Опубликованный
правительством в пятницу антикризисный план действий частично
легализовал экономический кризис, начавшийся в августе 2008 года как
кризис банковской системы. "Оздоровление" финансов и ряда отраслей
экономики, объявленное премьер-министром Владимиром Путиным, не
предусматривает ни массовой национализации компаний, ни роста
госрасходов на спасение экономики. Белый дом нашел "третий путь" —
директивное указание того, как получателям господдержки нужно потратить
уже полученные триллионы рублей.
Экономический кризис официально признан
правительством. В пятницу Белый дом опубликовал "план действий,
направленный на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных
отраслях экономики". Как следует из названия документа, проблемы
российской экономики, которые премьер-министр Владимир Путин в октябре
2008 года настоятельно требовал не считать "кризисом", официально
признаны затронувшими финансовый сектор экономики полностью, а
остальную экономику — лишь частично.
Напомним, документ аппарат правительства начал
разрабатывать 30 октября после совещания у Владимира Путина в
Ново-Огареве и ряда предшествующих ему совещаний у вице-премьеров Игоря
Шувалова, Алексея Кудрина и Игоря Сечина. До этого правительство не
собирало формально "антикризисных" планов, ограничиваясь текущими
совещаниями. Именно на них в сентябре-октябре 2008 года были приняты
беспрецедентные решения о поддержке экономики Минфином, ЦБ и ВЭБом на
общую сумму более 5,4 трлн руб. Они в плане не упоминаются.
План действий, опубликованный на интернет-сайте
правительства, состоит из 55 задач, объединенных в десять блоков (см.
стр. 14). Общеэкономическим мерам, финансовой системе, поддержке
внутреннего спроса, рынку труда и малому бизнесу посвящено 36 пунктов
плана, отраслевым мерам — 19. Для поддержки всего сырьевого сектора
предназначен лишь один пункт плана: Белый дом до ноября 2008 года
создаст законопроект, где изменит сроки определения цен на нефть, по
которым высчитывается размер экспортной пошлины. Сейчас он составляет
два месяца, новый срок неизвестен.
При разработке общеэкономических мер
правительство в основном решилось в кратчайшие сроки реализовать
многочисленные предложения лоббистов финансового и банковского рынка
2005-2007 годов, от изменения в пользу компаний баланса интересов
акционеров и кредиторов компании при сделках слияний и поглощений до
зачета обязательств в уставном капитале (см. текст на стр. 14).
Впрочем, в тексте есть сразу две новации, ставящие план в ряд
антикризисных документов крупных стран. Прежде всего это подготовка к
февралю 2009 года участников рынка ценных бумаг к рефинансированию ЦБ с
передачей ЦБ прав регулятора по этим компаниям. Речь по сути идет о уже
реализованном в США снятии барьеров между инвестиционным банкингом и
банковской сферой (напомним, там она реализована после банкротства
Lehman Brothers).
Вторая мера — подготовка с декабря 2008 года
документов по расширению инвестирования средств "молчунов" в пенсионной
системе, находящихся под управлением ВЭБа. Вместе с предполагаемым
снятием барьеров с оборота закладных и секьюритизации кредитов
происходящее — явное намерение правительства поддержать после
завершения острой фазы кризиса быстрое восстановление финансовых
рынков, в том числе за счет ослабления денежной политики и допуска
инвестбанков к деньгам Банка России.
Еще одно подтверждение этому — правительство
намерено в очередной раз рассмотреть возможность дополнительной
капитализации ипотечного агентства АИЖК в декабре 2008 года. АИЖК уже
получило в октябре 60 млрд руб. в капитал от правительства, речь идет о
новых вливаниях.
В пунктах, посвященных "поддержке внутреннего
спроса", Белый дом не скрывает: полудирективное распределение
государственных денег станет основой поддержки экономики в 2009 году. В
случае с банками надзором за распределением госсредств будут заниматься
специальные уполномоченные ЦБ (см. стр. 14). Для госпоставщиков, в том
числе поставщиков госмонополий ("Газпром", РЖД, "Транснефть", ФСК),
будут введены "ценовые преференции" до конца 2010 года: при прочих
равных российские товары могут закупаться на 5-25% дороже иностранных.
Конкурсы по госзаказам на 2009-2010 годы могут быть объявлены в декабре
2008 года. Белый дом в плане впервые провозгласил, что в рамках
массовых госзакупок товаров будет отдавать приоритет российским
производителям.
Принципиальных изменений в практике отраслевой
поддержки план не предусматривает. Так, правительство явно не намерено
злоупотреблять национализацией предприятий, находящихся в кризисе. Хотя
Белый дом в ноябре 2008 года разработает законы, позволяющие выкупать
акции "стратегических" компаний, в том числе через конвертируемые
облигации (см. "Ъ" от 24 октября), мера упоминается лишь в главе,
посвященной оборонной отрасли, для остальных она, видимо, не
предусматривается. На строительном рынке государство намерено лишь
выполнить обещание выкупать на сумму около 80 млрд руб. квартиры у
стройкомпаний. А аграрии получат лишь возможность кредитовать крупные
проекты в ВЭБе, получат субсидирование ставки рефинансирования ЦБ по
банковским кредитам. Не собирается правительство отказываться и от
протекционистской защиты отраслей — но довольно умеренной. Так, первый
вице-премьер Виктор Зубков уже в субботу заявил о реализации пункта
плана, предусматривающего сокращение квот на импорт мяса птицы на 300
тыс. тонн (аналогичного решения по свинине пока не принято). А
российский автопром комиссия Белого дома поддержала уже в пятницу —
пошлины на иномарки вырастут с 25% до 30% уже в 2009 году (см. стр.
14). Впрочем, пересмотр таможенных пошлин обещан по "широкому перечню
товаров".
"Кризисной" компенсации потребителям,
предпринимателям и гражданам план правительства не предусматривает. В
связи с опасениями роста безработицы будет увеличено пособие по ней
(см. стр. 2). Малому бизнесу, который быстрее всего понесет потери
из-за сокращения внутреннего спроса, обещаны кредиты ВЭБа, поблажки по
аренде госимущества и малоактуальный для него доступ к госзаказу.
Отсрочку на два года от перевода с единого налога на вмененный доход,
которой добивались предприниматели, получат лишь аптечные сети. Белый
дом полностью проигнорировал и все их инициативы по снижению налогов,
кроме идеи ускоренной амортизации ряда активов с 2010 года. При этом
вопрос о сокращении госрасходов пока сведен к минимуму. В
ноябре-декабре 2008 года госмонополии и госкорпорации проведут
"уточнение" инвестпрограмм на 2009-2011 годы. А пересмотру расходов
бюджета в рамках целевых программ, о чем Владимир Путин говорил неделю
назад, в плане не уделено ни слова.