- Птицеводство. Сельское хозяйство. Информационные материалы. -
Здравствуйте уважаемые подписчики!
Представляем Вашему вниманию, информацию с сайта www.meatunion.ru
Выпуск 49 (1158)25.03.05
Интервью: Вадим Медовиков: внешнеполитические обязательства России не должны помешать нам навести порядок в отрасли
Вадим Владимирович,в последнее время многие эксперты пришли к выводу, что механизм квотирования малоэффективен и носит дискриминационный характер. В то же время чиновникииз Минсельхоза заявляют о положительном влиянии
квот на развитие животноводства. Кто все же прав?
Ограничение импорта не дало серьезного толчка развитию российского животноводства (производство мяса возросло не более чем на 2%, в то время как численность поголовья уменьшилось на 10%). В то же время появились новые проблемы у мясопереработчиков и у потребителей: цены на свинину и говядину выросли более чем на 50%, существенно возросли также цены
на готовую продукцию. Лишь в птицеводстве объем производства вырос на 16%, при этом цены снизились на 20%. Отечественные производители мяса оказались не способны восполнить сокращение предложения импортного мяса.
На сегодняшний день квотирование не принесло ощутимых положительных результатов, за исключением птицеводства. Механизм распределения квот по меньшей мере нуждается в серьезной корректировке, хотя уже сейчас все мощнее звучат призывы к полной его отмене.
Как решить проблему нехватки мяса-сырья для переработчиков и поддержки отечественного производителя мяса?
Если коротко – внедрить рыночные механизмы в ценообразование на мясном рынке, обеспечить равный доступ всех участников рынка к осуществлению внешнеэкономической деятельности, стимулировать приток инвестиций в мясопроизводящий сектор. В ноябре 2004 г. Уральский Мясной Союз выступил с программой по изменению механизма квотирования. Инициатива была одобрена
и рекомендована к внедрению институтом экономики УрО РАН, аграрными департаментами некоторых Субъектов РФ. Сходный путь для развития мясной отрасли выбран в Украине.
В феврале 2005 г. по итогам круглого стола, состоявшегося на форуме “Мясная индустрия 2005” в программу были внесены коррективы, с тем, чтобы решить основные проблемы отрасли с учетом интересов всех заинтересованных сторон.
В чем суть предложения УМС по корректировке механизма квотирования?
Мы предлагаем продавать квоты через биржи в центрах федеральных округов. А средства, полученные в результате продажи квот, а также от растаможивания импортного мяса, целевым образом направлять производителям мяса, через систему ОПЖ (опорных пунктов животноводства) в виде субвенций: за каждый произведенный килограмм мяса в убойном весе. Направление
денежных средств, полученных от продажи квот и уплаты пошлин, на субвенции предприятиям в регионах – это прямые инвестиции российских импортеров в отечественный мясопроизводящий сектор. Ценовое преимущество российского мяса, возникающее при реализации предлагаемой схемы сделает его конкурентоспособным и будет стимулировать иностранный капитал инвестировать в российские предприятия (причем по всей территории страны), а не ввозить к нам мясо-сырьё.
В ноябре 2004 г. Вы, наряду с другими представителями отрасли, выступали против так называемых “странового” и “исторического” принципов распределения квот: почему изменилась Ваша позиция?
Очевидно, что квотирование импорта мяса в среднесрочной перспективе сохранится, как и пресловутый “страновой принцип”. У России имеются обязательства перед своими зарубежными партнерами, естественно, что Правительство не настроено их разрывать в одночасье. Тем не менее, это не должно помешать нам навести порядок
в отрасли, создать систему, которая комплексно решит большинство проблем.
С учетом этого фактора “страновой принцип” распределения квот на какое-то время останется не изменным. В то же время, внедрив биржевую торговлю,государство получит эффективный инструмент влияния на мясной рынок. Квоты на “дорогое мясо” из США и ЕС, скорее всего, будут стоить дешевле, а из Бразилии и Китая
– дороже. При этом российское “внеквотное” мясо всегда будет иметь конкурентное преимущество перед импортным.
Позиция в отношении «исторического принципа» осталась прежней: он потворствует монополизации рынка и паразитированию некоторых компаний, за счет остальных операторов рынка. Сегодня на мясном рынке свыше 90% квот сосредоточены в руках менее 50-и компаний Москвы и Санкт-Петербурга; каждая из них самостоятельно решает, когда, откуда, сколько, на каких
условиях покупать мяса, как и кому его продавать. Отмена «исторического принципа» распределения и продажа всего объема квот через биржи обеспечит возможность любому субъекту предпринимательской деятельности, занятому в мясном бизнесе, осуществлять внешнеэкономическую деятельность, исключит возможность монополизация рынка и спекуляции ранее полученными квотами. Такая система снизит риски крупных российских импортеров, которые вынуждены сегодня завозить дополнительные объемы мяса через покупку фирм с крупными
пакетами квот или использовать квоты других фирм при ввозе.
Откуда придут инвестиции в отрасль?
Биржевая продажа всего объема выделенных квот в количестве 1 974 500 тонн, даже по стартовой цене (говядина – 457 500 тонн, свинина – 467 000 тонн, птица - 1 050 000 тонн) принесет в бюджет страны дополнительно €401 650 000, ввозные таможенные пошлин – около €500 000 000.
Реализация схемы даст мясной отрасли дополнительно около €1 миллиарда (примерно 37 миллиардов рублей) или €340 (12 580 рублей) на каждую произведенную тонну российского мяса. Это больше чем весь бюджет страны, выделенный в текущем году на сельское хозяйство.