Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Разбитое корыто Романа Абрамовича


Финансовый кризис. Обзор новостей и аналитики

16 июня 2010 г.

Черкизон бессмертен?

Началась запись желающих снова торговать на главном рынке страны.
Обычно такие вещи случаются в передачах типа «Жди меня»: кто-то родной и близкий неожиданно возвращается из небытия и бросается вам в объятия.
Теперь может вернуться Черкизовский рынок.
В четверг, в 9.30 утра, у линии «А» «Нового АСТ» собрался народ, в основном славянской внешности. В десять открылись жалюзи, и вышла администрация рынка с большой амбарной книгой. Эту книгу я видела осенью, в ней ведется учет за все пятнадцать лет работы - как менялись владельцы контейнеров.
Теперь желающие приходят каждый со своей копией паспорта, называют свое место на рынке, администрация сверяет их данные с тем, что написано в книге, и проводит человека к своему контейнеру, на его ворота вешается замок, после чего довольный предприниматель с ключами в руках удаляется и заходит следующий.
Действие происходит в мирной обстановке, хотя и в оцеплении милиции.
Кто ее вызвал, непонятно. Администрация говорит, что «с рынком все решено на самом высшем уровне». Может, тогда милиция нужна для охраны цивилизованно записывающихся людей, стоящих у ворот администрации?
Примерно в одиннадцать утра приехал начальник ОВД по району Измайлово Александр Акиншин и еще раз донес до людей, что с открытием рынка «не все решено», попросил не сдавать никаких денег.
Спасибо полковнику Акиншину, который действительно переживает за людей. Ведь на этом рынке было столько обмана, краж и даже убийств (см. «Мародеры в Москве», №95 «Новой» за 2009 год; «Черкизон и Путин», №96 «Новой» за 2009 год), что и сейчас ходит слух: деньги с людей соберут, а рынок все равно снесут. Ведь никто не отменял судебных решений и распоряжений префекта по освобождению земельных участков, на которых расположен весь большой разношерстный Черкизовский.
Что представляет собой рынок сейчас? В основном развалины, которые никто не убирает. Только рынки со скорпионом и надписью «АСТ» на вывеске отремонтированы, покрашены, заменена проводка, щитки выведены наружу. Они кажутся готовыми к открытию, хотя на самом деле выполнены не все требования МЧС, за несоответствие которым и был закрыт рынок. Одно из них выполнить просто невозможно - требуется расширить расстояние между постройками до 15 метров.
Проще, наверное, «договориться на самом высшем уровне», или снести рынок и построить на его месте новый торговый комплекс. Тем более фирма Тельмана Исмаилова уже выиграла тендер на строительство там нового совершенного торгового комплекса (хотя и сам «АСТ» по документам тоже не рынок, а комплекс).
Администрация набрала на работу большое количество охранников и уборщиков территории. Автостоянка на 500 автобусов готова хоть завтра принять гостей столицы - челноков.
Вчера администрация рынка пригласила прийти преимущественно славян. Даже на входе людей спрашивали о национальности. С чем это связано, неизвестно.
Наверное, нужно показать, сколько российских предпринимателей осталось неустроенными. Если говорить честно, то огромное количество именно российских предпринимателей остались без работы. Так как все лучшие места на рынках были куплены китайцами и выходцами из других стран.
Весь этот год российские предприниматели сами устраивались, как могли, боролись за места на рынках. На «АСТ» была создана инициативная группа Черкизовского рынка, которая потом смогла зарегистрироваться в качестве общественной организации. Возглавила ее Вера Алдошина. Она написала три тома писем в различные ведомства и получила три тома ответов. Которые уже, казалось, ни к чему не приведут. Кроме того, был создан профсоюз Черкизовского рынка, который возглавил Леонид Развозжаев. Вчера Леонид и Вера работали рука об руку, помогая администрации пропускать на рынок людей группами по 10–15 человек. То есть какой-то неясный пока с юридической точки зрения статус при администрации российские предприниматели получили, и это хорошо.
Еще один любопытный момент - изменение тональности и содержания официальных высказываний. Теперь даже правоохранительные органы ничего не имеют против Тельмана Исмаилова. Наверное, контрафакт на склады «АСТ» завозил круг неопределенных лиц, и весь этот год сбывал товар все тот же круг - с опечатанных складов. (Зато когда надо было уничтожать контрафакт, который уже продали или украли, с таджиков, работающих на рынке, сняли всю униформу выдали им новую, а старую сожгли вместе с формальдегидными шлепками и манекенами перед телекамерами.)
В свою очередь, мэр Москвы Юрий Лужков в эфире телеканала ТВЦ заявил: «Мы определяем все решения на московской земле, и рынка на ней не будет. На федеральной земле - посмотрим, какое решение они примут». То есть даже Лужков не исключает возрождения Черкизовского. Между тем префект ВАО Николай Евтихеев 27 мая издал распоряжение об отключении рынка от всех систем жизнеобеспечения. Интересно, как его открывать без света и воды.
В Одессе стоит «памятник апельсину», который больше известен как «памятник взятке». История его любопытна. Город появился благодаря императрице Екатерине II, а вот ее наследник Павел к маменьке, и особенно к ее фаворитам, теплых чувств не питал и, взойдя на трон, все проекты свернул. В том числе постройку порта, без которого Одесса кончилась бы, толком не начавшись.
Тогда одесситы додумались дать Павлу взятку, но не деньгами, а… апельсинами. В те годы тропические фрукты были величайшей редкостью. Но к императорскому дворцу был отправлен целый обоз. Получив оригинальный гешефт, Павел оттаял и выделил деньги на порт, а также даровал городу прочие льготы и привилегии. Оттуда и пошло выражение «грузите апельсины бочками».
Решение об открытии Черкизовского, если оно было принято «на самом высшем уровне», мало чем отличается от истории с апельсинами. А работающий рынок после огромной кампании по его закрытию с участием первых лиц страны и города станет самым масштабным «памятником апельсину» в современной России.
Когда верстался номер
В четверг префект ВАО Николай Евтихеев заявил, что в пятницу начнется снос рынка, принадлежащего ООО «К5ФАСТ».

Разговор старых татов* (подслушано на рынке)

- Ну что, открывают?
- С 1-го числа, 29-го - банкет в «Праге». А ведь не верили Тельману, плевали все в него, по другим рынкам разбрелись. И гляди - вернулся.
- Да, но чего ему это стоило! Еще осенью говорили, что он миллиард на Олимпиаду отвалил.
- Ой, не знаю про миллиард. Наоборот, он всю осень и зиму пытался на главного олимпийца выйти, вопрос решить, да все никак не мог. Пришлось на поклон к Майбаху идти.
- Это к тому, который с олимпийцем в одной группе учился и «Запорожец» ему подарил? Он же вроде из Баку сейчас ни ногой.
- Ну да, в Баку и встретились. Майбах сказал, что сам решить ничего не может, но знает человека, через которого все это можно сделать.
- Это с тех-то пор Сархан, Тельмана сын, у нас футболом увлекся, на «Терек» сел?
- Да, только «Терек» - он для красоты. А вот таможня и международный аэропорт в Грозном - другой вопрос. Как раз из тех, которые Тельман решать умеет. Для того он им и нужен. А еще параллельно он взял под контроль казахстанскую таможню и украинскую.
- То-то я смотрю, к нам новые хозяева стали приезжать на «Порше Кайенах». Они теперь в доле?
- В доле. Я сам не знаю, что именно за Тельманом осталось. Вообще, говорят, он все это делает, чтобы наказать Года с Зарахом, которые на его беде нажились. Так и сказал: «У них миллион, у меня три копейки, но я их отдал, чтобы им плохо сделать». Ну, про три копейки это он, конечно, из скромности. Он 251 миллион долларов в благотворительный фонд одной юной особы перевел…
- Ой, не надо политики. Скажи лучше, как он наказать хочет?
- Да если «АСТ» откроется и заработает, как раньше, и «Садовод», и «Москва» тут же умрут. Все оптовики старым маршрутом поедут, да и продавцы сюда прибегут. Год с Зарахом без денег останутся.
- Да, Тельман он такой. Он и жить красиво умеет, и отомстить тоже…
* Таты - небольшой этнос, проживающий в горном районе Азербайджана. Крупнейший населенный пункт - Красная Слобода. Там родились Тельман Исмаилов, Год Нисанов и Зарах Илиев (контролирующие торговлю на рынке «Садовод» и ТЦ «Москва»), а также, по некоторым данным, их партнер, однокурсник Путина Ильгам Рагимов.
НОВАЯ ГАЗЕТА - Юлия (Мартовалиева) Полухина

Разбитое корыто Романа Абрамовича


Британские журналисты выяснили, что Роману Абрамовичу дискомфортно на его новой яхте из-за дребезжания фужеров. «Новая газета» разбиралась, не мешает ли это статусу депутата
Спустя ровно год после громкого спуска на воду в Гамбурге яхты Eclipse, заказчиком которой считают Романа Абрамовича, британские журналисты решили выяснить, почему она вместо того, чтобы оказаться в руках владельца, по-прежнему находится в немецких доках. И обнаружили скандал, суть которого сводится к недовольству владельца некоторыми параметрами косметического характера в яхте, общая стоимость которой из-за разного рода доделок уже превысила полмиллиарда долларов.
Очевидно, нельзя исключать того, что сам скандал мог быть вызван пиарщиками или антипиарщиками одной из сторон - то есть либо производителей, либо хозяина яхты. И мы вполне могли бы пройти мимо этого скандала, отдав его на откуп таблоидам, если бы не внутрироссийская история. Та самая, в которой и антикоррупционные поправки в законы, и одновременно с этим почти уже ставшая традиционной госпомощь миллиардерам - начиная от истории с реструктуризацией долгов Evraz Group и заканчивая недавним поручением премьер-министра Владимира Путина изучить «возможность оказания господдержки» шахте «Распадская», принадлежащей той же Evraz Group. Как известно, с антикоррупционными поправками связаны указы президента Дмитрия Медведева об обнародовании чиновниками и депутатами сведений о доходах. И из всего этого закономерно вытекает вопрос о статусе совладельца Evraz Group Романа Абрамовича, которого одни считают бизнесменом, а другие - по-прежнему хозяином Чукотки.
Впрочем, обо всем по порядку - и сначала о яхте. У скандала с яхтой или того, что могло бы стать лишь досадным недоразумением в жизни любого отдельно взятого миллиардера, но оказалось тем не менее возведено в ранг топовой новости, было несколько причин. По версии субботнего выпуска британской газеты The Daily Mail, они выглядят следующим образом. Во-первых, во время тестов яхты в Северном море на одной из девяти палуб разбилось гигантское зеркало. Во-вторых, австрийские хрустальные фужеры, приобретенные специально для обеденных приемов, дребезжат от вибрации четырех дизельных двигателей, и эффект дрожания ощущается даже на палубе хозяина яхты. В-третьих, шкуры леопардов и кожа рептилий, использованные для отделки кресел и стен в массажной комнате, вызвали у владельца, по словам журналистов, вопросы об «этичности их происхождения». В-четвертых, вертолетная площадка, по мнению хозяина, находится «в неправильном месте», в связи с чем возник спор о том, кто именно из сторон должен теперь оплачивать ее перемещение. Наконец, в-пятых, что-то не так с навигационной системой французского производства, и еще кое-где на палубах отслоилась краска.
Разумеется, в яхте, цена каждого метра которой тянет на два, а то и на три миллиона долларов, даже простая царапина оборачивается расходами, исчисляемыми не одной сотней тысяч. Поэтому неудивительно, что ежегодный прирост стоимости яхты по отношению к изначально заявленной составлял около 20 процентов. И если три года назад яхта Eclipse стоила не менее 400 миллионов долларов, то в прошлогодней статье мы писали о том, что к июню 2009 года ее оценка уже достигала 492 миллионов долларов. Причем в последнем случае речь шла об усеченной стоимости - за вычетом «доделок» в виде покраски, оснащения оборудованием, доработки дизайна интерьеров и прочей «косметики», которые должны были «потянуть» еще примерно на 150 миллионов. Таким образом, вполне оправданными оказываются даваемые экспертами нынешние стоимостные характеристики яхты, превышающие планку в 600 миллионов долларов. И судя по объему претензий, верхний ценовой предел пока еще явно не достигнут.
Впрочем, сроки передачи судна владельцу, ранее намеченные сначала на январь, а затем на июнь 2010 года, тоже теперь отодвигаются по меньшей мере до осени. В результате даже потенциальная возможность прибытия Романа Абрамовича на проходящий сейчас в ЮАР чемпионат мира по футболу именно на яхте Eclipse - а о таком варианте уже давно писали многие мировые СМИ - оказалась в ряду несбывшихся прогнозов. Однако близкое окружение миллиардера поспешило заявить через те же СМИ, что он такого круиза и не планировал. Тем более что для попадания на этот чемпионат есть и другие транспортные средства. Как известно, в яхт-активе Романа Абрамовича по-прежнему 115-метровая Pelorus и 86-метровая Ecstasea, каждая из которых проходит почти ежегодную модернизацию - вплоть до замены вертолетных площадок - в ремонтных доках той же компании Blohm & Voss, на верфях которой был построен проект 978, получивший в итоге название Eclipse.
Другое дело, что Eclipse в полтора-два раза крупнее. Недаром название яхты, выложенное по борту и на корме отливающими на солнце то золотом, то серебром крупными буквами, означает в переводе с английского «Затмение» или «Превосходство». 170-метровая мегаяхта, как и год назад, продолжает оставаться крупнейшей в мире. Eclipse с серьезным отрывом обгоняет первую пятерку прежних лидеров яхтенного олимпа, принадлежавших знатным принцам, султанам и королям арабского мира. Это такие плавучие дворцы, как Dubai крон-принца Дубая шейха Мохаммеда бин Рашид Аль-Мактума (159 метров), Al Said его величества султана Омана Квабооса бин Саида (155 метров), Prince Abdulaziz короля Саудовской Аравии Абдаллы (147 метров), Al Salamah министра обороны Саудовской Аравии принца Султана бин Абдул Азиза (139 метров) и Al Mirqab члена королевской семьи Катара (133 метра). А согласно истории частных яхт класса люкс от компании Blohm & Voss, мегаяхта Eclipse - крупнейшая за все последнее столетие.
Оснащена она тоже по-королевски. И не только потому, что ее обслуживает команда из 70 человек - в два с половиной раза превышающая заранее предусмотренное максимальное число возможных гостей. В первую очередь на яхте создана многоступенчатая система безопасности. В нее входит и так называемый лазерный щит против папарацци, который способен не только находить вокруг судна - в море и на берегу - электронные сенсоры камер, но и мгновенно блокировать работу цифровой оптики. И бронированные каюты с пуленепробиваемыми иллюминаторами. И система противоракетной обороны и оповещения о ракетном нападении военного класса. И охранно-сигнальные системы обнаружения вторжения - с особыми датчиками и подводными камерами, реагирующими на тепло и движение. Кроме этого, пять запасных выходов позволяют владельцу секретным образом покинуть яхту. К его услугам при этом сразу несколько видов транспорта, размещенных в специальных ангарах судна, - три крупных катера, два вертолета и даже мини-субмарина с глубиной погружения до 50 метров.
Развлекательный комплекс яхты рассчитан на все основные виды российского VIP-отдыха. 11 кают, с почти двухметровыми панелями домашних кинотеатров каждая. Помимо нескольких термальных бассейнов спа, стандартного плавательного бассейна и зала для дискотек создан бассейн-трансформер с регулируемой глубиной-высотой пола, превращаемого также при желании в танцпол. Множество барных стоек, прогулочные катера, скутеры и прочие аксессуары. Пространство яхты настолько огромно, что для его организации понадобилось 600 дверей. Иными словами, если учесть, что яхта рассчитана на 24 гостя, на каждого получается ровно по 25 дверей. При этом у хозяина яхты все равно есть отдельная веранда с видом на океан и летний садик. Более того, его каюта общей площадью 460 квадратных метров имеет раздвижную крышу - чтобы иногда иметь возможность заглянуть в звездное небо над собой.
Как известно, Роман Абрамович занимается не только яхтами. С октября 2008 года он председатель Думы Чукотского автономного округа, до этого - в 2001- 2008 годах - занимал пост губернатора этого же региона. По рейтингам журнала Forbes, известен как долларовый мультимиллиардер. Однако даже если попытаться оценить, какую реальную долю от его состояния могла бы занимать стоимость яхты Eclipse со всеми ее многомиллионными игрушками - например, пять или десять процентов, - это оказалось бы затруднительным. Просто потому, что ни в качестве губернатора, ни в качестве депутата и спикера Чукотского парламента Роман Абрамович декларации о доходах, в отличие от своих коллег из других регионов, не обнародовал - во всяком случае, на сайте электронного представительства Думы Чукотского автономного округа обнаружить их не удалось.
Возможно, это связано с тем, что ни один из выпущенных президентом Медведевым указов о предоставлении сведений о доходах не говорит прямо о региональных депутатах, а может, с отсутствием прямых санкций за непредоставление таких сведений. Между тем в Законе № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» по-прежнему сказано: статус депутата регионального парламента подразумевает, что «указанный депутат не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой».
Поскольку нам не удалось найти сведений о том, что чукотский депутат Роман Абрамович где-либо преподает или серьезно занят в сфере науки, остается предположить, что яхты как часть его образа жизни - всего лишь творческий подход к обустройству быта. А насколько такая творческая деятельность совместима со статусом депутата - в законе не написано.
P.S. Роман Абрамович, судя по всему, не готов ничего кардинально менять в своей жизни, как и в представлении о ней сторонних наблюдателей. Ведь комфорту пока ничего не угрожает. Совмещение двух разных ипостасей, аномальное с точки зрения публичной и качественной политики и ровно такого же бизнеса за рубежом, удобно и ему, и российским властям. А о том, что богатые возможности для бесконечного редизайна одной из множества превосходных вещей могут оказаться иллюзией в отсутствие подлинной свободы, задуматься на борту шикарной Eclipse, конечно, можно, но вопрос в том - зачем.
НОВАЯ ГАЗЕТА - Дарья Пыльнова, Дмитрий Шкрылев


В избранное