Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Анонс предстоящего выпуска газеты "Время новостей"


Информационный Канал Subscribe.Ru

www.vremya.ru

"Время новостей", 18 июля, понедельник

При использовании материалов ссылки на газету "Время новостей" обязательны.

По всем вопросам обращаться в отдел внешних связей газеты по телефону

(095) 231-23-07

ЭКОНОМИКА. БИЗНЕС. ФИНАНСЫ

РЖД -- "не дойная корова"

Владимир Якунин озвучил новый курс развития компании

Владимир Якунин, сменивший Геннадия Фадеева на посту президента "Российских железных дорог" (РЖД), на прошедшем в пятницу селекторном совещании впервые обозначил свое представление о состоянии компании и перспективах ее развития. "Наша рентабельность минимальна. Износ основных средств близок к критическому. Нам требуются огромные инвестиционные ресурсы. А наши рыночные позиции имеют тенденции к ухудшению. Мы теряем рынки высокодоходных грузов", -- сообщил глава РЖД. В итоге РЖД недополучили за полгода 10,5 млрд руб. (почти 300 млн долл.) от запланированного советом директоров дохода. Ответственность за такое состояние дел г-н Якунин возложил на прежнее руководство РЖД -- по его словам, антикризисные меры были разработаны еще в феврале, но не приняты, что усугубило положение компании. Для сохранения прибыльности компании на минимальном уровне железнодорожники просят правительство дополнительно повысить в этом году тарифы на грузовые перевозки на 4%.

"Оптимистичные декларации о том, что у нас все замечательно и будущее наше безоблачно, были, похоже, либо отражением поговорки "Оптимист -- это плохо информированный пессимист", либо непониманием сути бизнеса в рыночных условиях, -- заявил г-н Якунин. -- Мы находимся в длительном процессе реформирования, и есть риск, что РЖД, вместо того чтобы к концу третьего этапа реформирования стать инфраструктурно-перевозочной компанией, занимающей 50% рынка перевозок, постепенно превратится в компанию, с одной стороны, предоставляющую капиталоемкие услуги инфраструктуры, а с другой -- осуществляющую низкорентабельные грузовые перевозки, без которых невозможно функционирование базовых отраслей российской экономики... И нас не должен вводить в заблуждение небольшой рост отдельных, как правило, количественных показателей работы. Тем более что система отчетности вызывает все больше сомнений в своей адекватности".

Результаты деятельности РЖД за первое полугодие, по его оценке, оказались чуть ли не самыми плохими за последние годы. По словам г-на Якунина, РЖД может недополучить как минимум 17 млрд руб. дохода. Полученный же доход от перевозок составил менее 47% от годового плана, что лишь на 9,6% больше, чем за тот же период прошлого года. Хотя с учетом проведенной индексации тарифов и планового роста объема должен был вырасти на 15%.

Компания, как говорит г-н Якунин, не может сама компенсировать потери доходов, возникающие из-за изменения структуры грузооборота (из-за более низких тарифов судоходных компаний грузоотправители в период навигации предпочитают использовать железную дорогу исключительно для доставки грузов к портам). Поэтому РЖД выступает с настойчивыми просьбами к государственным регулирующим органам увеличить тариф на грузоперевозки в текущем году на 4%. Впрочем, по его словам, вместе с предложенным комплексом мер по снижению издержек это позволит обеспечить лишь "минимальный уровень прибыльности компании в текущем году". Пока же, по прогнозам г-на Якунина, прибыль РЖД во втором полугодии может составить 223 млн долларов.

О том, что РЖД ведет с ФСТ переговоры о доиндексации тарифов на грузоперевозки в 2005 году, г-н Якунин говорил еще в конце мая (тогда он был первым вице-президентом РЖД). По его словам, тарифы РЖД в этом году должны быть индексированы на 8,5%, при том что уровень инфляции может достичь более 10%. Если этого не случится, РЖД, говорил он, получит около 22 млрд руб. убытков. Впрочем, руководству РЖД во главе с Геннадием Фадеевым тогда не удалось склонить правительство на свою сторону. На заседании правления компании в июне (при назначении г-на Якунина ее президентом) г-н Фрадков заявил, что правительство готово рассмотреть возможность доиндексации тарифов, однако выразил сомнение в качестве представленных РЖД обоснований. Вице-премьер Александр Жуков указал на то, что решение о дополнительной индексации идет вразрез с линией правительства на сдерживание инфляции и вызовет необходимость увеличения бюджета ведомств, которые пользуются услугами РЖД (Минобороны, МЧС, Минздрав и др.). Кроме того, утверждал вице-премьер, финплан развития РЖД на 2006--2008 годы не содержит программы оптимизации издержек и носит инерционный характер. Эту точку зрения поддержал и Минфин.

Изменилась ли сейчас позиция финансового ведомства, неизвестно. В Минэкономразвития "Времени новостей" сообщили, что согласны поддержать предложения РЖД доиндексировать грузовые тарифы, но только на 2--3%. "И то при условии, что в следующем году железнодорожные тарифы будут меньше, чем планировалось, на столько процентов, на сколько они будут повышены в нынешнем", -- пояснил сотрудник министерства. По словам источника, такая мера позволит РЖД получить прибыль уже сейчас, а в 2006 году эффект от повышения тарифов сгладится, поскольку рост не будет столь резким. Окончательно вопрос о доиндексации тарифов, по словам чиновника, должен решиться в августе, когда будут корректироваться программы развития естественных монополий.

Г-н Якунин после селекторного заседания пошел на правление Федеральной службы по тарифам, где, по его словам, должен был рассматриваться вопрос о повышении железнодорожных тарифов. И президент РЖД выразил уверенность в том, что он будет решен положительно. "Подготовлено детальное подробное обоснование, которое было согласовано со всеми ведомствами", -- пояснил он. Однако в пресс-службе ФСТ в пятницу сообщили, что итоги правления будут известны только 18 июля, уточнив, что отдельно вопрос о железнодорожных тарифах не обсуждался.

Впрочем, РЖД наметили и некоторые другие корпоративные шаги, направленные на улучшение финансовых показателей. Г-н Якунин напомнил, что будет проведена управленческая реформа, в результате которой резко сократится число членов правления компании, а также произойдет укрупнение филиалов (дорог). Помимо перехода к новой структуре управления, по словам главы РЖД, нужно научиться работать с клиентами и внедрить дифференцированный подход к ним, ввести в практику разные классы услуг. "Нам надо подчинить всю нашу технологию перевозок интересам клиентуры, -- заявил г-н Якунин, -- и наконец выйти на рынок с интегрированными транспортными услугами, стать своеобразным транспортным интегратором, распространить свое влияние за пределы железнодорожной инфраструктуры. Необходимо повысить прозрачность своей деятельности, обеспечить равнодоступность инфраструктуры и на этой основе добиться дерегулирования вагонной составляющей. Одним из элементов индивидуального подхода к работе с клиентом должны стать долгосрочные контракты с грузоотправителем с определением взаимной финансовой ответственности -- по принципу "вези или плати". Только получив гарантии объема перевозок по согласованным маршрутам и стабильную доходную базу, мы можем поддерживать решения о предоставлении исключительных тарифов".

Г-н Якунин особо подчеркнул: компания должна работать так, чтобы страна и чиновники не воспринимали ее ни как федеральное министерство, ни как "государство в государстве, ни, извините, как дойную корову".

Яна ГОДОВАНАЯ

"Газпром" сыграл на понижение

Shell предложено отдать "Сахалин-2" подешевле

Намерение Sakhalin Energy пересмотреть затратную смету и сроки начала поставок газа в рамках проекта "Сахалин-2" ) не осталось без внимания "Газпрома". Газовый монополист в 2006 году должен стать блокирующим акционером в проекте, поменявшись с компанией Royal Dutch/Shell активами (англо-голландской компании будет отдана 50-процентная доля в предприятии "Заполярное-Неоком"). Однако пока стороны не договорились о стоимости активов, подлежащих обмену, и соответственно, о размере доплаты с той или иной стороны. В минувшую пятницу заместитель председателя правления "Газпрома" Александр Медведев сделал специальное заявление о том, что рост капитальных вложений и отсрочка поставок сжиженного газа снизят стоимость этого актива. В Shell воздержались от комментариев на эту тему.

По предварительной оценке, которую провела Sakhalin Energy, на реализацию проекта "Сахалин-2" потребуется не 12 млрд долл., а около 20 млрд. Кроме того, Sakhalin Energy планирует на полгода сдвинуть начало поставок сжиженного природного газа (СПГ), что может повлечь определенные финансовые санкции со стороны покупателей, уже заключивших долгосрочные контракты. Рост затрат традиционно увязывается со сложностью и уникальностью проекта, а также с ростом цен на энергоносители в мире, колебаниями валютных курсов и увеличением запросов подрядчиков и поставщиков материалов.

"Согласно основным условиям по обмену активами в рамках проектов "Заполярное-Неокомские залежи" и "Сахалин-2" (этот документ был подписан между Газпромом и Shell в июле 2005 года) для совершения сделки стороны проведут должное изучение и оценку обмениваемых активов, -- говорится в заявлении г-на Медведева. -- Объем капитальных вложений в проект "Сахалин-2" и сроки начала поставок СПГ -- ключевые факторы, определяющие стоимость активов в этом проекте. Безусловно, необходимость увеличения капитальных затрат и перенос сроков начала поставок СПГ в рамках "Сахалина-2" приведет к корректировке стоимости активов Shell в проекте "Сахалин-2" в сторону снижения".

Сейчас Shell владеет 55% акций в Sakhalin Energy -- единственном крупном нефтегазовом проекте на территории России, в котором нет российского участника. Переговоры о вхождении в этот проект "Газпрома" начались практически сразу после его старта в 1997 году. Однако к сделке по обмену активами стороны подошли только сейчас, хотя ценовые параметры еще не определены. Переговорщики отвели себе еще полтора года на завершение всех процедур. Shell настаивала на том, что "Газпром" должен уравновесить долю в проекте "Заполярное-Неоком" с блокпакетом "Сахалина-2" за счет небольшой доли в Штокмановском проекте, который "Газпром" сейчас обсуждает с ведущими нефтегазовыми компаниями мира. Однако российским переговорщикам удалось добиться решения об отказе от такой увязки.

Алексей ГРИВАЧ

Рынок не открывается

Latvijas gaze попытается оспорить либерализацию отрасли

Планы латвийского правительства по либерализации рынка газа в стране грозят обернуться судебными разбирательствами с компанией-монополистом Latvijas gaze (LG). Ее акционеры в конце сентября рассмотрят вопрос о подаче иска против государства. Власти Латвии собираются открыть газовый рынок страны по требованию Евросоюза. Однако руководство Latvijas gaze считает, что тем самым чиновники нарушат свои договорные обязательства.

Основными акционерами LG являются E.ON Rurhgas International AG (48% акций), "Газпром" (34%), Itera Latvija (16%). "На конец сентября запланировано заседание совета LG, на котором акционеров известят о принятом правительством специальном законе об открытии рынка газа, в том числе предусматривающем его либерализацию с 2010 года, и решат, как действовать дальше", -- сказал председатель правления компании Адриан Давис.

Либерализация рынка газа предполагает, что потребитель может сам выбирать поставщика газа. Сейчас такое право в Латвии имеет только LG, которая в 1997 году заключила с государством договор, получив эксклюзивное право на торговлю и хранение газа в стране до 2017 года. В то же время согласно требованиям ЕС либерализацию рынка газа можно отложить на срок до десяти лет, если имеется долгосрочный договор о его поставке. Власти Латвии считают, что такой договор с "Газпромом" был подписан в 2000 году, а значит, закон об открытии рынка газа должен вступить в силу до конца текущего десятилетия. Однако Latvijas gaze полагает, что такой договор был заключен лишь в 2004 году, поэтому Латвия может просить отсрочку либерализации до 2014 года.

Г-н Давис считает, что либерализация газового рынка невыгодна латвийским потребителям, а власти страны вводят новые требования Евросоюза, не давая им оценку. Ведь возможностей для диверсификации импорта газа у республики нет. "Как Брюсселю надо, так мы и делаем. Поменяли Москву на Брюссель", -- заметил он. Для "Газпрома", напротив, ситуация выглядит выгодной -- он сможет продавать часть газа в Латвии напрямую.

Если Латвия будет затягивать либерализацию рынка газа, ей грозят санкции ЕС. Страна уже получила несколько предупреждений.

Александр ДАВЫДОВ

"Сибнефть" выдохлась

Она стала первой российской компанией, у которой падает объем добычи

"Сибнефть" вновь огорчила инвесторов. В начале прошлой недели компания сообщила о сокращении прибыли по итогам прошлого года на 10,2% (в результате ее не хватит на дивиденды, если, конечно, они будут начисляться, как было обещано, в размере 2,3 млрд долл.). А в минувшую пятницу были объявлены неутешительные результаты по объему добычи компании. "Сибнефть", как известно, всегда славилась ударными темпами роста производства. Теперь она может стать единственной отечественной компанией, которая в этом году добудет нефти меньше, чем в прошлом.

Как заявили Интерфаксу в основной добывающей "дочке" холдинга -- "Сибнефть-Ноябрьскнефтегазе", -- в первом полугодии "Сибнефть" сократила добычу на 3,5% по сравнению с данными за аналогичный период прошлого года (15,385 млн против 15,937 млн тонн). Пресс-секретарь "Сибнефти" Алексей Фирсов заявил "Времени новостей": "Первое полугодие у нас всегда несколько хуже, чем второе". При этом он не исключил, что озвученные в "Сибнефть-Ноябрьскнефтегазе" цифры могут не включать производственные показатели некоторых дочерних предприятий "Сибнефти", к примеру "Сибнефть-Югры". Впрочем, эксперты все же надеются, что по результатам года добыча "Сибнефти" будет больше прошлогодней.

Падение темпов роста производства характерно для всех российских компаний, но о реальном снижении добычи речи до сих пор не шло. "Сибнефть" официально не сообщала, сколько нефти планирует добыть в этом году. Однако в марте представитель "Сибнефть-Ноябрьскнефтегаза" говорил о "нескольких сценариях по добыче на год, которые готовятся исходя из различных реалий". В частности, в самом "гибком, теоретическом плане" "Ноябрьскнефтегаз" готов добыть в 2005 году 36 млн тонн нефти. "Наиболее реальные планы" составляют 34,770 млн тонн, что на 2,1% больше, чем добыла вся "Сибнефть" по результатам прошлого года.

Как известно, на протяжении последних лет компания Романа Абрамовича была одним из лидеров по темпам роста добычи в России. В 2003 году "Сибнефть" увеличила добычу нефти на 19,4%. В начале 2004-го в холдинге заявляли, что рост по итогам года должен составить 20%. Реальный объем производства компании вырос на 8,2%. Эксперты отмечают, что в первом полугодии прошлого года объем капитальных вложений "Сибнефти" составил 336 млн долл., на 20,7% ниже, чем в 2003-м. Правда, компания уверяла, что по результатам 2004 года сохранит инвестиции на прошлогоднем уровне (800--900 млн долл.), и выполнила обещание.

Экспертов не удивляет столь существенное снижение темпов роста добычи, наблюдающееся у "Сибнефти". По мнению аналитика ИК FIM Securities Льва Сныкова, после того, как правительство подняло налоги, российским компаниям стало невыгодно увеличивать производство, поскольку прибыль от высоких цен на нефть все равно уходит в бюджет. Нефтяникам логичнее сохранять запасы нефти, а не агрессивно разрабатывать месторождения. Кроме того, традиционно показатели второго полугодия у "Сибнефти" действительно превышают цифры, полученные по результатам первого. Однако технические возможности "Сибнефти", как считают эксперты, не позволяют ей существенно наращивать добычу.

Как напоминает аналитик ИК Ray Man & Gor Securities Дмитрий Царегородцев, план развития "Сибнефти", опубликованный несколько лет назад, предусматривал, что взрывообразный рост добычи у холдинга завершится в 2004 году. В нынешнем году сохранится динамика, близкая к нулю, а в следующем произойдет спад, который холдинг планировал компенсировать за счет покупки новых месторождений. В последнее время "Сибнефть" действительно активно участвует в аукционах по распределению недр. Если компания займется их активной разработкой, то нельзя исключать, что негативная динамика будет переломлена.

Денис РЕБРОВ

Сбербанк раскрыл акционера

"Нафта-Москва" оказалась владельцем 5,3% акций государственного банка

Миноритарные акционеры Сбербанка стали раскрывать свои доли. В минувшую пятницу банк официально сообщил, что "Нафта-Москва", контролируемая депутатом Госдумы Сулейманом Керимовым, увеличила свой пакет обыкновенных акций Сбербанка с 4,9% более чем до 5,3%. До сих пор единственным акционером банка, раскрывавшим долю в его капитале, был ЦБ.

Сбербанк -- единственная "голубая фишка" российского рынка акций, представляющая банковский сектор. Центробанку принадлежит 63,76% его обыкновенных акций, иностранные инвесторы, как сообщил в июне на собрании акционеров банка его президент Андрей Казьмин, контролируют более 18%. Резидентам также принадлежат крупные пакеты. Однако доли участия миноритариев в капитале Сбербанка рынку неизвестны.

"Нафта-Москва" специализируется на управлении инвестиционными проектами г-на Керимова, в том числе в недвижимости и банковском секторе. Ранее компания вместе с "Базовым элементом" участвовала в борьбе за активы предпринимателя Андрея Андреева, в частности за Автобанк, банк "Ингосстрах-Союз", "Ингосстрах" и металлургический комбинат НОСТА. В этом году компания заявила о намерении развивать контролируемый ею Мосстройэкономбанк, а также стала участником допэмиссии акций БИН-банка (ее доля в банке составит 25%).

Представители "Нафта-Москвы" в пятницу не сообщили, когда и каким образом компания стала акционером "Сбера". "Очень похоже на целенаправленную скупку на рынке", -- говорит один из инвестиционных аналитиков. С прошлого года котировки акций Сбербанка на ММВБ выросли вдвое, достигнув исторического максимума в июне. С учетом нынешней капитализации Сбербанка пакет обыкновенных акций "Нафты" стоит примерно 740 млрд долл. Впрочем, продавцом акций мог быть и один из российских акционеров Сбербанка: "У банка есть целый ряд инвесторов, в том числе имеющих отношение к менеджменту", -- утверждает источник "Времени новостей", знакомый с ситуацией в "Сбере".

Член наблюдательного совета Сбербанка Сергей Генералов (глава группы "Промышленные инвесторы") сообщил "Времени новостей", что ему известно о появлении нового крупного акционера банка. Причем, по его словам, "Нафта-Москва" купила пакет до июньского годового собрания акционеров "Сбера", поэтому "имела возможность провести своего представителя в наблюдательный совет", так что вряд ли будет инициировать внеочередное собрание акционеров. По итогам собрания, как известно, в совет "Сбера" вошли три представителя от миноритарных акционеров -- помимо г-на Генералова это почетный председатель совета директоров Объединенной финансовой группы Борис Федоров и основной владелец инвестиционной компании Sovlink Дмитрий Пяткин. Причем г-н Пяткин в этом году впервые вошел в совет Сбербанка.

Связаться с гг. Пяткиным и Федоровым в выходные не удалось. А г-н Генералов полагает, что если новый акционер пожелает принять участие в управлении Сбербанком, то раньше осени он вряд ли это будет делать. Впрочем, маловероятно, что "Нафта-Москва" может повлиять на стратегию госбанка. По мнению аналитика Альфа-банка Наталии Орловой, "политику Сбербанка полностью определяет государство, так что "Нафта-Москва" будет для него нейтральным акционером".

Юрий ВЕРЕТЕННИКОВ, Денис РЕБРОВ, Николай ГОРЕЛОВ


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: fin.rbc.558
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное