Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Анонс предстоящего выпуска газеты "Время новостей"


Информационный Канал Subscribe.Ru

www.vremya.ru

"Время новостей", 25 мая, среда

При использовании материалов ссылки на газету "Время новостей" обязательны.

По всем вопросам обращаться в отдел внешних связей газеты по телефону

(095) 231-23-07

ЭКОНОМИКА. БИЗНЕС. ФИНАНСЫ

Политический курс рубля

Президент запретил тратить деньги Стабфонда внутри России

Радикальных изменений в экономической политике государства не будет. Вчера президент Владимир Путин направил Бюджетное послание-2006 Федеральному собранию. Это ежегодный документ, определяющий приоритеты в области бюджетной политики, на основе которых верстается главный финансовый закон страны. Сохранение макроэкономической стабильности объявлено приоритетом, а ради улучшения инвестиционного климата власти готовы сделать лишь несколько осторожных шагов.

Стабилизационный фонд в 2006 году становится даже более неприкосновенным, чем в 2005-м. Его средства могут расходоваться исключительно на выплаты внешнего долга.

Документ поразительно похож на прошлогоднее послание. Как и в прошлом году речь опять идет о завершении налоговой реформы, совершенствовании механизма госзакупок и отказе от неэффективных федеральных целевых программ.

В 2006 году, как следует из документа, в области бюджетной политики предстоит решить два больших блока проблем - обеспечение макроэкономической стабильности и повышение результативности бюджетных расходов. С решением первого блока задач правительство пока справляется плохо. Как отмечается в послании, прогнозный показатель инфляции в 2004 году был превышен, и в этом году темпы роста цен остаются на "недопустимо высоком уровне". При этом, полагает президент, "имевшиеся возможности сдерживания инфляции не были полностью реализованы".

Однако один из основных авторов послания, глава экспертного управления президента Аркадий Дворкович не теряет оптимизма. Вчера, представляя послание, он заявил журналистам, что шансы удержать инфляцию в рамках 10% сохраняются: "Риски есть, но превышение(10% уровня инфляции-Ред.) не очевидно". Правда, вопрос о том, как именно правительство сможет остановить рост цен, г-н Дворкович переадресовал Центральному банку как ответственному за кредитно-денежную политику в стране.

Наиболее сенсационным выглядит переход со следующего года на рассмотрение федерального бюджета в трех чтениях. В настоящее время федеральный бюджет, в отличие от законов, принимается Государственной Думой в особом порядке-- в четырех чтениях. К тому же есть еще так называемое "нулевое" чтение, когда правительство обговаривает с думским большинством основные бюджетные параметры еще до официального внесения текста в парламент. Теперь в этом нет никакой необходимости. Текущие расходы, закрепленные федеральными законами, депутаты уже не смогут пересматривать. Так что два нынешних первых чтения вполне можно объединить в одно. Впрочем, с учетом сложившегося альянса всех ветвей власти можно было бы обойтись и совсем без чтений.

Послание ставит точку в масштабной дискуссии о судьбе Стабилизационного фонда. Средства фонда в 2006 году будут тратить только на погашение внешнего долга, как того хотело Министерство финансов. В этом году из средств Стабфонда также покрывается дефицит Пенсионного фонда.

Создание Инвестиционного фонда, о котором мечтали сторонники государственных инвестиций в инфраструктурные проекты, пока не просматривается. В послании содержится лишь указание на необходимость принятия до конца 2005 года закона о концессиях. Модная аббревиатура ГЧП (государственно-частное партнерство) не упоминается. "Мы пока не понимаем, что это такое",--честно заявил глава экспертного управления президента.

По налоговой реформе посланием предлагаются уже известные меры - перенос убытков по налогу на прибыль, ускоренный возврат НДС по капстроительству и улучшение налогового администрирования в части регламентации проверок. Проблема снижения ставки НДС, по словам г-на Дворковича, остается актуальной, но решения пока нет. Кроме того, предполагается внесение изменений в Налоговый кодекс, по которым налогоплательщикам будет предоставляться отсрочка по налоговым долгам до трех лет. В частности, при доначислении налогов по проверкам за прошлые годы.

Также предлагается принять меры для того, чтобы компаниям было выгодно размещать головные офисы на территории России. Потери бюджета от отмены 9-процентного налога на дивиденды, получаемые российскими юрлицами от инвестиций в дочерние общества, составят всего 10 млрд руб, а выгода от этой меры может быть очень большая,-- полагает г-н Дворкович. Это, пожалуй, самая новационная часть в послании.

Вера Ситнина

Трудности перевода

Российский бизнес ищет способы диалога с государством

Подзавявшая тема взаимоотношений бизнеса и власти неожиданно вновь стала предметом дискуссии. Вице-президент РСПП Игорь Юргенс решил вдохнуть в нее новую жизнь и выступил с докладом "Оптимальная модель взаимодействия бизнеса и государства". Выступление началось с констатации факта, что таковой модели в природе не существует и каждая страна ищет свою как может. Момент для доклада был выбран не случайно. Диалог, констатирует г-н Юргенс, был прерван после дела ЮКОСа, но сейчас, когда стало ясно, что более никто не посмеет пойти путем Михаила Ходорковского, имеет смысл обновить отношения.

Казалось бы, президент не забывает о российских бизнесменах. Встречи в Кремле проходят регулярно, два года подряд президент находит время, чтобы лично принять участие в съездах РСПП. А недавно замглавы президентской администрации Владислав Сурков приезжал на заседание генсовета "Деловой России" в поиске желающих участвовать в работе Общественной палаты. Причем неизменно складывалось впечатление, что бизнес очень дорожит вниманием главы государства. По итогам каждой встречи хвалебным отзывам нет числа. Однако, как признал г-н Юргенс, с середины 2003 года встречи уже не носят характера эффективных и нужны только ради понимания ситуации в Кремле.

Представители бизнеса, приглашенные на презентацию доклада, были настроены не в пример жестче, чем традиционно лояльные члены РСПП. Президент промышленной группы МАИР Виктор Макушин заявил, что бизнес недоволен тем, как к нему относится власть, и конфликт неизбежен. Более того, по его мнению, именно недовольство бизнеса правилами игры стало предтечей "оранжевой революции" на Украине. Г-н Макушин полагает, что существуют две дороги, по которым могла бы пойти Россия. В принципе власть могла бы дать возможность расти всем желающим, но тогда скоро выяснится, что власть менее компетентна, чем бизнес, и никому не нужна. Или, что, по мнению г-на Макушина, и происходит, -- власть будет зачищать всех ярких и активных. Странно, что при понимании этого факта он еще нашел в себе силы на публичное выступление.

Сопредседатель совета по национальной стратегии Иосиф Дискин уже не впервые предложил власти простой путь демонстрации доверия к бизнесу -- государство должно само начать инвестировать в частный бизнес. "Деньги Пенсионного фонда, вложенные в акции российских частных компаний, были бы надежной прививкой против дела ЮКОСа", -- убежден он. Тут, правда, неплохо бы еще и об интересах пенсионеров подумать. Кроме того, диалог между властью и бизнесом, по его мнению, осложнен отсутствием консолидированной позиции внутри бизнес-сообщества.

По мнению г-на Юргенса, главное сейчас -- покончить с "инжинирингом Кремля" в плане искусственного деления на малый, средний и крупный бизнес. Опять-таки казалось, что как раз Кремль и стремится это прекратить. Достаточно вспомнить, что идея постепенного объединения РСПП, "ОПОРЫ" и "Деловой России" исходила от одного из наиболее лояльных Кремлю бизнесменов Владимира Потанина. Но объединение идет гораздо медленнее, чем планировалось изначально. И дело не в кознях администрации президента. Хотя, по мнению г-на Юргенса, двум отрядам бизнесменов просто не дают влиться в третий. Но эта версия вызывает некоторые сомнения. Объединения малого и среднего бизнеса очень амбициозны. К тому же, не принимая участия в сомнительных приватизационных сделках, они чувствуют себя намного увереннее в современной действительности. Так что наладить диалог внутри бизнес-сообщества выглядит даже более сложной задачей, чем научиться говорить с Кремлем.

Вера СИТНИНА

Рвачи без границ

Уголовное преследование ЮКОСа тянет вниз показатели европейской экономики

Вчера банковская группа Institute of International Finance (IIF) обнародовала доклад, в котором прогнозирует, что ухудшение делового климата в России, вызванное делом ЮКОСа, приведет к дальнейшему замедлению экономического роста во всей Центральной и Восточной Европе. По оценке IIF, совокупный ВВП стран региона вырастет в 2005 году на 5% против 6,2% в 2004 году. И, судя по всему, процесс продолжится. Эксперты банковской группы считают, что восстановление спроса в еврозоне должно поддержать увеличение темпов роста в Центральной и Восточной Европе, однако ухудшение делового климата в России спровоцирует замедление развития экономики до 4,5% в 2006 году.

С момента выдвижения против некогда крупнейшей нефтедобывающей компании России многомиллиардных налоговых претензий и ареста Михаила Ходорковского осенью 2003 года о негативном влиянии дела ЮКОСа на показатели российской, а теперь уже и европейской экономики не говорил только ленивый. Многие эксперты уверены, например, что именно атака на ЮКОС спровоцировала всплеск оттока капитала из России в III квартале 2003 года после неожиданно благополучного первого полугодия. Напомним, что чистый отток частного капитала составил в III квартале 2003 года 7,7 млрд долл., тогда как в первые два квартала был зафиксирован приток на уровне 3,9 млрд долл. И именно показатель того квартала поставил крест на надеждах правительства впервые за всю постсоветскую историю России отрапортовать о "повороте рек" капитала: по итогам 2003 года отток составил 2,3 млрд долл. Впрочем, некоторые эксперты с таким выводом не соглашались, отмечая, что причиной оттока капитала якобы стал не арест Михаила Ходорковского, а изменившаяся не в пользу развивающихся стран ситуация на мировых финансовых рынках.

Как бы то ни было, в 2004 году российская экономика оставалась малопривлекательной для вложения капитала. По данным Центробанка, в 2004 году чистый отток частного капитала составил 7,8 млрд долл. В этом году ситуация пока не меняется: минус 1 млрд долл. в первом квартале. Российские чиновники, не говоря уже о независимых экспертах, едины в оценках: создать благоприятный для инвесторов климат пока не удается. Как следствие -- снижение уровня иностранных инвестиций (по данным "Росстата", в I квартале в экономику России поступило 6 млрд долл. иностранных инвестиций, что на 2,4% меньше, чем за аналогичный период прошлого года), темпов экономического роста.

"Недобор" процентов роста ВВП прогнозируют все ведущие мировые финансово-экономические центры. Позавчера Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) сообщил, что, по его оценке, ВВП России увеличится в этом году лишь на 5,2% против 7,1% по итогам прошлого года. А вчера свой прогноз обнародовала Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Ее эксперты считают, что российская экономика в 2005 году "вырастет" на 6%. "Представляется, что замедление (темпов роста. -- Ред.) связано главным образом с ухудшением делового климата из-за действий государственной власти. Прирост инвестиций замедлился, а утечка капиталов стала более значительной в контексте растущей неуверенности относительно права собственности и других аспектов деятельности предприятий", -- говорится в докладе организации. По мнению его авторов, "серьезное ухудшение делового климата в минувшем году связано с разными факторами: юридическими спорами вокруг нефтяной компании ЮКОС, настойчивым стремлением властей усилить контроль над секторами, которые они считают стратегическими, и все более спорной и наступательной позицией налоговой администрации". Кроме того, эксперты недовольны замедлением структурных реформ.

Авторы доклада критикуют правительство за то, что вместо мер, направленных на восстановление делового климата и продвижение реформ, оно склоняется к принятию краткосрочных бюджетных мер, стимулирующих внутренний спрос. Однако такие меры "заставляют задуматься о качестве и устойчивости роста в среднесрочной перспективе, а также о надежности бюджетной политики в целом", пишут эксперты ОЭСР.

Российское правительство должен расстроить прогноз роста не только ВВП, но и инфляции. По оценке ОЭСР, она по итогам 2005 года составит 13%. Похоже, издали никак не разглядеть шансы сдержать рост потребительских цен на уровне 10%. О наличии таких шансах говорил в минувшую пятницу Владимиру Путину глава Минэкономразвития Герман Греф.

Михаил ВОРОБЬЕВ

Открыли матрешку

Европейские транспортники добрались до России

Сессия Европейской конференции министров транспорта (ЕКМТ) открылась вчера в Москве при личном участии сразу двух премьеров России -- действующего и бывшего. Нерядовое внимание, проявленное на самом высоком политическом уровне к этому отраслевому событию, объясняется тем, что из 89 сессий ЕКМТ, состоявшихся до сих пор, эта -- первая на российской земле.

Открывая сессию, председатель правительства России Михаил Фрадков говорил о проявлении свежей тенденции: все больше высокопоставленных иностранцев регулярно приезжает в Москву. "Май 2005 года оказался весьма насыщенным с точки зрения приезда в Москву высоких зарубежных гостей, -- напомнил он. -- Две недели назад главы более 50 иностранных государств участвовали в праздновании 60-летия Великой Победы над нацизмом".

Бывший премьер Евгений Примаков, выступая в своем нынешнем качестве президента Торгово-промышленной палаты России, похвалил ЕКМТ, основанную 52 года назад, за долголетие. "Много создавалось других профессиональных организаций. Далеко не все они дожили до сегодняшнего дня", -- отметил 75-летний ветеран большой политики.

Президент России Владимир Путин, который на сессию лично не пришел, в своем письменном приветствии тоже упомянул почтенный возраст конференции. "За десятилетия активной деятельности ваша представительная организация завоевала высокий авторитет, внесла существенный вклад в развитие международного сотрудничества", -- написал он участникам мероприятия.

Впрочем, генеральный секретарь ЕКМТ Джек Шорт в своей речи невольно подчеркнул, что далеко не весь славный полувековой путь российские транспортники прошли в одном строю с европейскими коллегами. "Мы очень рады, что Россия является активным членом нашей организации уже более десяти лет", -- заявил г-н Шорт. Если быть скрупулезно точным, то в 1993 году Россия приобрела лишь статус ассоциированного члена ЕКМТ, а полностью влилась в организацию еще позже, в 1998 году.

Г-н Шорт справедливо назвал Россию "самым большим членом ЕКМТ", но не удержался от демонстрации слегка лубочных представлений о ней. Генсек вспомнил хрестоматийную фразу Черчилля о сущности нашей страны ("загадка, упакованная в тайну"), а от себя сравнил Россию с матрешкой, скрывающей в себе столько всего, что на первый взгляд и не подумаешь.

Председатель сессии, министр транспорта России Игорь Левитин высказал с трибуны форума надежду, что встреча в Москве даст коллегам возможность для плодотворных неформальных контактов. "Но, конечно, мы не должны все время работать, -- расставил акценты в своем вступительном слове г-н Шорт. -- Пока мы в этой стране, используем возможность, чтобы увидеть некоторые из ее сокровищ и встретиться с некоторыми из ее людей". "Уверен, что вы по достоинству оцените красоту Москвы", -- в тон генсеку (наверняка не сговариваясь) написал столичный мэр Юрий Лужков, направивший, как и Путин, на сессию своего делегата с посланием.

Тем не менее вчера после обеда главы транспортных ведомств Европы не покинули Центр международной торговли, где происходит сессия. До конца дня они обсуждали тенденции торгового обмена между Европой и Азией в свете глобализации, а также реформу континентальной системы допуска автотранспорта на рынки зарубежных государств. Для России живой практический интерес представлял второй вопрос. Достижение приемлемого для нее решения чиновники Минтранса называли накануне главной национальной задачей в рамках этой сессии ЕКМТ. Проблема заключается в том, что с распространением норм ЕС на восточноевропейские государства межгосударственная система квот и лицензий, выработанная 30 лет назад, дала резкий крен. Автопредприятия стран -- членов ЕС действуют в условиях единого пространства. Но для шоферов из стран, не являющихся членами ЕС, это пространство вовсе не единое. Они вынуждены получать лицензии в каждом из государств ЕС согласно старой системе квотирования.

Вчера секретариат ЕКМТ предложил сессии ввести с 1 января 2006 года компромиссную систему критериев и расчета квот. Как сообщила вчера пресс-служба Минтранса России, сессия одобрила эту новую систему "с учетом возможной корректировки".

Михаил КУКУШКИН

"В Ираке созданы все условия"

ЛУКОЙЛ начинает освоение месторождения "Западная Курна -- 2"

Президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов вчера в Нью-Йорке сообщил журналистам о перспективах международной деятельности компании. Главная новость -- начинается разработка гигантского месторождения "Западная Курна-2" в Ираке. Г-н Алекперов особо подчеркнул (видимо, в связи с тем, что пресс-конференция проводилась в США), что ЛУКОЙЛ ни на один день не закрывал своего представительства в Багдаде, что, по его мнению, является подтверждением намерений компании начать скорейшую разработку месторождения.

"Сегодня в Ираке созданы все условия, чтобы начать реализацию проекта, -- заявил президент ЛУКОЙЛа. -- В ближайшие дни состоится поездка в Багдад руководителя LUKOIL Overseas Андрея Кузяева, а в конце года может состояться моя поездка". Г-н Алекперов абсолютно уверен, что иракская сторона признает проект действующим, и полагает, что вряд ли Багдад будет пересматривать его условия. Скорее всего, эта уверенность основана на том, что акционером ЛУКОЙЛа в сентябре минувшего года стала американская ConocoPhillips (она собирается в ближайшее время нарастить свой пакет до 20% акций), которая вошла в проект по освоению "Западной Курны-2", купив у ЛУКОЙЛа 17,5-процентную долю (контрольный пакет по-прежнему остался у российской компании). Г-н Алекперов сообщил вчера, что разработка иракского месторождения будет обязательно вестись вместе с ConocoPhillips.

С этой же компанией ЛУКОЙЛ намерен активно осваивать американский рынок. Вчера в Нью-Йорк г-н Алекперов прилетел из Каракаса, где встречался с венесуэльским министром нефти Рафаэлем Рамиресом. Конкретных договоренностей с ним пока нет (решено, что они появятся в конце этого года), говорит глава ЛУКОЙЛа, однако схема взаимоотношений такова. Российская компания намерена заниматься в Венесуэле геологоразведкой и добычей нефти, которая будет поставляться на американские НПЗ, принадлежащие ConocoPhillips. Полученные таким образом нефтепродукты будут реализовываться на американских АЗС ЛУКОЙЛа (их уже более двух тысяч).

ConocoPhillips, по словам г-на Алекперова, выразила готовность к сотрудничеству на таких условиях -- "на коммерческой основе", уточнил он. Кроме того, как уже сообщалось, в южноамериканские порты ЛУКОЙЛ планирует поставлять нефть, добытую в Тимано-Печорской провинции. Поставки компания собирается осуществлять через собственный терминал в Варандее. Для осуществления этого проекта ЛУКОЙЛ и ConocoPhillips еще в сентябре создали СП (30% принадлежит американской компании, 70% -- российской), которое к 2010 году будет добывать около 10 млн тонн нефти в год.

В то же время ЛУКОЙЛ намерен сократить поставки сырья на восточном направлении. Как заявил вчера Интерфаксу представитель РЖД, все компании, кроме государственной "Роснефти", существенно снизили поставки в Китай. Г-н Алекперов, отвечая на вопрос "Времени новостей", подтвердил эту информацию. По его словам, если раньше компания планировала перевезти в эту страну 3 млн тонн в этом году, то в итоге, по его оценке, объем не превысит 2 млн тонн. Объяснение уменьшению объема поставок г-н Алекперов нашел простое: "Наступило лето. Началась навигация на российских реках, а водный транспорт более эффективнее железнодорожного. Плюс к этому были серьезно повышены экспортные пошлины". В результате, говорит глава ЛУКОЙЛа, с точки зрения эффективности стало выгоднее продавать нефть в России и перерабатывать ее на российских НПЗ. "А нефтепродукты выгоднее продавать в другом направлении", -- заявил он.

Впрочем, сообщил Вагит Алекперов, соглашения с жесткими объемами поставок нефти в Китай у ЛУКОЙЛа нет -- оно есть только у "Роснефти". В связи с этим ЛУКОЙЛ, по словам г-на Алекперова, переуступает госкомпании объемы нефти, "чтобы она могла выполнить объемы поставок".

В РЖД говорят, что ЛУКОЙЛ -- не единственная компания, которая снизила объемы экспорта нефти в Китай, подобным образом поступили "Сибнефть" и ЮКОС. Однако получить комментариев ситуации от их представителей вчера не удалось.

Николай ГОРЕЛОВ, Нью-Йорк

Частных лиц там не будет

Белоруссия создает госкомпанию по торговле нефтепродуктами

Белоруссия намерена к июлю создать компанию, которая будет заниматься экспортом нефтепродуктов. Как сообщил "Времени новостей" зампредседателя концерна "Белнефтехим" Сергей Мишин, это будет государственное предприятие. "Частных лиц там не будет", -- пообещал он. В рамках нового предприятия предполагается организовать полную цепочку поставок от производителя к потребителю. "Там, где можно, мы будем избавляться от посредников", -- заявил г-н Мишин. В феврале этого года на одном из совещаний Александр Лукашенко потребовал от правительства сократить до минимума число посредников в важных сферах экономики.

Сегодня экспортом нефтепродуктов занимаются непосредственно нефтеперерабатывающие заводы (акционером одного из них, Мозырского, является российская "Славнефть"), ряд госкомпаний, а также частные структуры, на долю которых приходится до 50% рынка.

Независимые эксперты опасаются, что государственное предприятие станет монополистом и вытеснит с рынка остальных игроков. "Идет процесс монополизации наиболее выгодных экспортных и импортных потоков. Последствия такого шага очевидны -- сокращение влияния различных компаний на качество продукции и интенсивность конкуренции", -- считает экономист Ярослав Романчук.

Комментируя перспективы монополизации рынка в результате появления крупной госкомпании, Сергей Мишин отметил: "Всем остальным компаниям никто не препятствует создавать свою систему продаж. Государство начало раньше других. Оно соблюдает свои интересы". По мнению же г-на Романчука, создание новой структуры "может негативно отразиться в том числе на положении российских компаний, которые не имеют хороших отношений с властями". Экономист Валерий Дашкевич придерживается иного мнения. "Белоруссия сможет продавать нефтепродуктов столько, сколько купит российской нефти. Если российских нефтяников не устроит деятельность госкомпании, они могут просто ее бойкотировать, продавая Белоруссии меньше нефти. А значит, позиция новой компании будет зависеть от отношения российских нефтяников", -- сказал "Времени новостей" г-н Дашкевич.

В "Славнефти" отказались от комментариев.

Анна НАУМОВА, Ольга ТОМАШЕВСКАЯ, Минск


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: fin.rbc.558
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное