Птицеводство. Сельское хозяйство. Информационные материалы.
Рассылка: - Птицеводство. Сельское хозяйство. Информационные материалы. –
Здравствуйте уважаемые подписчики! Выпуск 121 (1567) 25.07.07 www.agro-business.ru №12.2006 КРОССЫ С ПРЕПЯТСТВИЯМИ Птицефабрики выбирают импорт Автор: Дария Харитонова Западные
поставщики кроссов (пород) яичной и мясной птицы всего за три года сумели потеснить российских: теперь им принадлежит 70% рынка. Местные племзаводы вынуждены работать в сегменте недорогой птицы, больше конкурируя друг с другом, чем с несравнимо более дорогим импортом. Впрочем, наши кроссы тоже пользуются спросом: многие птицефабрики, покупая их, довольны результатом. Однако финансовые и сервисные возможности мировых селекционных компаний несопоставимы с российскими. Как только они создадут в нашей стране свои
репродукторы первого порядка, отечественные племптицефермы окажутся на грани выживания. В последние годы, когда рынок мяса птицы растет на 15–17% в год, его участники заняты масштабным обновлением мощностей либо строительством новых птичников. Яичные фабрики тоже модернизируются. Для успешного ведения бизнеса всем им необходимы современные кроссы птицы, которые приносили бы максимальную экономическую отдачу при минимальных
ветеринарных рисках. «Влияние породы на прибыльность бизнеса в птицеводстве оказалось столь значительным, что производители предпочитают покупать племенной материал только у лучших селекционеров», – замечает Татьяна Гордеева, ведущий менеджер по России и странам СНГ компании «Гибро Б.В.» (занимается поставкой импортных мясных кроссов). Бройлеров российской селекции птицеводы выбирают все реже. В Росптицесоюзе, объединяющем
большинство действующих птицефабрик и племптицезаводов, признают, что с прошлого года доля отечественных кроссов снизилась до 30%. Несколько лучше, чем в среднем по рынку, ситуация в сегменте мясных кроссов, где на российские разработки приходится 40%, говорит президент союза Владимир Фисинин.
К чему склоняются птицеводы По данным «Гибро Б.В.», сейчас почти все крупные птицефабрики комплектуют родительские стада зарубежным материалом, несмотря на то, что завозить родителей в два–три раза дороже (3,5–4 евро за голову), чем покупать местных. Региональный директор
компании «Хендрикс Дженетикс»» в России и странах СНГ Ярослав Немировский уточняет, что импортный яичный цыпленок родительского стада стоит 5 евро, а, например, финальный гибрид – около 50 центов. Птицеводы покупают цыплят и выращивают родительское стадо, после чего могут самостоятельно инкубировать несушек и бройлеров. По наблюдениям Гордеевой, импорт племенного материала активно растет два – три года подряд. К примеру, продажи голландской компании «Хендрикс Дженетикс», владеющей восемью яичными кроссами, в
том числе популярными в нашей стране «Изой Браун» и «Хайсексом Браун», каждый год растут на 10–15%. Российским игрокам везет меньше. Спрос на продукцию племптицезавода «Смена», производителя одноименного кросса, который 6–7 лет назад лидировал на рынке мясных пород, в последние годы растет всего на 1–4%. Основная часть покупателей – 49–50 предприятий из числа старых птицефабрик. Гендиректор «Смены» Лев Тучемский не отрицает,
что его компания утрачивает позиции: «Если в 2000 г. мы занимали 50%, то приход на европейский рынок «Авиагена», владеющего английским кроссом «Росс», и американского «Кобба» снизили нашу долю до 24%». Надежду на развитие своей компании Тучемский связывает с новым кроссом «Смена-7», не уступающего, по его словам, европейским стандартам (привесы – 60г/с., срок откорма – 40 дней, конверсия – 1,68 кг). Фисинин, как и Тучемский, винит в неудачах российских заводов западных конкурентов. Их преобладание на нашем рынке
он объясняет «хорошей пиар-кампанией» зарубежных поставщиков племенной птицы. Однако на птицефабриках довольны импортными кроссами ведущих мировых компаний. Опрошенные «Агробизнесом» птицеводы говорят, что они лучше многих наших по таким показателям, как конверсия, привесы и яйценоскость. На тюменской птицефабрике «Боровская», три года назад перешедшей с кросса «Беларусь-9» на «Хайсекс коричневый», продуктивность несушек
выросла с 256 до 322 яиц/г., а предприятие смогло получать на тех же площадях на 146 млн яиц/г. больше, чем раньше. Расход корма на производство каждого яйца снизился на 20г, довольны на «Боровской». На Чайковской птицефабрике Пермской обл., которая заменила «Смену-4» на «Росс-308», улучшились все экономические показатели содержания поголовья, уверяет директор по производству Николай Котов. Например, привесы бройлеров прежнего
кросса не поднимались выше 43–45 г/с., а нынешнего достигают 49–50 г/с., говорит он. «Затраты кормов при переходе на «Росс» сократились на 3–5%», – добавляет Котов. Птицефабрики, входящие в «Ленптицепром», экспериментировали с «Родонитом» и «Изой Браун», но остановились на кроссе «Хайсекс Браун». Первой в Ленинградской области его пять лет назад приобрела фабрика «Синявинская», где продуктивность теперь составляет 272 яйца/г. на несушку, а конверсия корма – всего 1,3 кг. Несмотря на то что рынок кроссов контролируют западные компании, самой популярной яичной породой остается российская – «Родонит» (последняя версия – «Родонит-2») Свердловского племптицезавода. По данным Росптицесоюза, ему принадлежит 23,2%, а второй после «Родонита» кросс, «Хайсекс Браун», отстает от него на 4%. Среди предприятий, перешедших на «Родонит-2», – омское ЗАО «Иртышское», тюменская птицефабрика «Пышминская», волгоградское ЗАО «Восток», фабрики «Ижевская» и «Вараксино»
в Удмуртии. Яйценоскость кур в этих компаниях (от 308 до 329 шт. на несушку в год) не уступает предприятиям, которые предпочли «Хайсекс», а на получение десятка яиц они тратят 1,31–1,35 кг корма. Но сохранность кур импортных кроссов, в том числе «Хайсекса» и «Изы», на 2–3% ниже того же «Родонита», настаивает Фисинин. «Хайсекс» действительно менее стрессоустойчивая порода, чем наши, соглашается с ним Павел Дерпак, замдиректора
по производству Приморской птицефабрики (Ленинградская обл.; помимо «Хайсекса» использует отечественный кросс «Птичное»). «Если им [«Хайсексу»] не обеспечить нужного покоя и стабильных стационарных условий, то они могут снизить продуктивность», – предупреждает он. А по наблюдениям Котова с Чайковской птицефабрики, сохранность английского «Росса» и российской «Смены» одинаковы – около 96%. Птицеводы выбирают западные кроссы
не только потому, что их не устраивают российские. Руководители нескольких фабрик, с которыми удалось побеседовать «Агробизнесу», сказали, что перешли на импортные породы после того, как то же самое сделали их поставщики. Так, «Йошкар-Олинская» сменила «Конкурент-3» на «Росс-308» вместе со своим поставщиком – татарстанской племптицефабрикой «Черностан». Ведь искать другой племзавод с нужным кроссом значит заново решать проблемы с доставкой, договариваться об отсрочке платежей и т. д., объясняют на птицефабрике.
Прародители без спроса Российские компании покупают на западе преимущественно родителей или инкубационное яйцо. Прародительские стада почти не пользуются спросом. Гордеева объясняет это тем, что в стране пока нет желающих вкладывать средства в приспособленные для них репродукторы
1 порядка: строительство таких хозяйств по мировым стандартам требует больших капиталовложений (минимум 6–10 млн евро при окупаемости в семь лет). Гендиректор компании «Ставропольский бройлер» Михаил Докукин в интервью «Агробизнесу» год назад называл прародительское стадо «мечтой академического птицевода». А бизнесменам заниматься прародителями нецелесообразно, считает он: управлять ими на порядок сложнее и дороже, чем родительским
поголовьем. «Держать прародителей имеет смысл лишь при объеме производства не менее 100 тыс. т мяса в год, иначе не оправдать затрат, – рассуждает Докукин. – Когда создавался наш холдинг, в планах тоже были прародители. Но мы отказались от них и считаем, что поступили правильно. Нужно или продавать товарную птицу, или вкладывать в селекцию и реализовывать родительское яйцо». Купив прародителей, инвестор рискует на пять лет «заморозить ситуацию» на своем предприятии: он не сможет поменять кросс, даже если тот
себя не оправдает, предостерегает Докукин. По подсчетам Немировского из «Хендрикс Дженетикс», российские птицеводы тратят на ввоз племенного материала 10 млн евро/г. Причем если яичные фабрики для получения племенного стада завозят родителей, а иногда даже прародителей, то многие бройлерные предприятия не могут обходиться без импорта инкубационных яиц финального гибрида. Разводить племенных бройлеров, купив для этого родительское
стадо, трудно, а квалифицированных специалистов на птицефабриках немного, объясняет Немировский. «Хендрикс Дженетикс» считает себя единственным поставщиком в нашу страну прародителей яичной птицы. «Однако с каждой такой поставкой мы создаем себе конкурентов и упускаем выгоду», – недоволен Немировский. По его словам, российские племзаводы, получая зарубежную генетику, продают птицефабрикам родителей западных пород в два раза
дешевле, чем импортеры. Тот же «Свердловский» обеспечивает такой птицей «полстраны» и получает «огромные прибыли», недоволен Немировский, а полученные средства вкладывает в развитие собственного селекционного проекта «Родонит». Поэтому мировые поставщики кроссов, говорит он, собираются перейти на систему роялти, по которой племзаводы обязаны будут отчислять селекционерам процент с каждого проданного родителя. Связаться со «Свердловским» «Агробизнесу» не удалось: контактные телефоны предприятия, сообщенные Росптицесоюзом,
не отвечали. Птицеводы подтверждают, что бройлеры западных кроссов, выращенные нашими племенными компаниями, намного дешевле импортируемых. «Ближайшая к нам фабрика «Акашинская» из Марий Эл, запустившая новейшее оборудованием, ввозит из-за границы [инкубационное] яйцо кросса «Росс-308» по 12 руб., – рассказывает главный зоотехник птицефабрики «Йошкар-Олинская» Ильдус Юсупов. – Мы же закупаем его здесь по 8 руб.».
Что будет дальше Птицеводы и поставщики кроссов уверены, что в ближайшие годы, если в секторе сохранится финансовая стабильность, импортные породы продолжат отвоевывать рынок у местных племпредприятий. Вложения мировых компаний в селекцию, от которой зависит конкурентоспособность
пород, несопоставимы с российскими. «В мире всего две компании, у которых есть возможность серьезно вкладываться в селекционную работу и поддерживать [мясные] кроссы на современном уровне, – «Авиаген» и «Кобб», – не сомневается Докукин. – Каждая из них ежегодно инвестирует в селекционные разработки минимум $60 млн». Два кросса лучше, чем один «Ставропольский бройлер», основанный в 2003 г. холдингом «Агрос», с самого начала перешел с устаревшего израильского кросса «Анак» на «Кобб» и «Росс». Руководство компании хотело выбрать породу, которая с учетом имеющихся производственных условий приносила бы максимальную отдачу. Однако селекция консервативна, говорит гендиректор «Ставропольского бройлера» Михаил Докукин: совершенствуя кроссы, их разработчики получают эффект в течение не менее чем пяти лет. Что произойдет за
эти годы на производстве, купившем новую породу, прогнозировать невозможно. И получается, что каждый из двух кроссов в чем-то лучше другого, объясняет он. А один кросс – это слишком большой риск. На ленинградской птицефабрике «Приморская» тоже два кросса, только один из них российский («Птичное»). 70 тыс. цыплят этой породы завезли в дополнение к «Хайсексу Браун», сменившему «Изу Браун». «Стоимость цыпленка «Птичное» процентов на 20 дешевле импорта», - довольны на предприятии. Остальные показатели «Птичного»
схожи с «Изой» и «Хайсексом», считают в «Приморской». «Взрослое поголовье у нас – «Хайсекс», а молодняк –«Птичное», – рассказывает замдиректора Павел Дерпак. – Мы все время экспериментируем, чтобы была возможность сравнивать разные кроссы на практике».
«Хендрикс Дженетикс», добавляет Немировский, на ведение племенной программы каждого из своих восьми яичных кроссов тратит по 20 млн евро в год. «У нас таких средств
нет, тем более что свою племенную продукцию мы продаем в несколько раз дешевле [иностранных компаний], – разводит руками Тучемский из «Смены». – Раньше наука работала на нас, а теперь ее потенциал ослаблен». А племзаводы, по его словам «в основном сидят на государственных дотациях», которых недостаточно для развития. По оценке Докукина, выручка лучших племенных хозяйств страны не превышает $10 млн/г. На западном рынке кроссов
доминируют несколько крупных игроков. Например, яичный сегмент почти поровну поделен между двумя компаниями: «Хендрикс Дженетиксом» и группой «Вейсйохан» (кроссы «Хайн-лайн» и «Ломанн»). Их финансовые возможности позволяют компенсировать птицеводам полную выбраковку стада, если тест на какое-либо опасное заболевание окажется положительным. На сравнительно небольшом российском рынке, наоборот, много племзаводов. А поскольку почти все они работают в сегменте бюджетной птицы, то конкурируют не с импортерами, а
прежде всего друг с другом, тем более что крупные птицефабрики давно перешли на прямые поставки из других стран. «Ценовая конкуренция между племзаводами приводит к тому, что им приходится не заострять внимание [клиентов] на ветеринарном благополучии и сервисе, – высказывает свое мнение участник рынка, пожелавший остаться неназванным. – Приобретая отечественную птицу, можно столкнуться с поставщиком, который не вакцинирует
ее в суточном возрасте. А импортная птица, хоть и стоит дороже, гарантирована по ветеринарным показателям. Кроме того, поставщик гарантирует техническое обеспечение, обучение специалистов и методические рекомендации». К сожалению, наши генетики пока не могут финансировать такие программы, добавляет он. Гордеева из «Гибро» считает, что импортный племенной материал мог бы быть дешевле, если бы не постоянный рост стоимости
его транспортировки. Поэтому если «в ближайшее время» в нашей стране построят репродукторы первого порядка, основанные на западных технологиях и кроссах, то местные племзаводы рискуют окончательно потерять рынок, прогнозирует она. Однако о намерении реализовать в России такие проекты еще никто не объявлял. --------------------------- Ведущий рассылки: Ринат Мустаев Тел./факс:(342) 26333 69 E-mail:rinat@permonline.ru Дополнительная информация: http://ptizevod.narod.ru Копирование
рассылки с высказыванием автора рассылки приветствуется, с указанием на сайт рассылки ”Птицеводство. Сельское хозяйство. Информационные материалы.”