Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Птицеводство в Рунете


Информационный Канал Subscribe.Ru

Здравствуйте, уважаемые подписчики!
Очередная информация, по птицеводческой теме, получена с сайта www.interagroinvest.ru

Выпуск 54, 10.09.02
«Иностранные инвестиции в птицеводстве» (часть 4)
Вместе с тем, после банковского кризиса 1998 г. сложились благоприятные условия
для развития агропромышленного производства. Зарубежные компании продолжили свою
работу по организации выпуска местной продукции, замещая импорт. Центр тяжести
в направлениях инвестиций постепенно стал перемещаться в первичное сельское хозяйство.

Для восстановления производственного потенциала АПК потребуется продолжительное
время и значительные инвестиционные ресурсы, оцениваемые в десятки млрд. долларов
США.

Положительное значение для развития АПК России имели проекты, осуществленные
и осуществляемые по программам технического содействия (ТАСИС, PSO, PESP и т.д.).

Основными проблемами АПК в инвестиционной сфере являются:
 неадекватная нормативно-правовая база на федеральном и региональном
уровнях, что обусловливает нестабильность инвестиционного климата, характеризующегося
пробелами в законодательстве и/или неоднозначностью его трактования, спорным
применением (или неприменением) существующих законов, а также возможностью дискриминационных
изменений в «правилах игры» после того, как были осуществлены инвестиции;
 отсутствие эффективного корпоративного управления. Современные методы
и организационные формы управления по-прежнему используются достаточно редко,
что наносит значительный ущерб сельскохозяйственным предприятиям и обусловливает
отсутствие средств для оплаты труда и финансирования приоритетных проектов. Права
мелких акционеров не защищены, что сдерживает инициативу и отрицательно влияет
на производительность труда в целом;
 недостаточная разработанность инвестиционной политики государства. Отсутствуют
прозрачные механизмы стимулирования частной инициативы в области привлечения
инвестиций.
Существует и ряд других проблем российского аграрного сектора, тесно взаимосвязанных
и требующих дальнейшего изучения. Они имеются в различных сферах деятельности
– институциональной, технологической, кадровой и т.д.

Для привлечения иностранных инвестиций необходимо наличие механизмов финансовых
гарантий, особенно на региональном уровне. Их отсутствие является одним из основных
препятствий для инвесторов.

На основе анализа сложившейся в инвестиционной сфере АПК ситуации в 1998 года
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации приняло решение о разработке
программы привлечения иностранных кредитов и инвестиций в аграрный сектор, которая
в дальнейшем получила название программа “Международные инвестиции в АПК”. Предполагается,
что данная программа будет поддержана Правительством Российской Федерации как
политический документ, определяющий долгосрочную инвестиционную стратегию в АПК.

Главная политическая цель программы – восстановление роли России как надежного
и равного партнера в экономическом и технологическом сотрудничестве с зарубежными
странами, в ходе которого реализуются стратегические национальные интересы.

Экономическая цель – повышение вклада АПК в рост эффективности функционирования
экономики страны, улучшение продовольственного баланса. Улучшение инвестиционного
климата в стране.

Финансовая цель программы заключается в восстановлении финансово-управленческой
инфраструктуры АПК. Вложение в реальный сектор экономики не менее 1 млрд. долларов
США в год.

Экологическая цель – сохранение и расширение биоразнообразия, повышение плодородия
почвы и эффективности использования природных объектов.

Социальная цель – снижение доли личных доходов, направляемых на приобретение
продовольственных товаров, создание новых рабочих мест, развитие личности.

Идеологическая цель состоит в повышении престижности профессии работника агропромышленного
комплекса.

Концепция программы основывается на положении о том, что инвестиции как фактор
структурных преобразований остаются недооцененными. Превалирует мнение, что развитие
инвестиционной деятельности может начаться лишь тогда, когда окончательно будет
сформирована соответствующая рыночная среда. Однако в условиях перехода к рынку
ведущая роль институциональных преобразований не есть аксиома. Лимитирующим фактором
выступает время, в течение которого производственный аппарат отрасли может просто
исчезнуть. Поэтому главной целью программы является привлечение инвестиций в
реальный сектор аграрной экономики. Институциональным же преобразованиям отводится
обеспечивающая вспомогательная роль.

Программа основывается на необходимости развивать международное сотрудничество
в сфере привлечения прямых зарубежных инвестиций и кредитов в агарный сектор
через формирование адекватной финансовой инфраструктуры и реализацию на этой
основе приоритетных аграрных проектов и программ.

В настоящее время сформированы основные предпосылки для дополнительного притока
иностранного капитала. Они включают:
 растущий интерес некоторых стратегических инвесторов к развитию рынка
товаров, услуг и капитала в АПК России;
 позитивное отношение стран доноров и международных финансовых организаций
к стимулированию инвестиционной деятельности в АПК;
 благоприятные возможности накопления значительных объемов финансовых
ресурсов благодаря наличию частного сектора;
 наличие опыта, накопленного российскими инвесторами, банками, страховыми
компаниями, инвестиционными и гарантийными фондами.
И, наконец, российское правительство провозгласило и уже приступило к реализации
новой стратегии развития, которая включает в себя специальные меры по совершенствованию
законодательства и внедрению новых механизмов принятия решений. В июле 2000 года
Правительство Российской Федерации одобрило новую агропродовольственную политику
до 2010 года.

Стратегической целью новой агропродовольственной политики является развитие эффективного
и конкурентоспособного аграрного сектора, способного обеспечить продовольственную
безопасность и независимость страны. Она направлена на развитие аграрных рынков,
обеспечение стабильного продовольственного снабжения и эффективного развития
агропромышленного производства, рост доходов, защиту природных ресурсов в производственных
целях. Исходя из этих посылок, определен круг основных задач, направленных на
поддержку ключевых направлений развития аграрного сектора. В ближайшей перспективе
в их число войдут следующие:
 финансовое оздоровление сельского хозяйства;
 разработка системы мер для осуществления эффективного государственного
регулирования продовольственного рынка;
 совершенствование деятельности фонда льготного кредитования и механизма
финансового лизинга;
 совершенствование существующего аграрного законодательства.

Воccтановление и развитие потенциала агропромышленного производства является
одной из основных задач, связанных с обеспечением населения продуктами питания
и накоплением продовольственных ресурсов. Для этого потребуется немало времени
и значительные инвестиционные ресурсы, оцениваемые в сотни миллиардов долларов.

В сложившейся ситуации необходима система мер, которая должна включить в себя:
 безотлагательное осуществление мер по формированию в АПК России благоприятного
инвестиционного климата;
 создание в короткие сроки инфрастуктуры, необходимой для притока капитала
и его эффективного использования при осуществлении инвестиционных проектов, разработку
совершенных инвестиционных технологий, учитывающих особенности АПК;
 установление приоритетов и формирование пакета стратегически важных
инвестиционных проектов.
Концепция программы исходит из необходимости решения главной задачи – привлечения
крупных финансовых ресурсов из внебюджетных источников для развития АПК. Эти
ресурсы есть внутри страны и за рубежом.

Внутренние источники относительно дороги. Поэтому задачу формулируется как привлечение
иностранного капитала, причем преимущественно в форме прямых инвестиций.

Существует лишь одна альтернатива ограничению рынков сбыта продовольствия и необходимых
средств производства для АПК (путем квотирования, увеличения таможенных пошлин
и применения других легальных инструментов защиты аграрного рынка России). Эта
альтернатива состоит в том, что Запад может предоставить инвестиционные ресурсы
для развития местного (российского) производства продовольствия и сельскохозяйственного
сырья, а также средств производства для АПК.

Единственное и необходимое условие - улучшение инвестиционного климата.

Замысел исходит из понимания, что в противном случае, вероятно, лишь будет усиливаться
экономическое и социальное давление на власти как России, так и Запада.

Для России дополнительные финансовые ресурсы будут означать, в конечном счете,
более быстрые темпы развития и улучшение продовольственного баланса, углубление
рыночных преобразований, вовлеченность в мировое разделение труда.

Программа исходит из необходимости консолидации усилий, направленных:
 во-первых, на аккумулирование капитала в размерах, покрывающих потребности
начального этапа реструктуризации системы производства и распределения продовольствия,
а также осуществления на этой основе технической реконструкции и модернизации
предприятий АПК для придания этим процессам необходимой устойчивости;
 во-вторых, на создание ряда совместных (международных) институтов аграрного
развития на федеральном и региональном уровнях;
 в-третьих, на идентификацию стратегических, отраслевых и региональных
аграрных проектов;
 в-четвертых, на совершенствование законодательства и нормативных актов
на всех уровнях для успешной реализации стратегического плана.

Решение этих задач возможно путем совместной разработки:
 «ядра» программы, призванной решить стратегические проблемы,
 ряда «страновых» подпрограмм, ориентированных на коммерческие и страновые
интересы зарубежных инвесторов,
 региональных программ, сочетающих страновые, региональные и федеральные
приоритеты.
Малая или недостаточно высокая эффективность ранее предпринимаемых усилий, возможно,
была обусловлена не учетом фактора «критической массы». Иными словами, временные
или объемные характеристики предпринимаемых мер были недостаточны для придания
устойчивости процессам реструктуризации и реформирования.

Исходя из этого, был уточнен начальный объем финансовых ресурсов (активов) ,
необходимых для успешного осуществления программы. Он оценивается в размере около
4-4,5 млрд. долл. США , в том числе 1,2 млрд. долл. США – на формирование оргструктур
аграрного развития. Причем средства на создание таких оргструктур должны поступить
в течение достаточно короткого периода времени (1-2 года). Только в этом случае
достигается достаточно активное саморазвитие инвестиционных процессов без их
внешней поддержки.

Ключевым вопросом является определение источников формирования начального капитала
для финансирования программы «Международные инвестиции в АПК». Исследования,
проведенные в рамках ее подготовки, показали, что могут быть задействованы несколько
источников, внешних и внутренних.

Правомерно ставить вопрос о том, что Россия может и должна получить грант для
поддержки развития агропромышленного комплекса. Ожидать, что западные доноры
готовы предоставить такой грант в денежной форме, не реалистично. Состояние финансового
сектора и бюджета России далеко от удовлетворительного. Финансовые потоки не
обладают должной «прозрачностью».

Поэтому следует стремиться, чтобы такой грант был предоставлен в форме пакетов
продовольственной помощи в рамках программы типа «Продовольствие во имя прогресса».
Иными словами, речь идет не о продовольственной помощи как средстве борьбы с
голодом. Но о своеобразном механизме поддержки аграрной реформы, реструктуризации
экономики АПК – для России, и инструменте развития экспорта капитала, товаров
и услуг – для стран Запада. Оптимальным вариантом здесь было бы комбинирование
пакетов продовольствия (сельскохозяйственного сырья) и средств производства для
АПК.

В крайнем случае, можно принять вариант товарного кредита с достаточно длительным
сроком его возврата и льготного периода.

Второй источник – это средства международных организаций (ВБ, ЕБРР, АБР, МФК,
МИГА) и доноров, вкладываемые в уставной капитал институтов аграрного развития,
или предоставляемые как кредит, например, для формирования гарантийных линий
(страхование политических рисков).

Третий источник – это прямые иностранные инвестиции. Не обременяя внешний долг
России, этот источник может рассматриваться как наиболее предпочтительный. Однако
и в этом случае возникают проблемы изыскания ликвидных активов, требуемых для
страхования политических и коммерческих рисков (предоставления гарантий). Кроме
того, прямые инвестиции возможны лишь при существенном улучшении инвестиционного
климата, при внесении изменений в таможенное, налоговое и банковское законодательство.

Наконец, четвертый источник – это кредиты, привлекаемые под гарантию страховых
агентств (гарантийных фондов), создаваемых в соответствии со стратегическим планом.

К потенциальным внутренним источникам можно отнести следующие.
 Во-первых, это средства российских инвесторов и кредиторов.
 Во-вторых, отчисления от таможенных пошлин, взимаемые за импорт товаров
для нужд АПК и продовольствие. Однако здесь требуется взвешенный подход, ибо
последствия такого шага связаны с соответствующим уменьшением поступлений в доходную
часть бюджета России. Вариант увеличения таможенных пошлин, в конечном счете,
ведет и к дополнительному росту розничных цен, что не желательно.
 Во-вторых, различные активы, находящиеся в распоряжении государства,
например, госпакеты акций приватизированных предприятий. Сюда же можно отнести
средства, предусмотренные в бюджете на поддержку инвестиционной деятельности.
 В-третьих, различные виды задолженности. В частности, к ним относятся
средства на счетах «С», принадлежащие иностранным инвесторам.
 В-четвертых, выпуск ценных бумаг, размещение которых позволит привлечь
денежные средства в форме займов с различными сроками погашения.
Наконец, государство может обеспечить поступления дополнительных финансовых ресурсов
для развития АПК, например, за счет повышения налога на покупку иностранной валюты
или контролируемой эмиссии ЦБ с направлением средств в институты аграрного развития
как государственный кредит.

Программа «Международные инвестиции в АПК» разрабатывается исходя из того, что
в условиях ослабленной финансово-денежной системы в России и малого доверия иностранных
инвесторов и кредиторов к государственным и коммерческим банкам необходимо формирование
новых институтов аграрного развития.

Принципиально важно, чтобы эти институты в своей деятельности были программно
связаны по принимаемым управленческим решениям и находились в течение определенного
периода времени под контролем международного менеджмента.

Для организации инвестиционного процесса предлагается создание ряда финансово-управленческих
структур, выполняющих следующие основные функции:
 предоставление кредитов и организация финансовых расчетов;
 предоставление гарантий и страхование;
 организация закупок и проведение торговых операций;
 венчурная деятельность;
 инжиниринг и консалтинг;
 управление аграрными инвестиционными проектами, включая планирование
операций, координацию, аудит и мониторинг.
Реализация этих функций должна осуществляться на различных уровнях: национальном
и региональном (местном). Соответственно, те или иные институты аграрного развития,
на которые возлагаются указанные функции, должны отличаться по уровням организации,
соподчиненности и формам координации деятельности.

В целом, можно выделить три типа таких институтов: банк, страховое (гарантийное)
агентство и исполнительная (финансовая, инвестиционная) компания.

К перечню этих финансовых институтов следует добавить управленческие структуры.
Так, в России на федеральном уровне созданы Комиссия Министерства сельского хозяйства
и продовольствия по привлечению и использованию иностранных кредитов и инвестиций,
а также Центр международных инвестиций в АПК, созданный в 2000 г. рядом российских
банков, страховых компаний и агропромышленных фирм при участии Министерства сельского
хозяйства как некоммерческое партнерство. Аналогичные структуры необходимо иметь
на региональном уровне.

Помимо указанных структур потребуются и более специализированные организации
– кредитные кооперативы, агросервисные центры, машинно-технологические станции,
страховочные и перестраховочные компании и т.д.

В ходе подготовки программы «Международные инвестиции в АПК» были подготовлены
соответствующие проектные материалы, которые далее были представлены в Правительство
Российской Федерации. Они включают общую концепцию программы, концепции Фонда
гарантирования инвестиций в АПК, Аграрного банка реконструкции и развития, а
также проект заявки во Всемирный банк по открытию Гарантийной линии для покрытия
некоммерческих (политических рисков).

Зарубежные партнеры правомерно ставят вопрос об официальном признании программы
как элемента государственной политики по реформированию аграрного сектора и стратегии
инвестирования. Без этого невозможно начать официальные переговоры с потенциальными
участниками программы, в частности при учреждении институтов аграрного развития
(Гарантийный фонд, Аграрный банк и др.).

Важно, что удалось достичь понимания западных партнеров, которые готовы к дальнейшим
действиям по реализации программы после получения официальной поддержки программы
Правительством Российской Федерации.

Программа «Международные инвестиции в АПК» - это специфическая программа. Ее
финансирование преимущественно основывается на внебюджетных источниках, а главными
участниками (инвесторами) выступают зарубежные фирмы и международные финансовые
организации.

Программа включает три основных раздела: инвестиционные проекты, инвестиционный
климат и инфраструктура для развития инвестиционной деятельности.

По разделу «Инвестиционные проекты» департаментами Минсельхоза России и регионами
были представлены 289 инвестиционных заявок на общую сумму около 2,2 млрд. долл.
США. Центром международных инвестиций в АПК проведена идентификация и подготовлены
инвестиционные предложения по стратегическим проектам (в соответствии с принятыми
приоритетами) на общую сумму свыше 500 млн. долл. США. Развернута работа по идентификации
региональных инвестиционных проектов в пилотном регионе – Москва и Московская
область (ориентировочный объем инвестиций 50-70 млн. долл. США). Начата проработка
межгосударственных инвестиционных проектов (СНГ, Союз России и Белоруссии).

Выполнение этих работ позволило оценить реальные потребности в инвестиционных
ресурсах и их отраслевую структуру с учетом соответствующих межгосударственных,
государственных, отраслевых и региональных приоритетов.

По разделу «Инвестиционный климат» был проведен предварительный анализ федерального
и регионального законодательства. На этой основе подготовлены аналитические материалы
с соответствующими предложениями.

По разделу «Финансовая инфраструктура» проведены предварительные расчеты по параметрам
таких институтов с учетом инвестиционных потребностей, а также их становления
и развития, оценены источники финансирования для формирования оргструктур аграрного
развития, а также объемы средств, необходимых для их учреждения и функционирования.

Так, по предварительной оценке, для создания Аграрного банка, Фонда гарантирования
инвестиций АПК и Компании сельскохозяйственного развития с учетом региональных
звеньев потребуется в ближайшие 2-4 года около 1,2 млрд. долл. США. Объем инвестиционных
ресурсов, проводимых через эти структуры, может составить порядка 3 млрд. долл.
США.
Осуществление программы «Международные инвестиции в АПК» позволит создать наиболее
благоприятный инвестиционный климат для притока капитала в отрасли АПК, в том
числе в птицеводство.
----------------------------------------------------------
Ведущий рассылки: Ринат Мустаев
Представитель фирмы "Hellmann Poultry GmbH & Co. KG" - производителя птицеводческого
оборудования.
e-mail: hellmann@mail.ru
http://ptizevod.narod.ru


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное