Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Анонс предстоящего выпуска газеты "Время новостей"


Информационный Канал Subscribe.Ru

www.vremya.ru

"Время новостей", 20 июля, среда

При использовании материалов ссылки на газету "Время новостей" обязательны.

По всем вопросам обращаться в отдел внешних связей газеты по телефону

(095) 231-23-07

ЭКОНОМИКА. БИЗНЕС. ФИНАНСЫ

Прошли "времена Берии"

Антимонопольные органы Украины оправдали российских нефтяников

Украина официально объявила об отсутствии претензий к российским нефтяникам, торгующим топливом в республике. Как сообщил глава Антимонопольного комитета (АМК) Украины Алексей Костусев, его ведомство закрыло дело против российских компаний по подозрению в картельном сговоре на рынке нефтепродуктов. При этом он заверил, что продолжит следить за деятельностью холдингов, а также будет "решительно поддерживать усилия премьер-министра Украины Юлии Тимошенко, направленные на наведение порядка на рынке нефтепродуктов страны".

"Мы не враги предпринимателей, а союзники. Если у нас нет доказательств, например, о сговоре, мы не будем высасывать их из пальца и, как говорят, "шить дело". Полагаю, что времена Лаврентия Берии прошли, и мы твердо стоим на позиции законности, объективности и беспристрастности", -- убеждал вчера журналистов г-на Костусев. "Не было обнаружено доказательств и документального подтверждения заключения предприятиями соглашений (о сговоре. -- Ред.) в любой форме и доказательств осуществления согласованной конкурентной политики при установлении цен на бензин и дизельное топливо", -- вторил ему представитель ведомства.

Впрочем, комитет продолжает уточнять долю компаний "Укртатнафта", ЛИНОС и "ЛУКОЙЛ-Одесский НПЗ" на оптовом рынке, которая может достигать 50% и свидетельствовать о монопольном положении компаний. Кроме того, АМК оштрафовал "Торговый дом "ТНК-Украина" примерно на 60 тыс. долл. за неполную информацию, представленную в рамках расследования, а еще на 10 тыс. долл. за недостоверные данные о командировках своих сотрудников.

Российские нефтяники занимают две трети рынка нефтепродуктов Украины и поставляют около 90% нефти в страну. ЛУКОЙЛу принадлежит Одесский НПЗ, ТНК-ВР --Лисичанский, "Укртатнафте" ("дочка" "Татнефти") -- Кременчугский, группе "Альянс" совместно с "Казахойл" -- Херсонский. В апреле Лисичанский и Херсонский завод закрылись на ремонт.

Пристальный интерес антимонопольных органов Украины к российским нефтяникам возник еще в начале апреля, после того в стране подорожало автомобильное топливо (кстати, аналогичная ситуация сложилась и в России). Тогда г-н Котусев заявлял: "Если компании не представят обоснование, что между ними существует реальная конкуренция, комитет признает их монополистами. В случае выявления признаков злоупотребления монопольным положением АМК может прибегнуть даже к введению государственного регулирования цен на бензин и дизельное горючее".

Правда, украинские власти не сдали ждать окончания расследования. Премьер Юлия Тимошенко обвинила торговцев бензином в том, что они собрались "подзаработать на населении Украины и аграрном комплексе", подняв цены на ГСМ накануне посевной. По ее мнению, российские владельцы украинских НПЗ "собрались в монопольный картель". Уже в середине апреля правительство установило предельную стоимость горючего для АЗС. Нефтяники заявили, что по таким ценам будут торговать себе в убыток. Бизнесмены даже пожаловались российскому премьеру Михаилу Фрадкову. "На высоком правительственном уровне обсуждается возможность реприватизации нефтеперерабатывающих предприятий, принадлежащих российским компаниям, в частности Лисичанского НПЗ, а плановая остановка на ремонт Лисичанского и Херсонского НПЗ объявлена чуть ли не главной причиной роста цен", -- говорилось в их обращении.

ТНК-ВР и ЛУКОЙЛ все же согласились "заморозить" цены до конца мая. Хотя это не принесло облегчения украинскому правительству: в середине месяца начались перебои с бензином, а кроме того, существенно снизился экспорт нефти в республику. Президент Виктор Ющенко, до этого практически не вмешивающийся в этот конфликт, обрушился на правительство с критикой и предложил российским компаниям начать отношения с "чистого листа".

Денис РЕБРОВ

Калининградский транзит опять дорожает

Литва повышает железнодорожные тарифы

Литовская железная дорога с 15 августа все-таки повышает тарифы на транзит грузов на калининградском направлении. Об этом вчера объявил, ссылаясь на извещение литовских коллег, руководитель пресс-службы Калининградской железной дороги (КЖД) Александр Першин. Введение этой меры, которую литовские железнодорожники планировали еще с начала года, удавалось неоднократно откладывать благодаря личным контактам министров транспорта России и Литвы. Однако теперь 15-процентное повышение тарифов, которое, по мнению руководства КЖД, грозит резким сокращением потока экспортных грузов, проходящих через калининградский порт, очевидно, станет реальностью.

Изменение тарифов, запланированное литовскими железнодорожниками, имеет целью не столько увеличить доходы дороги, сколько переориентировать на литовский порт Клайпеда те экспортные грузы, которые сейчас идут из "большой" России поездами в Калининград и далее морем в другие страны.

Изменение носит "сбалансированный" характер. На 15% повышается плата за провоз нефти и нефтепродуктов, скоропортящихся грузов в рефрижераторах и черных металлов. Одновременно на 10% снижаются тарифы за провоз сельскохозяйственной техники, сахара и цветных металлов. Проблема в том, что, по подсчетам специалистов КЖД, "дорожающие" товары обеспечивают около 60% общего грузопотока Калининградской железной дороги. А объем "удешевленных" грузов незначителен и не позволит компенсировать общий рост затрат на грузовые перевозки в Калининград.

О намерении проиндексировать тарифы на калининградском направлении Литовская железная дорога объявила еще в феврале этого года. Потом осуществление этой меры отложили сначала до середины апреля, потом последовательно до 15 мая, 1 июля и начала августа. Сроки каждый раз переносились при активном личном участии глав транспортных ведомств России и Литвы. Глава Минтранса России Игорь Левитин дважды -- в феврале и мае этого года -- посещал Литву для переговоров с коллегой Зигмантасом Бальчитисом. Особенно удачными переговоры оказались в мае, когда в Литву одновременно отправились два российских министра: глава МИДа Сергей Лавров и г-н Левитин. В ходе этого визита стороны подписали соглашение об организации регулярного контейнерного поезда "Меркурий" для доставки грузов из Калининграда и Клайпеды в Москву по единым тарифам. Тем не менее Литва по-прежнему недовольна тарифной политикой ОАО "Российские железные дороги", благодаря которой перевозка грузов из России до Калининграда в целом обходится дешевле, чем до Клайпеды. Повышение тарифа, предпринятое на транзитном литовском участке пути в Калининград, призвано ликвидировать это конкурентное преимущество российского порта.

По словам Александра Першина, этой весной отчетливо наметилась тенденция снижения перевозок в Калининград по основной номенклатуре грузов. После индексации литовских железнодорожных тарифов экономисты КЖД прогнозируют дальнейшее падение объемов грузопотока, проходящего через российский анклав на Балтике.

Михаил КУКУШКИН

Для порядка

Alcoa и ЕБРР договорились развивать в России прокатное производство

Представители Европейского банка реконструкции и развития подписали вчера с американской компанией Alcoa соглашение о кредитовании на сумму 75 млн долл. Средства будут направлены на модернизацию и увеличение мощностей двух предприятий, которые Alcoa в прошлом году купила у "Русского алюминия" за 257 млн долл., -- Самарского метзавода (СМЗ) и ростовского Белокалитвинского металлургического производственного объединения (БКМПО). Предоставление займа Alcoa кредитный комитет ЕБРР одобрил еще в конце мая, а совет директоров банка утвердил это решение в конце июня. До вчерашнего дня велись переговоры о процентной ставке, однако стороны раскрывать ее так и не стали. Старший банкир ЕБРР в России Пол Бертон лишь уточнил, что ЕБРР предоставит только 50 млн долл., еще 25 млн выделит HSBC. Кредит ЕБРР, пояснил г-н Бертон, "станет новой эрой" для самарского и ростовского металлургических заводов. "Мы считаем, что Alcoa -- очень громкое имя в России", -- судя по всему, руководитель банка сделал такой вывод после того, как на июньском инвестфоруме в Санкт-Петербурге руководство Alcoa сообщило президенту России Владимиру Путину, что в этом году вложит в БКМПО и СМЗ 80 млн долларов.

Пятилетний кредит, как пояснил вчера президент Alcoa Russia Уильям О'Рурк, поможет ускорить модернизацию российских заводов. В беседе с корреспондентом "Времени новостей" он признался, что полгода назад, когда он приехал в Самару, это было самое худшее предприятие в плане "поддержания порядка", которое он когда-либо видел. За последние четыре года, по его словам, в СМЗ и БКМПО инвестиций практически не было. В результате по производительности они сильно отстают от остальных заводов Alcoa. Большая часть заемных средств -- 40 млн долл., как уточнил г-н О'Рурк, будет направлена на строительство печи для обработки плит на БКМПО. Остальное пойдет на модернизацию производства полуфабрикатов. "Мы надеемся, что рост производства на российских заводах в ближайшие пять лет составит 5--8% в год", -- сообщил г-н О'Рурк.

Пока представители Alcoa осторожно говорят о своих планах в отношении российских активов на среднесрочную перспективу и не озвучивают конкретных параметров. "Наши планы очень сильно зависят от потребителей продукции", -- пояснил г-н О'Рурк. Основная цель для Alcoa -- стать крупнейшим российским поставщиком и экспортером баночного проката. Но для этого, по его словам, необходимо, чтобы российские производители алюминиевых банок также инвестировали в свой рост. Он отметил, что к строительству еще одного баночного производства должен приступить РУСАЛ (у которого уже есть завод "Ростар" в подмосковном Дмитрове и "Ростар-Всеволожск"), завод по производству алюминиевой тары уже строит английская компания Rexam, такой же завод есть в Польше у компании Can-Pack. Глава Alcoa Russia сообщил, что с этими производителями тары уже ведутся переговоры о возможном сотрудничестве.

В компании уверены, что в России есть большой потенциал для роста, поскольку на душу населения здесь потребляется лишь 4 кг алюминия (в остальных странах -- 20 кг). Хотя на вопрос о том, планирует ли Alcoa новые приобретения в России, г-н О'Рурк ответил отрицательно. Но добавил, что из общемировой программы капвложений на этот год, которая составляет 2,5 млрд долл., 1,6 млрд планируется потратить на проекты, связанные с ростом компании, в том числе и в России.

Яна ГОДОВАНАЯ

Вернулся в Сибирь

Михаил Абызов нашел работу в "Кузбассразрезугле"

Бывший топ-менеджер РАО "ЕЭС России" Михаил Абызов, по сообщению агентства АК&М, приступил к работе в компании "Кузбассразрезуголь". Как известно, весной он объявил о своем уходе из энергохолдинга и 4 июня покинул РАО. Его должность в "Кузбассразрезугле" пока не сообщается, однако нельзя исключать, что в сентябре г-н Абызов станет генеральным директором компании. Вчера он провел первое рабочее совещание с менеджерами "Кузбассразрезугля".

Переход г-на Абызова в угольную компанию выглядит как логичное продолжение его личного бизнеса. Еще до прихода в РАО близкие к нему структуры владели пакетами акций "Новосибирскэнерго" (эта компания потребляет кемеровский уголь), причем почти 20% акций энергокомпании г-ну Абызову удалось приобрести у областной администрации. Позже в связи с этим неоднократно возбуждались уголовные дела, однако они были закрыты.

Нынешней весной появилась информация о том, что г-н Абызов намерен продать акции "Новосибирскэнерго" "Кузбассразрезуглю", а уже в июне на собрании акционеров энергокомпании два представителя угольной компании прошли в совет директоров. Председатель совета директоров "Кузбассразрезугля" Андрей Бокарев заявлял тогда информагентствам, что сделка купли-продажи акций "Новосибирскэнерго" завершится до конца этого лета, причем угольщики по ее итогам станут владельцами контрольного пакета акций энергокомпании. Основными акционерами "Новосибирскэнерго", согласно отчетности компании на 1 апреля 2005 года, являлись "дочка" "Новосибирскэнерго" компания "Сибирьэнергоинвест" (20,68% акций), РАО "ЕЭС" (14,17%), "Депозитарно-клиринговая компания" (номинальный держатель 45,17% акций) и ЗАО "Капитал Инвест" (11,02%).

Отвечая на вопрос о том, кто являлся продавцом акций "Новосибирскэнерго", г-н Бокарев говорил, что "компания "Кузбассразрезуголь" уже достаточно долгое время вела переговоры с г-ном Абызовым о продаже крупного пакета акций, находящихся де-юре у ряда новосибирских юридических лиц, но фактически контролируемых г-ном Абызовым". По словам председателя совета директоров угольной компании, намерения "Кузбассразрезугля" состояли в том, чтобы "либо слить "Кузбассразрезуголь" и "Новосибирскэнерго" в единую энергоугольную компанию, либо в том, чтобы "Кузбассразрезуголь" стал владельцем контрольного пакета акций этой энергосистемы".

Сейчас функции гендиректора "Кузбассразрезугля" выполняет управляющая компания ООО "КРУ-Инвест" во главе с гендиректором Николаем Приезжевым. Однако, по информации АК&М, договор с ней заканчивается 19 сентября этого года. Тогда-то, вполне возможно, г-н Абызов и возглавит компанию.

В середине 1990-х соратниками г-на Абызова по бизнесу в Новосибирске были Леонид Меламед и Дмитрий Журба. Их обоих Анатолий Чубайс пригласил в РАО: г-на Меламеда на пост первого зампреда правления, а г-на Журбу -- финансового директора. Первый покинул РАО более года назад и вернулся в прежний бизнес, второй уволился две недели назад. Поэтому нельзя исключать, что г-н Журба в ближайшее время также окажется в "Кузбассразрезугле".

Николай ГОРЕЛОВ

Новое поколение выбирает Danone?

Рынки ожидают слияния йогурта с колой

Корпорация PepsiCo Inc. и французская продовольственная группа Danone вчера опровергли состоявшуюся или предполагаемую сделку, в результате которой контрольный пакет производителя знаменитых йогуртов перейдет к производителю знаменитого газированного напитка. Слухи о такой сделке циркулируют уже не первую неделю. Заявления компаний прозвучали после того, как вчера котировки акций Danone достигли своего исторического максимума на ожиданиях сделки. При открытии торгов на Парижской фондовой бирже ценные бумаги Danone потяжелели на 14%. Впрочем, опровержения прозвучали неубедительно.

Большинство специалистов не берутся оценивать вероятность союза двух супербрендов, но отмечают: стечение разного рода обстоятельств делает слияние более чем возможным. Впервые информация о слиянии появилась в начале июня во французской газете Challenges, сославшейся на близкий к переговорам источник. По данным издания, PepsiCo предлагает за контрольный пакет Danone порядка 30 млрд евро. На днях появились сообщения, подтверждающие намерения американцев -- в продолжение активной подготовки к слиянию PepsiCo приобрела трехпроцентный пакет акций Danone. Производитель газировки, однако, информацию не подтвердил, выпустив короткое опровергающее заявление без разъясняющих комментариев. С похожим заявлением выступила вчера и Danone, настаивавшая на том, что не была проинформирована о какой-либо крупной покупке ее акций.

В настоящее время 86% капитала французской компании находится в свободном обращении, и любой покупатель в случае приобретения более чем 0,5-процентного пакета акций должен об этом публично объявить. Наиболее "устойчивым" сегодня является 14-процентный пакет акций Danone, из которого 8% принадлежат компании и персоналу, 6% -- членам совета директоров. Оставшимися акциями владеют частные инвесторы: 71% находится в руках институциональных инвесторов, а 15% принадлежат индивидуальным инвесторам.

Разумеется, во Франции обеспокоены перспективой утраты национального бренда. Член Национального собрания Патрик Олльер вчера в интервью французскому телевидению заявил, что министр финансов страны Тьерри Бретон активно интересуется готовящейся сделкой. Сам же он "очень обеспокоен тем фактом, что Danone может перейти под контроль PepsiCola".

До последнего времени явных поводов для беспокойства политиков не было. Председатель совета директоров Danone неоднократно давал понять, что компания рассчитывает сохранить свой независимый статус, а ее высокая рыночная цена способна отпугнуть большинство потенциальных покупателей. Тем не менее у некоторых экспертов эти аргументы вызывают сомнения. "Учитывая размеры таких компаний, как Pepsi, Coca-Cola или Nestle, можно предполагать, что Danone им вполне по карману", -- заявил в интервью Bloomberg фондовый менеджер инвесткомпании Fival SA Тьерри Джирадэ.

В России Danone появилась в 1995 году. Сейчас в распоряжении компании находятся три завода, фабрика "Большевик" и чуть больше 8% акций отечественного производителя соков и молочной продукции "Вимм-Билль-Данн Продукты Питания".

Денис УВАРОВ


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: fin.rbc.558
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное