Фирма “Hellmann Poultry” – производитель современных, технологических возможностей
для птицеводческого бизнеса, представляет рассылку:
«Информационные материалы. Птицеводство. Сельское хозяйство.»
----------------------------------------------
Здравствуйте, уважаемые подписчики!
Очередная информация, получена с сайта www.yarmarka.net
Выпуск 108, 18.11.02
“Новый передел мясного рынка связан с ростом внутреннего спроса и новыми инициативами
правительства по регулированию импорта”
Нынешней осенью в мясной отрасли произошло несколько событий, вызвавших довольно
широкий резонанс. Речь в первую очередь идет о продаже Клинского мясокомбината
и крупнейшего в Центральной России мясного комплекса "Смолмясо". Слухи о том,
что один из крупнейших в Московском регионе мясокомбинатов — Клинский — продается,
появились еще в конце лета. Интрига заключалась в том, что акции комбината скупала
инвестиционная компания "Тройка Диалог". Тот факт, что крупные инвестиционные
компании или банки стали включаться в скупку мясоперераба-тывающих предприятий
и комплексов, свидетельствует о новом этапе развития мясного рынка: он созрел
для очередного передела.
Еще совсем недавно Игорь Бабаев, глава АПК "Черкизовский", крупнейшего и практически
единственного в России холдинга, проводившего широкую экспансию на мясном рынке,
сетовал на то, что его примеру почти никто не следует. "Черкизовский" покупал
региональные заводы, опираясь на местную сырьевую базу и локальную сеть дистрибуции,
внедрял на них управленческую модель, отработанную на головном московском предприятии,
и далее развивал маркетинг и брэндинг. По словам директора по связям с общественностью
АПК "Черкизовский" Геннадия Фролова, у компании есть приличная фора перед конкурентами:
пик скупки активов был четыре года назад, и теперь компания заканчивает инвестиционные
программы на этих предприятиях. Но судя по тому, как развивается ситуация, можно
усомниться в том, что у "Черкизовского" есть эти четыре года.
"Агрос" против "Русагрокапитала"
Действительно, в последнее время на мясном направлении идет интенсивная скупка
активов, за лучшие их которых борются сразу несколько агропромышленных холдингов.
По слухам, на "Клинский" нацелились два весьма солидных покупателя — холдинги
"Агрос" и "Планета Менеджмент" (ПМ). Обе компании достаточно молодые, но склонные
к мощной экспансии на рынке АПК. На прошлой неделе прошел очередной слух, что
"Клинский" уже куплен компанией "Агрос". Впрочем, в самой компании заявили, что
сделка еще не состоялась, идут переговоры. "Мы не отрицаем, что хотим купить
комбинат, — говорит руководитель департамента по связям с общественностью Павел
Олиян-чук. — И мы его купим, если нас устроит цена". Что же до возможного конкурента
по покупке — "Планеты Менеджмент", — то его имя могли использовать всуе: как
заметил консультант по маркетингу и коммуникациям ПМ Владимир Андреев, компания
не собиралась покупать "Клинский", а слух пустили для "разводки" компаний и повышения
цены на акции. Что ж, в АПК пришли крутые игроки, которые будут использовать
весь известный арсенал средств, накопленный при переделах других рынков. Времена
бода-ния предпринимателей с красными директорами и коллективами прошли, теперь
начинают сталкиваться интересы крупных капиталистов, желающих сконцентрировать
в своих руках значительные доли рынка.
"Агрос" поучаствовал еще в одной мясной интриге. Не успел холдинг "Русагрокапитал"
объявить в августе о своем контроле над одним из крупнейших в Центральной России
мясоперерабатывающих комплексов — "Смолмясо", как о том же заговорили и в компании
"Агрос". Официального заявления не было, однако источник в "Агросе" подтвердил
нам, что контрольный пакет почти в кармане. "Этого не может быть, — воскликнул
президент "Русагрокапитала" Яков Шляпочник. — Мы владеем сорока процентами акций
"Смолмяса" и договорились с гендиректором этого комплекса Владимиром Скорбящевым,
у которого двадцать шесть процентов акций, что будем выступать единым пулом".
Еще 9,8% акций находится на балансе "Смолмяса", и продать их "Агросу" нельзя
без проведения общего собрания акционеров, а стало быть, без согласия на эту
сделку "Русагрокапитала". В таком случае у "Агроса" не могло быть более 24,2%
акций. Даже если Скорбящев слова не сдержал и продал свои акции "Агросу", у тех
все равно не набирается больше 50,2%. Впрочем, и эта цифра не нравится Шляпочнику,
поэтому он хочет разобраться с тем, как Скорбящев сформировал свой пакет в 26%.
Известно, что в 1999 году совет директоров премировал Скорбящева 10% акций, которые
на тот момент находились на балансе предприятия и прибавились к уже имеющимся
у него 16%. Но, как утверждает Яков Шляпочник, "это движение акций не было утверждено
собранием акционеров", значит, был нарушен Закон об акционерных обществах. А
раз так, то сделку можно оспорить.
Сам "Русагрокапитал" собрал 40% акций после того, как к Шляпочнику обратился
тот же Владимир Скорбящев, испугавшийся "недружественной" скупки акций структурой
"Зерно он-лайн" в июле этого года. Тогда "Зерно он-лайн" сумела сконцентрировать
20% "Смолмяса" ("Русагрокапитал" скупил еще 20%). После этого владелец "Зерна
он-лайн" Александр Хейфец уступил свой пакет "Русагрокапиталу". Получив крупный
пакет "Смолмяса", компания наметила серьезную инвестиционную программу развития
этого мясоперерабатывающего комплекса. По словам Якова Шляпочника, у "Смолмя-са"
есть некие конкурентные преимущества, которые комплекс пока не использует в полной
мере. "Комплекс находится в непосредственной близости от Москвы, — рассуждает
Шляпочник, — это интегрированная структура, завод, входящий в комплекс, в отличие
от многих крупных столичных мясо-переработчиков использует собственное свежее
сырье, соответственно, имеет хорошее качество продукции. Но при этом там слабый
маркетинг и совершенно отсутствует брэндинг. При качественной раскрутке брэн-дов,
их продвижении и расширении сбыта эта продукция может стать серьезным конкурентом
на столичном рынке, причем в сегменте "премиум"". К тому же, считает глава "Русагрокапитала",
на "Смолмясе" явно есть резервы по снижению издержек, что повышает шансы увеличить
сбыт и прибыль.
Похоже, борьба за "Смолмясо" становится все более напряженной. "Мы узнали о том,
что "Агрос" заинтересовался "Смолмя-сом", — говорит Яков Шляпочник, — и МДМ-банк,
владевший двумя процентами акций "Смолмяса", ведет для "Агроса" дальнейшую скупку
акций. Тогда мы попросили руководство "Агроса" прислать свои предложения по этому
поводу для того, чтобы избежать конфликтных ситуаций. Мы открыты для обсуждения
и хотим, чтобы все происходило цивилизованно". Понятно, что так или иначе двум
крупным акционерам придется находить общий язык. Но если Шляпочник утверждает,
что все вопросы можно решить мирным путем переговоров, то "Агрос" пока не спешит
афишировать свою позицию и не откликается на призыв "Русагрокапитала" обсудить
ситуацию вокруг объекта общих интересов.
От зерна до колбасы
"Смолмясо" находится в зоне интересов и "Агроса", и "Русагрокапитала", поскольку
оба холдинга владеют комбикормовыми производствами в Смоленской области и оба
формируют достаточно мощные мясные подразделения.
"Агрос" совместно с администрацией Ставропольского края сейчас осуществляет инвестиционную
программу развития птицеводства. Компания владеет четырьмя бройлерными фабриками
(1,2 млн бройлеров, 23 тыс. тонн продукции), четырьмя перерабатывающими птицекомбинатами,
племенной птицефабрикой и комбикормовым заводом. В Нижегородской области "Агрос"
владеет одним из самых крупных (третье место в РФ по итогам 2001 года) комплексов
"Ильино-горское" (откорм 216 тыс. свиней, 25 тыс. тонн продукции) и мясокомбинатом.
"Агрос" разработал трехлетнюю стратегию развития мясного направления. В этом
году компания намерена инвестировать 50 млн долларов в реконструкцию "Ильиногорского"
и приобретение свиноводческих комплексов в Ставропольском крае. В 2003—2004 годах
планируется вложить в мясо около 80 млн долларов. "Агрос" хочет укрепиться и
в столице.
Как уже было сказано, ведутся переговоры по "Клинскому", который, скорее всего,
будет им куплен, и практически завершена сделка по покупке Бусиновского комбината.
Доля этих двух комбинатов в Москве, по данным Мясного союза, составляет примерно
23%.
"Русагрокапитал", владеющий Котласской птицефабрикой и несколькими откормочными
комплексами в Смоленской области, ведет переговоры еще с тремя откормочни-ками.
"Я считаю, что интерес к мясу — это общая тенденция, — говорит Яков Шляпочник.
— Крупные интегрированные комплексы заинтересованы в полном замкнутом цикле —
от зерна до готовой мясной продукции". Кроме того, мясная отрасль еще не консолидирована.
Но не только "Агрос" и "Русагрокапитал" живо интересуются мясным бизнесом. Уже
можно назвать немало АПК-ХОЛДИНГОВ, концентрирующих производство и собственность
в этой отрасли. К примеру, компания "Эксима", куда входит Микояновский завод,
перепрофилирует принадлежащий ей молокозавод под пельменное производство мощностью
220 тыс. тонн в сутки, увеличивает мощности на самом "Микояновском" и намерена
прикупить к уже приобретенным в этом году трем региональным мясокомбинатам (в
Волгоградской, Воронежской областях и Ставропольском крае) еще несколько. Правда,
в отличие от "Черкизовского" компания, по словам финансового директора Микояновского
комбината Александра Дмитриева, покупает региональные предприятия главным образом
для первичной переработки мяса, которое потом будет поступать на столичные производства.
По его мнению, региональные предприятия требуют слишком больших инвестиций и
слишком долго будут окупаться.
Не скрывает своих амбициозных планов и "Планета Менеджмент", которая также ведет
довольно активную скупку активов по молочному и мясному направлениям, намереваясь
стать крупнейшим игроком на этих рынках. Сейчас, по словам Владимира Андреева,
в мясных активах у "Планеты" Линдовская птицефабрика, Пермский мясо-молочный
комбинат, тольяттинский "Лидер" и питерская "Дарья". У "Планеты" тоже своя стратегия,
компания хоть и покупает предприятия в регионах, но не "дохлые", а достаточно
крупные, уже сформировавшиеся производства с современным оборудованием.
Следует отметить, что последние пару лет холдинги приобретают не только мясоперера-батывающие
предприятия, но и откормочни-ки, птицефабрики, хотя и не так резво. В частности,
откормочники, мясокомбинаты и птицефабрики есть в активах компании "Разгуляй-Укррос",
компания "Агрико" инвестирует приличные средства в два крупных откор-мочника
в Ставропольском крае. Свои откормочники есть у крупного питерского производителя
компании "Парнас". Фермы по выращиванию свиней, крупного рогатого скота, птицефабрики
и перерабатывающие предприятия появились у "Стойленской нивы".
Власть подумала о мясе
Причин нынешнего подъема интереса к новым мясным производствам со стороны крупных
АПК, на наш взгляд, две. Первая — начиная с 2000 года наблюдается устойчивое
повышение спроса на мясопродукты. В 2001 году производство мяса и колбасных изделий
выросло соответственно на 4 и 12%, в январе—сентябре 2002 года рост продолжился
и составил уже 13 и 17%. Приоритеты все больше смещаются в сторону более качественной
брэндированной продукции. Вторая — правительство наконец решило заняться регулированием
этой отрасли.
Пятнадцатого октября правительство представило на рассмотрение в Думу новую редакцию
закона о мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешнеэкономической
деятельности. Предлагаемый вариант законопроекта предполагает максимально свободное,
гибкое и оперативное реагирование на демпинг и поставки субсидируемой продукции.
В частности, там прописан механизм тарифного квотирования. "Мы были против позиции
Минсель-хоза, который добивался квотирования только мяса птицы, — говорит руководитель
департамента АПК Минэкономразвития Елена Масленникова, — считая, что всю мясную
отрасль нужно рассматривать в комплексе. Для нас основную угрозу представляют
вовсе не американские окорочка, а субсидируемые говядина и свинина из стран ЕС".
По мнению Елены Масленниковой, мясники могут рассчитывать на то, что квотирование
введут и они смогут иметь большую возможность не только удерживать свои доли
на рынках, но и развиваться. Ситуация для них будет более прогнозируемой и располагающей
к долгосрочным инвестициям в мясной сектор. Причем не только в переработку, но
и в сырьевую зону. Надо полагать, что, как только Дума проголосует "за", процесс
концентрации на мясном рынке станет еще более динамичным.
----------------------------------------------------------
Ведущий рассылки: Ринат Мустаев
e-mail: hellmann@mail.ruhttp://ptizevod.narod.ru
Информацию, по оборудованию фирмы Hellmann Poultry,
Вы можете получить по контактному телефону (3422) 196 174