Падение
цен на нефть ниже $60 не приведет к пересмотру трехлетнего бюджета, в
который заложена цена Urals в $95 за баррель. Вице-премьер Алексей
Кудрин вчера при принятии Советом федерации трехлетнего бюджета назвал
крайние среднегодовые значения цен на Urals, которые позволят Белому
дому не пересматривать бюджет, расходуя резервный фонд. Это $50 в 2009
году, $55 в 2010 году, $60 — в 2011 году.
Вчера в Совете федерации Алексей Кудрин принял
участие в обсуждении бюджета на 2009-2011 годы, совместив мероприятие с
традиционным "правительственным часом", на котором он представил
сенаторам "Бюджетную стратегию до 2023 года". На нем министр дал новые
комментарии по поводу стратегии правительства в отношении бюджета на
три года при падении цен на нефть: Белый дом не собирается
пересматривать бюджет при падении среднегодовых цен на Urals ниже $50.
Несмотря на уменьшения нефтегазовых доходов
бюджета с 50% до 30% из-за падения цен на нефть, Алексей Кудрин
считает, что бюджет в начале 2009 года придется корректировать лишь в
связи с уточнением "параметров по инфляции, тарифам и спросу".
Получается, что нынешнее падение цены на нефть уже до $55 за баррель
Минфин считает временным. По словам Алексея Кудрина, его ведомство "не
планирует пересматривать 15-летний прогноз цен на нефть в $65-70 за
баррель". Вице-премьер привел прогноз цен на нефть, за пределами
которых правительство имеет возможность исполнять бюджет (правда, без
наполнения резервного фонда и фонда будущих поколений) — это $50 в 2009
году, $55 в 2010 году и $60 — в 2011 году. По сути, это последняя черта
для бюджетной конструкции — Алексей Кудрин представил ее как прогноз
Минфина, говоря об отсутствии необходимости править закон о госрасходах
на текущую трехлетку.
При принятии бюджета на 2009-2011 годы в
Госдуме в октябре финансовый вице-премьер заявлял о том, что бюджет
будет сбалансирован и бездефицитен при среднегодовой цене Urals не ниже
$60. Изменить цифру позволили поправки в Бюджетный кодекс, принятые
вчера же Советом федерации. Правительству разрешено по своему
усмотрению, но под контролем специальной комиссии Госдумы и Совета
федерации (по семь представителей) "перебрасывать" расходы бюджета
между годами, направлениями трат и главными распорядителями бюджетных
средств до 2010 года. А средства резервного фонда Белый дом может
использовать для решения проблем бюджета без участия комиссии — по
словам господина Кудрина, это произойдет, если цена на нефть упадет в
среднегодовом измерении ниже $70 за баррель.
В систему "переброски" не могут быть включены
социальные траты бюджета и межбюджетные трансферты — впрочем, взгляд
Алексея Кудрина на развитие регионов в 2009 году также оказался
оптимистическим. Хотя он и заявил, что бюджеты на 2009 год регионы
должны составлять "консервативно" и быть готовыми к снижению доходов, в
перспективе через 15 лет количество регионов-доноров должно вырасти с
нынешних 20 до 40, а то и 60. При этом глава Минфина пообещал регионам
в следующем году увеличить помощь из федерального бюджета.
"Дополнительные меры (в этой области.— "Ъ") правительство обнародует в течение недели",— заявил Алексей Кудрин.
Единственным пессимистичным заявлением Алексея
Кудрина можно считать заявление о необходимости сокращения госрасходов
в ближайшие десять лет. Вместе с падением доходов от нефтегазового
экспорта упадут и другие экспортные статьи доходов. "Спрос на товары
российского экспорта — нефть, газ, металлы и другие будет существенно
снижаться",— пояснил министр. Самую большую озабоченность у Минфина,
как и прежде, вызывает финансирование пенсионной системы. Но вчера
Алексей Кудрин дал понять: новое повышение налогов пока неактуально.
Нежелание Белого дома пересматривать бюджет
даже при продолжении падения цен на нефть вчера в Белом доме на
заседании правительственной комиссии по развитию малого и среднего
предпринимательства подтвердил и первый вице-премьер Игорь Шувалов. "У
нас есть резервы — для чего же мы их копили?" — сказал вице-премьер.
Впрочем, господин Шувалов признал, что в правительстве есть и другое
мнение: "Финансистам очень хотелось бы сократить госрасходы, которые,
по их мнению, были раздуты в прежние годы". Игорь Шувалов предложил
компромиссный подход — сокращать неэффективные расходы внутри
инвестпроектов (см. текст на этой же странице) и добиваться экономии за
счет меняющейся конъюнктуры. Он привел в пример ситуацию с цементом,
цены на который должны снизиться в сравнении с ценами, заложенными во
многие правительственные программы госинвестиций.