Не упустите уникальный шанс получить блестящее образование в самой "горячей" области - финансовом интернет-трейдинге, тем более, что период экономического кризиса - лучшее время для начала биржевых инвестиций. Практически все состояния мира созидались именно в такое - кризисное - время! Мы ждем вас в vCollege! Искренне ваш, Сергей Голубицкий
* * * Могучий Хатхи, Топчущий гномов
22
августа швейцарский монстр Novartis International AG обратился в Верховный суд Индии с требованием обеспечить патентную защиту своего препарата Gleevec для лечения лейкемии. Само по себе это событие можно было расценить как унылую попытку одного из ключевых представителей Большой Фармы ( Big Pharma – обобщающее название крупнейших транснациональных фармакологических концернов, таких как Pfizer, GlaxoSmithKline, Merck, AstraZeneca, Aventis, Johnson & Johnson, Novartis, Bristol-MyersSquibb, Pharmacia
Upjohn, Wyeth, Schering-Plough, Glaxo Wellcome PLC. и Eli Lilly) привычно прихлопнуть липкой лапой недобранные крохи прибыли, если бы не контекст прецедентов и глубинный концептуальный посыл демарша.
Начнем с прецедентов. Их великое множество - не только у самого Novartis, но и у всей Большой Фармы, поэтому не буду тратить время читателей на перечисление тысяч судебных исков, которыми заваливает суды мира горстка фармакологических концернов, пытаясь удушить индийских конкурентов. Самые звонкие в этом
году: Novo Nordisk в апреле пытался удавить Caraco Pharmaceutical Laboratories (американское подразделение индийской Sun Pharmaceutical Industries) в патентном споре о дженериковом аналоге противодиабетического препарата Prandin (repaglinide) проиграл. Месяц назад тот же Novartis судился в Ньюарке (штат Нью-Джерси) опять же с Sun Pharmaceutical Industries, требуя заблокировать продажу на американском рынке аналогов препаратов для укрепления костной ткани Zometa и Reclast (решения еще не принято).
Обращение
в Верховный Суд Индии по поводу Gleevac'а тоже не первое. Шесть лет назад Индия уже отклонила запрос на патент того же препарата. Будем надеяться, отклонит и теперешний.
Что касается концептуального посыла, то тут тоже все ясно. Если бы было можно провести опрос всего человечества для определения самых страшных его врагов, мы бы гарантированно получили Черную Тройку: банки, опсосы и Большая Фарма! Здесь, что говорится, без вариантов, потому как методы ведения бизнеса, исповедуемые этими инопланетными существами
(ну чистые же анунаки, чего там!), не имеют аналогов ни в истории, ни в современности. Установка на выжимание чудовищной, не укладывающейся ни в какие рамки приличия, прибыли и достижение результатов как правило либо путем скрытого обмана, либо безудержного лихоимства.
Черная Тройка в отличие от всех прочих отраслей бизнеса ориентирована на делание денег из воздуха: мобильные операторы торгую минутами, себестоимость которых составляет тысячную долю цены для потребителя; банки торгуют денежным приростом,
цитируя в качестве оправдания производственные издержки (не понимая по простоте душевной, что «производственные издержки» в ростовщической деятельности представляют собой как раз отчисления на банкирский хлебушек с маслушком); Большая Фарма пудрит на дурочка общественности мозги сказками про чудовищные расходы на НИОКР, которые, якобы, должны оправдывать отрыв цены пилюли от себестоимости ее производства в тысячи и десятки тысяч раз.
Раз уж мы разбираемся сегодня с Большой Фармой, я пожалуй на
пару секунд остановлюсь единственно на одиозной лжи про НИОКР, за всеми же остальными подробностями нравственного облика Big Pharma отсылаю коллег к моему эссе «Натюрморт из лиллигейтов», которое написал в 2005 году для «Бизнес Журнала».
Как можно оправдать продажу пилюли за 70 долларов штука, если ее производство
обходится в полцента (половинку одного цента, вы не ослышались)? Ну то есть с рентабельностью в 14 тысяч концов. Только изобразив великие мучения сначала с научной разработкой этой пилюли, а затем с ее регистрацией в неприступной и очень подкупной FDA (Food and Drug Administration)!
Я не буду разводить тут бухгалтерскую бодягу и просто посчитаю на пальцах так, чтобы понял любой человек, максимально удаленный по жизни от финансов. Слушать цифры по R&D, спускаемые самими представителями Большой Фармы,
- дело наивное и глупое. Благо, есть независимые источники весьма авторитетной информации. Например, Deloitte. В ноябре 2011 года Deloitte подсчитал, что доходность Большой Фармы (internal rate of return) слегка просела (с 11.8 % в 2010 году до 8,4 % в 2011) из-за того, что возросли расходы на НИОКР: было 830 миллионов долларов за одно наименование, стало 1,1 миллиарда долларов.
Жуткие цифры, не так ли? Причем и IRR, и расходы на R&D. К IRR мы сейчас вернемся, пока же задержимся на R&D. 1,1 миллиарда,
говорите? Отлично! Коли разговор завязался вокруг Novartis, берем его же бухгалтерию: швейцарцы продают 23 лекарственных препарата на рынке (не все гномами разработанные, разумеется: что-то пришло от поглощенного в 1996 году Sandoz). Раньше НИОКР был очевидно дешевле, но мы берем самую последнюю и страшную цифру - 1,1 миллиард с пилюли. Получаем в сумме 25,3 миллиарда долларов. Это НИОКР.
Смотрим теперь продажи. Только в одном 2011 году Novartis наторговал на 58,6 миллиарда долларов! Это более, чем в два
раза превосходит ВСЕ расходы на НИОКР компании за все годы ее существования! Ну ладно, будем щедры: еще столько же (25 миллиардов) спишем на все неудачные и тупиковые исследования, которые проводились, но не завершились созданием лекарственных препаратов. По-любому выходит, что за один 2011 год Novartis покрыл ВСЕ свои расходы по R&D за всю свою историю!
Теперь IRR. Обратили внимание на эту смурную цифирь от Deloitte - 8,4 %? Что это за доходность такая при продажах на 58 миллиардов в год?! Куда уходят
все бабки?! На НИОКР, как мы только что убедились, приходятся сущие крохи (в самом деле не все же 23 своих пилюли Novartis разработал за один 2011 год). А остальное? А остальное - в карман фармацевтам! Разумеется, этот карман проводится по бухгалтерии как тяжкое бремя заработных плат, бонусов, субсидий, консультационных услуг и миллиона других уловок, которым не мне учить коллег (сами все знают :)
Вот ведь в чем вся сермяга и суть, которая объясняет причину приставания Большой Фармы к индийским фармакологическим
компаниям! Индийская фармакология - это страшная кость в горле Большой Фармы, потому что Индия - это единственная в мире страна, в которое еще сохранилась нравственная медицина и нравственная аллопатия. Средняя цена лекарственных дженериков в индийских аптеках в 30-100 раз дешевле брэндов, запатентованных Большой Фармой!
Приведу только один пример: стоимость коктейля для поддержания здоровья пациента, инфицированного вирусом иммунодефицита человека, при условии, что этот коктейль составлен из брэндированных
препаратов, составляет 10 000 долларов в год. Индийские дженерики, использующие точно такую же химическую формулу, обходятся несчастным в 150 долларов ежегодно! Дешевле в 67 раз!
Каков будет исход иска Novartis в индийский Верховный Суд? Рискну предположить, что точно такой же, что и был уже в 2006 году - гномов Могучий Хатхи пошлет куда подальше!
Почему так жестоко? Неужто ваш покорный слуга и индийские судьи дикие бакунианцы, отказывающиеся уважать чужой труд и интеллектуальную собственность? Глупости
- мы тоже за капитализм. Но только - вменяемый и нравственный, основанный на принципах, которые только и были присущи европейской цивилизации до того, как ее поглотили в эпоху раннего Возрождения (будь оно неладно) ростовщики со своей инопланетной моралью. Слава богу на земле еще остался Великий Бхарат, в котором нравственность при ведении дел важнее сверхприбыли.
По существу иска Novartis можно сказать, что гномы подобно остальным своим инопланетным собратьям по Большой Фарме лишь играют в хитрую игру
под названием «вечный патент». По истечении сроков они слегка меняют химическую формулу или систему доставки препарата и под это дело требуют продления эксклюзива.
Продажи Gleevac начались в 2001 году. На этих продажах Novartis уже заработал 3 миллиарда 100 миллионов долларов! Но как видите - мало. Поперек горла стоит гномам тот факт, что таблетка Gleevac стоит 30 долларов штука (100 мл, по этой цене годовое лечение обходится в 98 тысяч долларов), а в Индии дженерик imatinib (местный брэнд Veenat)
- менее 100 рупий (2 долларов).
Чувствуете разницу? А ведь речь идет о лечении больных раком крови! Да и хрен бы с ними, с больными! Гномы из Большой Фармы будут судиться до посинения за свои «кровные». Храни Господь Бхарат за то, что он один сегодня еще находит в себе силы противостоять этому вампиризму!