Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Анонс предстоящего выпуска газеты "Время новостей"


Информационный Канал Subscribe.Ru

www.vremya.ru

"Время новостей", 22 июля, пятница

При использовании материалов ссылки на газету "Время новостей" обязательны.

По всем вопросам обращаться в отдел внешних связей газеты по телефону

(095) 231-23-07

ЭКОНОМИКА. БИЗНЕС. ФИНАНСЫ

Плыви, юань

Китай начал валютную реформу

Китай избежал масштабной торговой войны с Америкой, которую Вашингтон планировал объявить в следующую среду. Вчера Пекин объявил о введении более гибкого подхода к формированию курса юаня, что эксперты расценивают как первый шаг в направлении "плавающего" курса. Соединенные Штаты, напомним, давно и твердо настаивали на том, чтобы Пекин провел ревальвацию своей валюты, "отвязав" курс юаня от курса доллара. 27 июля истекает срок, который сенат США дал администрации Буша на переговоры с Китаем. В случае их неудачи Белый Дом должен был бы ввести временный тариф в 27,5% на импорт широкого спектра товаров из Поднебесной.

Вчера национальное телевидение Китая сообщило о решении Национального банка установить новое соотношение между юанем и долларом на уровне 8,11 юаней за доллар -- на 2,1% меньше прежней фиксированной ставки. Теперь ежедневно в конце рабочего дня курс юаня будет объявляться китайским ЦБ. В заявлении говорится, что курсообразование отныне станет более гибким, а изменения в этот процесс будут вноситься только "в случае необходимости в зависимости от событий на рынке, финансовой и экономической ситуации".

Американские власти хором приветствовали решение Пекина. Глава Федеральной резервной системы Алан Гринспэн считает, что оно "безусловно является хорошим стартом и первым шагом в верном направлении". "Я приветствую это решение установить более гибкий курсовой режим для юаня. Реформирование валютного режима очень важно для Китая и международной финансовой системы", -- откликнулся министр финансов Джон Сноу. Наконец, официальный представитель Белого Дома Скотт Макклеллан назвал решение Китая "воодушевляющим". Со специальным заявлением выступил и генсек Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Дональд Джонстон: "Я очень рад, что Китай приступил к реформе валютной системы, заменив фиксированную привязку к доллару на управляемое курсообразование на основе корзины валют. ОЭСР аплодирует этой мере, расценивая ее как важный шаг вперед, дающий китайской экономике необходимую гибкость для поддержки роста".

До вчерашнего дня курс валюты КНР в течение десятилетия был жестко зафиксирован на уровне 8,28 юаня к доллару, а допустимый диапазон отклонений составлял 0,03%. Такое положение дел категорически не устраивало американцев. Не первый год они остро критикуют политику сдерживания курса юаня, сваливая на нее многие болезни своей экономики, в частности неприличные показатели дефицита торгового баланса и безработицы. Только за последние три года, по мнению представителей профсоюзов и промышленности США, валютная политика Поднебесной лишила Америку 2,8 млн рабочих мест. А в этом году стало известно, что рекордному дефициту торгового баланса в 5,7% ВВП Америка во многом обязана именно Китаю. На долю последнего приходится 162 млрд долл. от общей суммы дефицита в 600 млрд долл.

Под давлением профсоюзов сенат США предложил законопроект "О свободной торговле с Китаем", который дал правительству 180 дней на переговоры с Китаем по ревальвации юаня и для введения плавающего курса. Но торговая война так же не устраивает и саму Америку. Поэтому до последнего дня Белый Дом прилагал все усилия, чтобы убедить Китай в целесообразности ревальвирования. В начале июня министр торговли США Карлос Гутьеррес провел переговоры в Пекине по этому вопросу. А бывший госсекретарь Генри Киссинджер стал одним из неофициальных посланников США, пытавшихся убедить китайское руководство пойти хотя бы на частичные уступки. Министр финансов Джон Сноу, напротив, предпочитал в последние недели не выходить за рамки своего традиционно критического настроения по отношению к экономической политике Китая. Он не уставал повторять, что привязка китайской валюты к доллару - серьезная угроза мировой экономике, и польза от ревальвации перевешивает любые риски, связанные с этим шагом. Евросоюз, связанный с Китаем тяжелыми узами переговоров по текстильной торговле, не остался в стороне, и также успел заявить о своей сильной обеспокоенности сложившейся ситуацией.

Несомненно, воодушевление американских и международных чиновников направлено на то, чтобы подтолкнуть Пекин к дальнейшим шагам. Но рынки строят осторожные прогнозы. "Это был лишь первый шаг в серии ревальваций, которые мы можем ожидать в ближайшие годы, они будут постепенными, -- отмечает Пареш Ападхьяя, управляющий портфелем в бостонском Putnam Investments. -- Удар по рынкам был довольно драматичным". Сразу после сообщения Китайского ЦБ многие азиатские валюты выросли в среднем 2% к доллару, в том числе японская йена и сингапурский доллар.

Денис УВАРОВ

Кто на старенького?

Растущий дефицит бюджета Пенсионного фонда может привести к новой реформе единого социального налога

Налоговая реформа, похоже, поворачивается к "хорошо забытому старому". К началу осени, вполне возможно, встанет вопрос о продолжении реформирования единого социального налога (ЕСН). Причем речь может пойти о радикальном варианте.

Последние полгода, пока правительство, бизнес и депутаты были заняты разгребанием завалов налогового администрирования, вновь дала знать о себе "застарелая болячка" -- единый социальный налог. Собираемость его после проведенного с 1 января 2005 года снижения ставки упала, а ожидаемого всплеска "обеления" зарплат зафиксировано не было. На фоне растущего дефицита Пенсионного фонда (ПФР) и твердо высказанного нежелания правительства впредь покрывать его из средств стабилизационного фонда все больше очков набирает идея снижения ЕСН с одновременной ликвидацией его регрессивной шкалы. Пока однозначного понимания, что делать с этим налогом и с дефицитом Пенсионного фонда, нет ни у правительства, ни у депутатов, ни у администрации президента.

Весь прошлый год, когда шла дискуссия о целесообразности снижения ЕСН, в качестве контраргументов неоднократно озвучивались цифры реального положения дел в пенсионном бюджете. Ни для кого не было секретом, что с начала пенсионной реформы работодатели задолжали фонду по базовой части пенсии (которая формируется за счет ЕСН) почти 100 млрд руб., и эта задолженность продолжает расти. Тем не менее власть решила рискнуть, смело отстаивая тезис, что "обеление" зарплат приведет к росту отчислений в Пенсионный фонд, а заодно и в фонды социального и медицинского страхования. В итоге с 1 января 2005 года базовая ставка ЕСН была снижена с 35,6% до 26%. Однако за первое полугодие выяснилось, что дефицит бюджета Пенсионного фонда продолжает стремительно увеличиваться. Руководство Пенсионного фонда тут же поспешило связать этот дефицит с реформой ЕСН.

Как не раз заявлял глава ПФР Геннадий Батанов, при действующей системе дефицит бюджета фонда к 2015 году может составить примерно 1 трлн руб. По подсчетам независимых аудиторов, дефицит Пенсионного фонда в ближайшие три года вырастет втрое. При таких тенденциях Пенсионный фонд рискует превратиться в структуру распределения государственных средств, а пенсия станет всего лишь государственным пособием.

Возможных выходов из этой ситуации три. Можно пытаться покрывать дефицит из стабфонда или федерального бюджета. Можно повысить пенсионный возраст или сократить круг граждан, имеющих право на накопительную часть пенсии. Наконец, есть вариант ввести плоскую шкалу ЕСН, что активно лоббирует руководство Пенсионного фонда. "Нигде в мире нет регрессивной шкалы, одни мы бережем наших работодателей", -- говорит г-н Батанов.

Изначально, впрочем, идея отмены регрессивного налога принадлежала фискальному ведомству, которое боролось с регрессивной шкалой еще в бытность министерством, доказывая, что регресс выгоден лишь крупнейшим предприятиям топливно-энергетического комплекса. Как говорил полтора года назад один из высокопоставленных чиновников налогового ведомства, регрессивной шкалой пользуется лишь 3% предприятий.

К тому же ЕСН -- самый тяжелый и дорогой налог и для фискалов по своему администрированию, и для предприятий, где бухгалтерам для отчетности по нему приходится заполнять 11 платежек. В администрирование ЕСН входит система зачетов с Фондом социального страхования, взаимодействие с территориальными отделениями Фонда обязательного медицинского страхования, раздельный учет средств, идущих в страховую и накопительную части Пенсионного фонда. Но тогда слова о неудобном администрировании не возымели действия, так как лозунгом налоговой реформы было выведение доходов из тени.

Этот лозунг, впрочем, не снят и на сегодняшнем этапе реформы. Однако теперь все большее внимание власть уделяет оптимизации процесса сбора налогов в бюджет. В этом плане предложение о введении плоской шкалы ЕСН может оказаться "политически уместным".

С экономической точки зрения расчет на увеличение собираемости налога за счет введения единой ставки цифрами пока не подтверждается и не опровергается. Можно чисто гипотетически допустить, что, как и в случае с подоходным налогом, плоская шкала собираемость повысит. Как показало время, сборы подоходного налога возросли по большей части за счет того, что работодатели стали автоматически перечислять весь 13-процентный налог с зарплат сотрудников в бюджет. Идеологически же отказ от регрессивной шкалы единого социального налога может вызвать много вопросов, ведь в стране появилось значительное количество предприятий, платящих зарплаты по "белым" ведомостям и пользующихся регрессивной шкалой. Для них возможность пользоваться регрессией как раз и стала главным аргументом для того, чтобы выйти из тени. И задний ход налоговой реформы вряд ли прибавит популярности власти в их глазах.

Чиновники пока не раскрывают карты, не говорят, что показывают подсчеты эффективности уплаты налога по той или иной ставке регрессии. Сотрудник Минфина, пожелавший остаться неназванным, пояснил, что единый социальный налог характеризуется широким спектром эффектов, и делать однозначный вывод об эффекте снижения ставок преждевременно. В бюджетном комитете Думы также воздерживаются от однозначных комментариев, однако подтверждают, что идея снижения ЕСН до 12--15% с отменой регрессивной ставки обсуждается в коридорах власти.

Ирина СКЛЯРОВА

"Увести зарплату топ-менеджера обратно в тень труда не составит"

Корреспондент "Времени новостей" Ирина СКЛЯРОВА решила выяснить мнение экспертов о возможном введении плоской шкалы единого социального налога.

Антон ДАНИЛОВ-ДАНИЛЬЯН, председатель экспертного совета "Деловой России":

-- После предложения "Деловой России" пойти на дальнейшее снижение ставки ЕСН применительно к малым предприятиям, большинство из которых, по нашим данным, практикует выплаты в конвертах, получила хождение и идея снизить ЕСН для всех с отказом от регрессии. Но есть несколько обстоятельств, которые пока не дают возможности комментировать предложение об отказе от регрессии. Нет информации о том, каким образом распределяются доходы ЕСН от каждого уровня нынешней регрессивной шкалы. Не имея такой статистики, сложно оценивать и потери бюджета, и предполагаемую реакцию бизнеса.

Евгений ХОТУЛЕВ, эксперт Экономической экспертной группы:

-- По регрессивной ставке у работодателей больше стимула платить большие зарплаты "вбелую", поэтому отмена регрессии будет способствовать их уводу в тень. Таких предприятий меньшинство, но доля зарплат, выплачиваемых там, довольно высокая. Поступления от зарплаты одного топ-менеджера могут совпадать с отчислениями 50 рядовых сотрудников. Дефицит же Пенсионного фонда можно уменьшить либо увеличением доходов, либо сокращением расходов. О сокращении расходов речь не идет, если декларируется политика улучшения социального обеспечения пенсионеров. А увеличение расходов может производиться как за счет манипулирования ставками ЕСН, так и за счет изменения расщепления поступлений от налога между Пенсионным фондом и прочими фондами. Правда тогда грозит дефицит бюджета фондов социального и медицинского страхования.

Сложности положения Пенсионного фонда в том, что его бюджет увеличивается за счет повышения перечислений из федерального бюджета. Но надо понимать, что значительная часть этих перечислений появилась именно в результате монетизации и финансирования льгот. Ежемесячные денежные выплаты в рамках монетизации осуществляются через территориальные отделения Пенсионного фонда и отражаются в бюджете ПФР. Это, вероятно, способствует сбалансированности бюджета ПФР, но без повышения налогооблагаемой базы ведет к возникновению других диспропорций в федеральном бюджете или внебюджетных фондах. Хотя, возможно, дисбаланс ПФР, если смотреть в процентах ВВП, будет постепенно сокращаться даже в действующих условиях за счет опережающего роста зарплат. Но этот эффект может быть достигнут только через пять--семь лет. А к тому времени, если копать глубже, могут проявиться и негативные эффекты, один из которых старение населения. Доля пенсионеров будет расти, а с ней и нагрузка по расходам, доходные же возможности начнут сокращаться. Решение этой проблемы затрагивает гораздо более широкую область, чем просто налогообложение зарплат. Проблему как-то надо решать через улучшение ситуации на рынке труда, например через повышение квалификации рабочей силы.

Владимир РЕДЬКИН, старший консультант Центра фискальной политики:

-- Тенденция "обеления" зарплат продолжается -- и по опросам предприятий, и если брать как критерий подоходный налог. Об этом говорит тот факт, что рост налоговых поступлений от подоходного налога превышает рост начисленной зарплаты. Причем тот и другой показатель в последние четыре года превышает рост инфляции. К тому же рост прибыли предприятий идет медленнее, чем рост зарплат, -- это говорит о том, что распределение добавленной стоимости между прибылью и зарплатой пошло в пользу зарплат.

Отчасти вывод зарплат в налогооблагаемую плоскость стимулировали последнее время действия властей и судебные преследования. В целом зарплаты среднего и низкого уровня уже выведены из тени. Регрессией сейчас пользуются немногие, и совсем незначительное количество фирм платят ЕСН по минимальной ставке 2%. В Москве в среднем эффективная ставка ЕСН сейчас 20%. И если произойдет снижение базовой ставки до этого уровня, то тогда отказ от регрессии эффекта не принесет. С другой стороны, отмена регрессии будет восприниматься как социальный шаг, ведь богатые будут больше отдавать. Крупные же предприятия, выплачивающие белую зарплату высокооплачиваемым сотрудникам, также вряд ли серьезно потеряют. Увести зарплату топ-менеджера обратно в тень труда не составит. Ведь если коллективу рядовых сотрудников сложно будет объяснить, почему их белые зарплаты почернели, то топ-менеджер всегда поймет, что такое необходимость сокращения издержек и расходов.

РЖД повысили тарифы

Возить грузы к портам станет дороже

Новому руководству "Российских железных дорог" во главе с Владимиром Якуниным удалось убедить правительство в необходимости повысить тарифы, не дожидаясь следующего года. Вчера Федеральная служба по тарифам официально сообщила, что приняла решение о дополнительной индексации стоимости грузовых железнодорожных перевозок в среднем на 4%. При этом повышение не затронет перевозку экспортно-импортных грузов через погранпереходы. Зато возить грузы в порты и по России станет дороже на 5,4%. Эксперты считают, что доиндексация позволит РЖД компенсировать доходы, которые компания недополучает от переориентации грузопотока в сторону речного транспорта (в сторону портов грузы идут исключительно по железной дороге). Новые расценки начнут действовать с 1 августа, однако вчера в ФСТ не исключили, что "это может произойти позже из-за длительного процесса регистрации постановления в Минюсте".

Согласно сообщению ФСТ, решение повысить железнодорожные тарифы было принято вследствие сокращения темпов прироста объема промпроизводства (в результате в этом году рост грузооборота составит 2,7% вместо запланированных 4,9%) и перераспределения грузопотоков в пользу портов. Из-за этого доходы РЖД по итогам года могли снизиться по сравнению с запланированными показателями не менее чем на 17,4 млрд рублей.

Железнодорожники уже давно выражают недовольство тарифной политикой, при которой портовики пользовались преференциями, а РЖД теряли доход. До 1 января этого года тарифы на перевозку грузов на экспорт через порты были почти в два раза меньше, чем при транспортировке их через погранпереходы. В РЖД говорят, что по итогам прошлого года компания недополучила около 5 млрд руб. доходов. К тому же железнодорожники жаловались, что порты не инвестируют в свое развитие и в итоге не справляются с возросшим грузопотоком, что приводит к простою вагонов. Потери РЖД от этого в минувшем ноябре составили 10 млн долларов.

В начале года президенту РЖД Геннадию Фадееву удалось добиться повышения "портовых" железнодорожных тарифов на 12,5%, но это не изменило структуру грузопотоков. Основные надежды на решение тарифного вопроса затем связывали с новым главой РЖД Владимиром Якуниным, который сразу же заявил, что если тарифы не будут повышены, компания не выполнит годовой план, утвержденный советом директоров, т.е. государством. Он же сумел убедить правительство в том, что повышение тарифов не повлияет на инфляцию. Как говорится во вчерашнем сообщении ФСТ, в результате индекс изменения тарифов в среднем по году составит 10,3%, что ниже прогнозируемого Минэкономразвития индекса потребительских цен (12,7%).

Как полагают эксперты, правительству пора переходить к экономически обоснованной политике регулирования тарифов естественных монополий. Гендиректор компании "Развитие бизнес-систем" (консультирует РЖД) Игорь Пикан заявил "Времени новостей": "Ситуация, при которой тариф, во многом определяющий программу развития и норму прибыли монополии, зависит исключительно от политических факторов или тактических побед менеджмента в переговорах с правительственными органами, ничего полезного не приносит ни экономике страны, ни самим естественным монополиям. Если нет стратегии у правительства, не будет ее и у регулируемых субъектов экономики". Впрочем, помимо РЖД ни одной естественной монополии государство тарифы не увеличило, несмотря на относительно резкий рост инфляции в стране.

Яна ГОДОВАНАЯ

Японцы интересуются активами ЮКОСа

За долю в "Саханефтегазе" намерены бороться АЛРОСА и Sumitomo Corporation

На принадлежащие ЮКОСу акции в "Саханефтегазе" помимо АЛРОСА нашелся еще один претендент -- японская Sumitomo Corporation. Об этом агентству AK&M сообщил замминистра экономразвития Якутии Тарас Попов. Впрочем, он уверен, что в обозримом будущем сделка вряд ли состоится из-за корпоративных войн вокруг "Саханефтегаза". В московском представительстве Sumitomo Corporation отказались комментировать свой интерес к активам ЮКОСа, заявив, что этот вопрос находится в компетенции токийского офиса.

"Саханефтегаз" на 31,67% принадлежит Минимуществу Якутии, а 51% компании контролирует ЮКОС через кипрские офшоры и мордовскую "ЮКОС-М". Крупным миноритарием является инвестиционный фонд Vostok Nafta (8,2%). "Саханефтегаз", в свою очередь, распоряжается 92,59% акциями в "Якутгазпроме" (самый значительный актив компании) и 68,33% акциями в "Якутскгеофизике". До 1991 года "Якутгазпром" входил в структуру Мингазпрома, затем стал собственностью республики, а в 1994 году -- акционирован. В 2004 году предприятием было добыто около 1,3 млрд кубометров газа, также оно занимается транспортировкой и переработкой сырья. Вся продукция направляется на обеспечение нужд Якутии.

По словам г-на Попова, власти заинтересованы в участии Sumitomo Corporation в освоении нефтегазовых ресурсов республики. Японцы, заявил он, выразили готовность приобрести пакет у кипрских офшоров ЮКОСа (поскольку российские активы компании арестованы). Более того, сообщил чиновник, Sumitomo рассматривает возможность участия в ряде проектов на территории Якутии, в том числе в освоении газонефтяного Чаяндинского месторождения (пока находится в нераспределенном фонде, разведанные запасы составляют около 42,5 млн тонн нефти и 379 млрд кубометров газа).

Sumitomo Corporation имеет пять представительств в России. В Якутии, по словам г-на Попова, компания работает с 1991 года, поставляя грузовики АЛРОСА и оборудование для разработки угольных месторождений региона. А на прошлой неделе АЛРОСА сама заявила о своем интересе к якутским активам ЮКОСа и сообщила, что намерена договариваться о сотрудничестве в нефтегазовой отрасли республики с "Газпромом", который, по словам главы АЛРОСА Александра Ничипорука, "выразил заинтересованность в совместной работе". В "Газпроме" заявляют, что изучают предложения, но окончательного решения не приняли.

По словам г-на Нечипорука, его интересует главным образом "Якутгазпром" и "Якутскгеофизика". Однако глава АЛРОСА отмечал, что уже объявлена допэмиссия акций "Якутгазпрома" на 628,5 млн руб., которая увеличит уставный капитал в 4,17 раза. В результате доля "Саханефтегаза" (если ее не выкупит ЮКОС, у которого на это нет денег) будет размыта с 92,6% до 22,2%. "Мы провели переговоры с компаниями, которые собираются выкупить данную эмиссию, и получили достаточно неблагоприятные результаты. Нам предлагается переплатить, кроме эмиссии, 60 млн долл., погасить ряд долгов, которые не имеют отношения к этому объекту. Мне непонятно, как вообще можно развивать этот объект, если происходит его перепродажа в спекулятивных целях", -- заявлял г-н Ничипорук.

Корпоративные войны вокруг "Саханефтегаза" начались прошлой осенью, когда совет директоров уволил с поста президента Афанасия Максимова, являющегося депутатом местного парламента. Впоследствии г-н Максимов при поддержке региональных властей захватил административное здание "Саханефтегаза", а в конце года -- здание "Якутгазпрома". Сейчас менеджеры ЮКОСа фактически отстранены от управления компаниями. В последнее время на предприятии параллельно действуют два совета директоров.

Денис РЕБРОВ

"Ущерб репутации государства"

ЦБ отозвал лицензию у первого банка -- участника системы страхования вкладов

У системы страхования вкладов и ее оператора -- Агентства по страхованию вкладов (АСВ) -- появилась возможность укрепить доверие частных вкладчиков к банковской системе и государству. Вчера Центральный банк сообщил об отзыве лицензии у московского Международного банка экономического развития (МБЭР), который стал первым участником системы страхования, лишившимся права работать на банковском рынке. Согласно закону вкладчики банка смогут получить до 100 тыс. руб. возмещения из фонда АСВ. Агентству повезло -- у МБЭР, на котором будет обкатываться система, оказалось всего около 250 вкладчиков.

МБЭР на 1 апреля занимал 906-е место по объему активов (212 млн руб.) в рэнкинге ЦЭА "Интерфакса", 1001-е -- по капиталу (36,7 млн руб.) и 800-е -- по объему частных депозитов (27 млн руб.). Банк вошел в систему страхования вкладов 3 марта этого года и стал одной из последних кредитных организаций, которым удалось сделать это с первой попытки. К моменту отзыва лицензии, по данным Центробанка и АСВ, размер его обязательств перед вкладчиками сократился примерно до 9 млн руб. В АСВ говорят, что в этом году банк дважды заплатил взносы в фонд страхования вкладов, но размер перечисленной суммы не называют.

Лицензия МБЭР отозвана в связи с нарушением законов и нормативных актов ЦБ, падением достаточности капитала ниже 2% и снижением уровня собственного капитала ниже минимального значения. Согласно пресс-релизу ЦБ, при проверке в МБЭР была "выявлена недостача денежных средств в кассе банка в сумме 89,2 млн руб., что составляет 51% от общей суммы его активов и влечет полную потерю банком собственных средств". "В банке произошел конфликт акционеров, -- прокомментировал инцидент "Времени новостей" сотрудник одного из ведомств. -- Один из руководителей просто приехал и забрал из кассы всю имеющуюся наличность". ЦБ направил информацию об этом в правоохранительные органы.

По словам руководителя центра общественных связей АСВ Александра Загрядского, назначенная Центробанком в МБЭР временная администрация в течение семи рабочих дней после отзыва лицензии должна направить в агентство реестр обязательств перед вкладчиками, а в течение следующих семи дней АСВ опубликует объявление о выплате возмещения в "Вестнике Банка России" и газете "Московская правда". Для проведения выплат агентство должно выбрать банк-агент из числа аккредитованных при нем банков. Пока таковых три -- банк "Союз", Связь-банк и Импэксбанк.

Для фонда по страхованию вкладов под управлением АСВ, в котором аккумулировано 11,5 млрд руб., выплата по МБЭР -- незначительная нагрузка. Однако расчет АСВ на то, что в этом году ему не придется платить деньги вкладчикам, не оправдался. Гендиректор агентства Александр Турбанов не раз заявлял, что не ожидает банкротств банков -- членов системы страхования, потому что все они прошли проверку ЦБ на основе специально разработанных критериев. Эти критерии предполагали повышенные требования к финансовой устойчивости банка, наличие адекватных систем внутреннего контроля, управления рисками и бизнес-планирования.

МБЭР еще не признан банкротом, но близок к этому. А любое банкротство косвенно ставит под вопрос качество целевых проверок и затратность системы страхования для бюджета (см. справку). Кстати, на этой неделе совет директоров АСВ под председательством министра финансов Алексея Кудрина вынес решение о том, что средств фонда страхования вкладов будет достаточно для выплат в 2006 году, и заимствований из бюджета на эти цели не понадобится.

На Неглинной вчера дали понять, что проблемы МБЭР не связаны с его надежностью и не могли быть выявлены при отборе в систему страхования. Представитель ЦБ сказал Интерфаксу, что проблемы банка "носят уголовный характер и находятся за пределами банковского надзора". "Тут возникает вопрос, кто похитил средства и тем самым нанес ущерб и банку, и клиентам, и репутации государства", -- сказал чиновник.

"Мы по-прежнему считаем, что проверки Центрального банка являются гарантией того, что банкротств среди кредитных организаций -- участников системы страхования вкладов не должно быть. В данном случае, скорее всего, сыграл другой фактор -- правонарушение", -- поддерживает Центробанк г-н Загрядский. Тем не менее дискуссия о том, насколько эффективным и жестким оказался отбор, проведенный ЦБ, продолжается до сих пор. Недавно к ней подключилось агентство Standard and Poor's, заявившее, что "Банк России упустил хороший шанс провести радикальную реформу (банковской. -- Ред.) отрасли, допустив даже очень слабые кредитные организации в систему страхования вкладов на первом этапе своего отбора". "Действительно представляется, что банков, прошедших в систему, слишком много", -- соглашается руководитель крупного московского банка.

Вчера одновременно с отзывом лицензии у МБЭР комитет банковского надзора ЦБ допустил в систему страхования вкладов еще три кредитные организации -- Интернациональный торговый банк, Соцгорбанк и Банк развития региона. Таким образом, число участников системы увеличилось до 838.

Юрий ВЕРЕТЕННИКОВ

Если башню снесет

"Альфа-Страхование" взяла на себя риски строительства самого высокого здания Европы

Компания "Альфа-Страхование" застрахует на 450 млн долл. строительно-монтажные риски при возведении самой высокой башни Европы -- "Федерация" -- в комплексе "Москва-Сити". Подписание договора состоится не раньше чем через месяц, сообщила корпорация "Мirax-Сити", которая является застройщиком объекта.

Чтобы получить такой выгодный контракт, "Альфа-Страхованию" пришлось пройти сложный четырехступенчатый тендер, в котором участвовали семь страховщиков. Причем "AIG-Россия", РОСНО, "Альянс" и "Цюрих" создали пул и сформировали единое предложение. Но тендерная документация "Альфы" наиболее полно удовлетворила пожелания "Mirax-Сити". Заместитель директора центра страхования крупного бизнеса РОСНО Денис Кузавлев комментирует это так: "У всех участников нашего консорциума довольно жесткие требования к рейтингу финансовой надежности компаний, с которыми мы можем работать. Это может сказываться на стоимости страхования, но в то же время гарантирует клиенту безукоризненное выполнение всех договорных обязательств. Хотя официального письма об итогах этого тендера мы еще не получали".

Башня будет застрахована по полному пакету рисков, в том числе от падения высокомонтируемых блоков и ошибок при монтаже. Риски будут перестрахованы у ведущих перестраховочных компаний, таких как Munich Re, Swiss Re, синдикаты Lloyd's и других.

Башня "Федерация" -- амбициозный проект московской мэрии, она возводится сейчас на территории ММДЦ "Москва-Сити" на Краснопресненской набережной. Высота здания достигнет 340 м (с антенной -- 420 м). Строение будет представлять собой многоуровневый подиум с двумя разновысотными башнями (87 и 57 этажей), объединенными общей стилобатной частью. Уже построено восемь этажей башни "В", два из них наземные. По словам президента корпорации Mirax Group Сергея Полонского, уже привлечены все необходимые инвестиции -- 540 млн долл., окупаемость проекта составит семь лет. Вице-мэр Москвы Иосиф Орджоникидзе на прошлой неделе пообещал, что комплекс "Москва-Сити" (в котором, кстати, разместятся и столичные власти) будет построен в 2007 году.

Гюзель ГУБЕЙДУЛЛИНА

Курды летают на своих

Автономия обзавелась авиакомпанией

Власти Иракского Курдистана запланировали на вчера первый международный рейс своей "национальной" авиакомпании. Ко времени сдачи этого номера в печать, корреспонденту газеты "Время новостей" не удалось установить, состоялся ли запланированный полет лайнера Kurdistan airlines из Дубая в в аэропорт Эрбиль на севере Ирака. Тем не менее, намерение курдских властей обзавестись собственным авиаперевозчиком вполне соответствует их политической линии на обеспечение максимальной самостоятельности в рамках послесаддамовского Ирака. Кстати, вчера же стало известно, что курдские лидеры представили иракской Национальной ассамблее (парламенту) карту Курдистана, которую они хотят включить в новую конституцию Ирака. На этой карте Курдистан простирается далеко за пределы нынешней курдской автономии на севере страны.

Как сообщил вчера корреспондент РИА "Новости" из Багдада со ссылкой на представителя Kurdistan airlines в этом городе Мустафу Аляви, на четверг был намечен первый рейс курдской авиакомпании из Дубая.

Планируется, что в дальнейшем она будет совершать ежедневные рейсы в Эрбиль из Дубая и четыре раза в неделю - из столицы Иордании Аммана. "В перспективе предполагается осуществление полетов в Лондон и Нью-Йорк, а также организация пассажирского сообщения с Багдадом", - сообщил г-н Аляви. Для этого компания, по его словам, уже приобрела 4 лайнера Boeing.

Накануне состоялось официальное открытие аэропорта в другом городе иракского Курдистана - Сулеймании, куда также планируется начать международные рейсы.

Политическое значение начала деятельности Kurdistan airlines подчеркивается тем фактом, что ее лайнеры несут на бортах курдский национальный флаг. В прошлом году лидеры Иракского Курдистана вели переговоры с соседней Турцией об открытии воздушного сообщения с этой страной, примерно четверть населения которой составляют этнические курды. Турецкие власти отнеслись к идее в целом с пониманием. Однако они категорически отказались разрешить, чтобы самолеты несли курдский флаг, а экипажи были бы одеты в курдскую национальную одежду.

Несколько раньше с идеей "курдской" авиакомпании пытался играть Иран. В апреле 2002 года власти этой страны, в которой тоже есть свои курды (правда, политически они не так активны, как их соотечественники в Ираке и Турции) организовали компанию Medes Air. (Medes - английское название древней Мидии. Курды считают себя потомками народа этой исчезнувшей державы). Medes Air выполняла чартерные рейсы из германского Дюссельдорфа в иранский городок Урумие, близ границы с Иракским Курдистаном. Клиентам Medes Air разрешалось прибывать в Урумие без иранских виз. Оттуда их автобусами доставляли через границу, в курдскую автономию, которая с 1991 года фактически не контролировалась центральными иракскими властями.

Иранская инициатива вызвала недовольство Турции и непонимание со стороны американских войск, вошедших той весной в Ирак (включая и территорию курдской автономии). Полеты "мидийских авиалиний" прекратились.

На пути Kurdistan airlines также лежат серьезные политические препятствия, как внутрииракского, так и международного характера. Тем не менее, с появлением этой авиакомпанией курдские власти получают в свои руки один из атрибутов самостоятельного государства. Поэтому, они наверняка постараются сохранить ее в рабочем режиме, даже если маршрутная сеть компании будет ограничена одним-двумя маршрутами.

Тем более, что вчера курдская администрация сделала заявку на укрепление другого своего государственного атрибута - территории. Она передала в Национальную ассамблею Ирака новую карту Курдистана, одобренную политическими партиями и парламентом автономии. На карте в пределы Курдистана включены города Бадра и Джассан, расположенные в 150 км к юго-востоку от Багдада, далеко за границами нынешней курдской автономии. Курды настаивают, чтобы карта была включена в разрабатываемую сейчас новую конституцию Ирака.

Михаил КУКУШКИН


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: fin.rbc.558
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное