "побочные эффекты", возникающие в процессе развития (и не только в буддизме, но и в любой другой духовной практике, недаром все православные святые обладали способностью целительства, ясновидения и т.д.). "С буддизмом также тесно связано понятие медитации. Что она из себя представляет, я не очень хорошо понимаю, но нечто вроде состояния, когда разум не опирается на мысли, потому что их просто нет." Понятие медитации связано не только с буддизмом. Медитации бывают различные по цели и методу. Все зависит от поставленной цели. Разум действительно может не опираться на мысли (у Вас бывали моменты, когда Вы опираетесь на то, что называете интуицией?:)) Что такое медитация, Вы можете прочитать. Литературы море. Читайте разную, т.к. способы проведения и цели, как я уже писала, могут быть самыми разнообразными. "Практика буддизма заключается в том (опять же исходя из того, что поняла я), чтобы избавиться от эмоций, привязанностей и ощутить себя единым целым со всем миром." Проверяйте себя, проверяйте слова своего друга (ведь буддизм именно об этом говорит). Посмотрите на Далай-ламу, на Геше Тинлея (думаю, Ваш друг должен о нем знать). Разве похожи они на роботов, лишенных эмоций?! Не надо избавляться от эмоций, надо понять причины возникновения негативных эмоций, и, как поет Гребенщиков, "если поймешь, что сансара - нирвана, то всяка печаль пройдет!" Что в переводе на русский значит, что если пересмотреть и устранить негатив из жизни, то в том же мире будешь жить понятней и радостней. (Разве не тем же занимается психология, когда помогает человеку переоценить негативный опыт и превратить его в свою сильную сторону?) Насчет привязанностей. Это не значит - отказаться от всего в своей жизни. Это значит - не зацикливаться на чем-то. Если иметь, то не придавать этому судьбоносного значения, тогда, если теряешь, то не умираешь от горя. Есть доля истины, а? :) И от жизни не далеко ушло, правда? "Иногда возникает впечатление, будто то, что он (друг) говорит, не более чем всплеск эмоций, а не выражение его мыслей. Его нельзя назвать уравновешенным человеком, скорей, он даже более чем неуравновешен и даже взрывоопасен." Что это для Вас? Как Вы на это реагируете? Тут можно порассуждать о практике контроля над эмоциями в буддизме. :) "Если же я прошу его объяснить или, того хуже, начинаю спорить (когда у меня возникает ощущение его ухода от реальности), весь наш разговор заканчивается тем, что, по его словам, мне этого просто не понять хотя бы потому, что я никогда не ощущала того, что ощущал он, практикуя буддизм." Верьте своим ощущениям. Женщина - тонкий инструмент чувствования. Речь здесь о том, что, чем больше "продвинут" человек, тем он более социально адаптирован. Иначе это не "продвинутость", а именно уход от реальности. "У него масса поводов, чтоб закрываться от меня, но делает он это не всегда. Но если делает, то это всегда неожиданно, стремительно и далеко не безболезненно для меня самой. Нечто вроде удара в спину, которого не ожидаешь." В буддизме есть практика бодхичитты, когда практикуется любовь в самом высоком понимании этого слова. "Нечто вроде удара в спину..." А Вы с ним поговорите об этих ударах, когда он будет в спокойном состоянии. Только не "ты меня бьешь в спину!", а "я чувствую удар в спину". Есть разница? :) "Знаю, что ничто в буддизме не подавляет волю человека. Буддисты в основном народ не фанатичный, потому как сама их религия фанатизма не приемлет. Но это не исключает того, что человек не уйдет от мира не в секту, а в самого себя. И путь его не будет правильным даже с точки зрения практикуемого им буддизма." Именно так. Но Вам будет трудно ему это доказать, ведь Вы для него не авторитет в вопросах буддизма. :) Надо ли Вам становиться авторитетом? ВАМ надо? Есть язык чувств. Женщины очень хорошо его знают. Когда Вы будете говорить о том, что чувствуете, ему нечего будет возразить. На слова "Я чувствую боль. Мне видится, что ты закрываешься от меня и я тебя в этот момент теряю". Что тут можно возразить? "Нет, ты меня не теряешь"? "Я это так чувствую!" Прислушивайтесь к себе, к своему сердцу. Желаю Вам всего хорошего. Романенко Ирина romanirina@yandex.ru, психолог, "Психологический центр на Пятницкой", 951-54-54. |
Сейчас "Консультарий" включает 4 рассылки:
Психологический Консультарий Вопросы и ответы по психологии. Ведет "Психологический центр на Пятницкой" Медицинский Консультарий Вопросы на медицинские темы. Отвечают специалисты медицинского центра "Эхинацея". Консультарий - Салон Красоты Уход за телом и волосами, о косметика, парфюмерия. Консультарий Базовая рассылка. Вопросы по всем остальным темам + избранные вопросы из других рассылок. Чтобы подписаться, воспользуйтесь формой справа -- |
|
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||