Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Анонс предстоящего выпуска газеты "Время новостей"


Информационный Канал Subscribe.Ru

www.vremya.ru

"Время новостей", 13 мая, пятница

При использовании материалов ссылки на газету "Время новостей" обязательны.

По всем вопросам обращаться в отдел внешних связей газеты по телефону

(095) 231-23-07

ЭКОНОМИКА. БИЗНЕС. ФИНАНСЫ

Премьер поставил "неуд"

Правительство пытается стать исполнительной властью

Глава правительства предпочел незамедлительно отреагировать на публичное недовольство Кремля работой кабинета министров. За день до заседания правительства президент Владимир Путин в ходе личной встречи порекомендовал премьеру Михаилу Фрадкову вместе с подчиненными министрами исполнять президентские поручения в срок. И назвал обязательную программу из 15 пунктов, касающихся реализации своего послания Федеральному собранию. Премьер Михаил Фрадков тут же объявил коллегам, что отныне на каждом заседании кабинета они будут отчитываться за то, как выполняются президентские наказы. Уже сегодня премьер должен подписать постановление, в котором будут содержаться сроки и имена конкретных исполнителей тех самых "15 пунктов".

Однако только переадресовкой поручений премьер не ограничился. Вчера на заседании кабинета он жестко дал понять подчиненным, что у них плохо с дисциплиной. "Я хочу обратить внимание правительства на недостаточный, скажу жестче, неудовлетворительный уровень исполнительной дисциплины с точки зрения выполнения регламентных норм. На заседание выносятся документы с большим количеством разногласий, которые мы могли своевременно снять", -- заявил г-н Фрадков. В качестве примера он привел неоднократное рассмотрение вопросов по акцизам на алкоголь и табак, а также по уменьшению срока давности по приватизационным сделкам. "Мы должны прекратить практику пренебрежения регламентом", -- резюмировал г-н Фрадков.

Восприняв премьерский гнев как руководство к действию, подчиненные немедленно, непосредственно на заседании кабинета, приступили к выполнению президентских поручений. Министр юстиции Юрий Чайка выступил с долгожданным проектом закона о снижении срока давности по "ничтожным сделкам" с десяти до трех лет. "Десять лет - это неоправданно большой срок", -- сказал г-н Чайка. И тут же добавил: "хотя и исковой срок в три года - тоже немалый", достаточный для того, чтобы государство успело защитить свои интересы. Министр отметил, что история российского законодательства в течение 100 лет не знала срока больше трех лет. И потом, как верно подметил г-н Чайка, "политическое решение по этому вопросу уже принято". Так что министрам осталось только одобрять. Ни вопросов, ни выступлений на сей счет не случилось.

Практически без дискуссий члены кабинета решили и вопрос с акцизами, который еще вчера, казалось, был далек от согласования. И все потому, что Минфин по сути отказался от своих радикальных предложений. Первый заместитель министра финансов Сергей Шаталов заявил с белодомовской трибуны: "мы не готовы сегодня перенести акциз с крепкой алкогольной продукции на спирт". Причин назвал несколько, в том числе и такую: это откроет широкую дорогу на отечественный рынок импорту. Также правительство не готово ввести специальные ставки акцизов на сигареты и акцизное обложение денатуратов и спиртосодержащей продукции. По словам г-на Шаталова, все это можно будет сделать лишь в 2007 году. А в 2006-м все останется по-старому.

Несмотря на отсутствие споров, премьер вновь порекомендовал "не топить проблемы в дискуссиях". "Сейчас мы опять приобретаем кота в мешке", -- философически заметил он. И потребовал в ближайшее время разработать ясный порядок взимания акцизов на алкоголь в розничной торговли. Все-таки некоторые решения были приняты и вчера: "в связи с ростом среднего уровня цен на потребительские товары и с учетом предполагаемого на будущий год уровня инфляции проиндексированы специфические ставки акцизов на подакцизные товары и размер ставки налога на добычу полезных ископаемых при добыче природного газа".

О газе и нефти на вчерашнем заседании кабинета особо позаботился министр природных ресурсов Юрий Трутнев. Он выступил с докладом "О мерах по изучению и повышению эффективности освоения минерально-сырьевых ресурсов континентального шельфа РФ". Напугав всех прогнозом, что уже к 2015 году Россия может прийти к исчерпанию рентабельных запасов нефти, г-н Трутнев заявил о необходимости немедленно начать подготовку к освоению шельфа. Среди новаций, предложенных министром на пути к шельфу -- "налоговые каникулы", "инвестиционные вычеты", снижение стандартных ставок налогов и платежей, обнуление импортных пошлин на не производимое в России технологическое оборудование.

Особое предложение МПР, которое, пожалуй, вызвало наибольшее количество замечаний членов кабинета - создание государственной компании по геологоразведке и добыче полезных ископаемых на шельфе. Прямо на заседании оппонентом этой идеи выступил министр экономического развития и Греман Греф. Он заявил, что хотя МПР можно понять, оно пытается решить проблему "проектным способом", но, по мнению г-на Грефа, задачу можно решить "не прибегая к таким методам, как создание гиперкомпании", а "прозрачно и на конкурентной основе, дав возможность вложиться в проект частным фирмам". Главный экономист попросил полгода на то, чтобы сформулировать предложение, от которого ни г-н Трутнев, ни МПР, ни правительство в целом не смогут отказаться.

Премьер, несколько смущенный столь большим сроком, сказал, что после полугода раздумий надо приходить с "общенациональным проектом". На что г-н Трутнев заметил, что так долго ждать невозможно, "отступать некуда". Видимо, нефть и газ кончаются, а другого топлива для экономического роста у страны нет.

Вера Кузнецова

"Украине нет смысла ждать Россию"

Украинская власть хочет за десять лет полностью модернизировать топливно-энергетический комплекс (ТЭК) страны, чтобы добиться членства в Евросоюзе. Правительство обещало не позже июня представить Раде план развития ТЭК Украины. Премьер Юлия Тимошенко заявила, что Украина ищет альтернативу российской нефти (сейчас на 77% обеспечивающей загрузку нефтеперерабатывающих заводов страны), в частности в Казахстане.

Разрабатывается также стратегия на период до 2030 года. Она предусматривает преимущественную ориентацию на угольное, ядерное топливо и гидроэнергетику. О перспективах ТЭК Украины в интервью "Времени новостей" рассказывает Александр ГУДЫМА, заместитель председателя Украинской народной партии и глава подкомитета Рады по газовой промышленности.

-- Что главное в новой энергетической стратегии?

-- Главное -- это поэтапная интеграция украинского ТЭК в европейскую систему, а также те направления, которые Украина будет развивать после 2015 года, будучи уже членом Евросоюза. По европейским канонам энергетической безопасности газ и нефть должны поставляться из трех источников, причем объем поставок каждого из них -- не более 30%. Украина пока на 80--90% зависит от России. Ей нужно развивать собственную добычу, а также каспийское направление поставок. При модернизации ТЭК Украина должна будет отдавать преимущество европейскому капиталу, который интегрирует ее топливно-энергетическую систему в ЕС.

-- Что будет предпринято в плане модернизации энергетики?

-- Украине необходимо адаптировать ядерные реакторы к европейским стандартам. Потребуются многомиллиардные кредиты Европейского банка реконструкции и развития и МАГАТЭ. Одно из условий потенциального членства в ЕС -- уменьшение зависимости от стопроцентно российских поставок ядерного топлива. Украина планирует построить завод ядерного топлива стоимостью около миллиарда долларов, создав неполный ядерный цикл на основе производства украинского урана и циркония. Партнером будет или Россия, или США -- смотря по тому, кто предложит лучшие условия. Премьер Юлия Тимошенко планировала обсудить это во время визита в Москву.

-- Российская и украинская энергосистемы работают в едином режиме. Нужно ли их разъединять?

-- Да. Наше правительство проинформировало об этом Россию. Вся украинская энергосистема в течение пяти лет должна перейти на режим работы, параллельный европейскому. Между тем "Единые энергосистемы России" заинтересованы в одновременном присоединении Украины и России к системе Евросоюза. Сомневаюсь, что такой дорогой проект можно реализовать за пятилетку. Украине нет смысла ждать Россию.

-- Какими будут основные направления газовой политики?

-- Украина из-за бесхозяйственности ежегодно потребляет около 70 млрд кубометров газа. Его списывают, воруют, неэкономно используют. Энергосберегающие технологии дадут 10 млрд кубов экономии в социально-бытовом секторе. За десять лет можно увеличить объемы собственной добычи с 20 до 30 млрд кубов в год. Это позволит Украине обеспечивать половину своих газовых потребностей.

-- Откуда могут идти поставки газа на Украину?

-- Новая энергетическая стратегия предусматривает строительство в течение десяти лет дополнительных газопроводов для поставок каспийского газа. Это уменьшит зависимость от России как Украины, так и Евросоюза. Строительство каспийского газопровода реально при условии, если Иран присоединится к проекту совместно с Туркменией, Украиной, Арменией. Президент Виктор Ющенко говорил о каспийском газе с Туркменбаши (президент Туркмении Сапармурат Ниязов. -- Ред.). Новый газопровод должен будет перекачивать не менее 20 млрд кубов газа ежегодно -- половина пойдет в Евросоюз, половина -- на внутренние потребности. Маршрут газопровода, по-видимому, будет пролегать через Черное море, Крымский полуостров и юг Украины. Возможен вариант привлечения Турции. Украинский газ будет дешевле российского. Заинтересованность ЕС в газопроводе позволит привлечь серьезных инвесторов.

-- Нефтепровод Одесса -- Броды по сей день не достроен до польского Гданьска. Откуда возьмутся деньги на каспийский проект?

-- Достройка трубопровода до ЕС в первую очередь сдерживалась нежеланием прежнего руководства страны решить, в чьей собственности находится пакет акций нефтепровода. Наша цель не в том, чтобы сохранить полный контроль над нефтепроводом, а в том, чтобы иметь дополнительные источники поставок нефти в Украину. Иностранные компании будут заинтересованы в достройке нефтепровода, если получат часть пакета украинских акций. Украина же получит инвестиции, а также свою долю пакета в уже достроенном до Евросоюза нефтепроводе. В проекте Одесса--Броды--Гданьск должны принимать участие российские, каспийские и европейские компании.

-- Останется ли в государственной собственности нефтетранспортная система Украины?

-- Премьер Юлия Тимошенко всегда высказывалась против приватизации стратегических трубопроводов, но многое будет зависеть от позиции президента. Если на уровне энергетической стратегии будет принята программа интеграции в энергосистему ЕС, в том числе посредством приватизации, то правительство внесет законопроект, который позволит приватизировать в границах 49% как нефте-, так и газотранспортную систему. Чтобы уравновесить влияние российских нефтяных компаний, а в перспективе и каспийских, Украина должна владеть пакетом в пределах 51%, со временем -- 49%, а остальное можно продать.

Беседовала Светлана СТЕПАНЕНКО, Киев

Свистать всех на газ

Военные моряки дрейфуют в сторону шельфа

Выход российской промышленности на континентальный шельф готов обеспечить Военно-морской флот России. Об этом заявил главнокомандующий ВМФ адмирал флота Владимир Куроедов. Он выступает за системный научный подход в перспективном деле освоении шельфа -- в противовес нынешнему, по его словам, "административно-кабинетному".

Военные моряки выразили готовность обеспечить безопасность такого рода работ. Имеется в виду прежде всего противостояние терроризму. Флот имеет хороший опыт проведения глубоководных водолазных работ, в том числе аварийно-спасательных и даже сварочных. Кроме того, военные моряки в качестве услуги предлагают навигационно-гидрографическое обеспечение работ -- для вывода нефте- и газопроводов на морском грунте от скважин до берега необходимо тщательно изучить дно. Для этого у флотских специалистов есть признанная научная база -- 40-й институт глубоководных исследований и работ и Главное управление навигации и океанографии (ГУНИО).

Подтверждая заявленные "гражданские" возможности ВМФ, адмирал Куроедов сослался на весьма плодотворное сотрудничество с "Газпромом" при прокладке трубопроводов и строительстве различных объектов на море. Схема проста: флот проводит мониторинг шельфа, газовый гигант эти работы оплачивает. ВМФ, кроме того, предложил "Газпрому" строить завод по сжижению газа, который планируется получать при разработке Штокмановского месторождения (центральная часть Баренцева моря), в гарнизоне Видяево на Кольском полуострове. Газовики расценили предложение как весьма привлекательное, поскольку в Видяево есть великолепная гавань, развитая инфраструктура военного городка и, главное, квалифицированные кадры, после масштабных сокращений флота оставшиеся без дела. Рассматривают в "Газпроме" и возможность транспортировки газа кораблями ВМФ.

Даже если руководство "Газпрома" примет решение строить плавучий завод непосредственно на Штокмановском газоконденсатном месторождении, без участия ВМФ проект вряд ли обойдется. В конце марта ВМФ и "Газпром" подписали "План совместной деятельности сторон на 2005 год в области освоения энергетических ресурсов шельфа РФ и повышения безопасности морских объектов обустройства и эксплуатации нефтегазового комплекса". В соответствии с документом будет проведена технико-экономическая оценка и выработаны обоснования по размещению завода. Устремления "Газпрома" простираются уже на Черноморский флот и Каспийскую флотилию, объекты которых скоро подвергнутся тщательному анализу экспертов в области газодобычи.

Обращается к услугам военных моряков и ЛУКОЙЛ, который добывает нефть на Каспии и Балтике, ведет разработки в Баренцевом море. Вообще силовая компонента государства оказалась весьма полезной для нефтегазовой отрасли. На газопроводе Ямал--Европа, например, применили турбину к истребителю марки "МиГ". После того как ее переоборудовали для работы не на традиционном керосине, а на газе, турбину используют как привод мощного газоперекачивающего агрегата "Нева-16". Такие "полуавиационные" агрегаты уже поставлены на поток на Кировском заводе, который раньше выпускал продукцию для военных кораблей.

Сотрудничество промышленности и военных моряков поддержал министр обороны Сергей Иванов. "Этот вопрос корреспондируется не только с решениями Морской коллегии, морской доктриной и федеральной целевой программой "Мировой океан", но и даст большой толчок для развития высоких технологий, необходимых для нефтедобычи", -- сказал он.

Николай ПОРОСКОВ

Энергетика по "талонам"

ФАС предлагает продавать оптовые генерирующие компании по одной в руки

Федеральная антимонопольная служба решила внести существенный вклад в процесс реформирования электроэнергетики. Она направила в правительство письмо "О рисках вертикальной и горизонтальной интеграции в электроэнергетике" с предложением продавать не более одной оптово-генерирующей компании (ОГК) в одни руки. Более того, ФАС предлагает не продавать владельцам ОГК территориальные генерирующие компании (ТГК), которые расположены в регионах присутствия оптовых компаний.

Эти инициативы прежде всего затрагивают интересы двух компаний -- "Газпрома", который скупил более 10% акций РАО "ЕЭС России" в надежде в перспективе обменять их на две ОГК, и Сибирской угольной энергокомпании (СУЭК), пакет которой в РАО позволяет претендовать на одну ОГК и которая может приобрести ТГК. В обеих компаниях вчера предпочли официально не комментировать инициативы ФАС. А в антимонопольной службе говорят, что эти компании покупали электроэнергетические активы в то время, когда не было четкой государственной политики в отношении преобразований в отрасли -- иными словами, покупали на свой страх и риск.

Как заявил "Времени новостей" замначальника управления ФАС по контролю и надзору в ТЭК Александр Пироженко, письмо в правительство было направлено в рамках декабрьского поручения Михаила Фрадкова разработать предложения "по комплексу мер, направленных на создание организационных и финансовых механизмов привлечения инвестиций в электроэнергетику". "Мы сейчас увидели риски, -- говорит г-н Пироженко, -- и зафиксировали их, теперь ждем понимания нашей позиции со стороны правительства". По его словам, получение контроля одним участником рынка над более чем одной ОГК резко усилит возможность собственника влиять на цены оптового рынка электроэнергии. "В результате мы получим вместо двух ОГК одну большую, т.е. фактическое изменение конфигурации", -- пояснил представитель ФАС. Вычислить же аффилированность компаний, по словам г-на Пироженко, несложно. "Новая команда антимонопольной службы (под руководством Игоря Артемьева. -- Ред.) придерживается такой политики: мы не даем разрешения на сделку, где не видим конечных бенефициаров", -- утверждает он.

Опасения того, что ОГК станут подконтрольны аффилированным структурам, появились примерно два года назад. Прежде предполагалось, что приобрести эти компании смогут акционеры РАО -- энергохолдинг в 2006 году прекратит свое существование, и его собственникам предлагалось обменять акции РАО на акции ОГК, при этом акции РАО, участвующие в сделках, погашались бы. Однако после оглашения этой идеи у РАО почти не осталось портфельных акционеров -- российские финансово-промышленные группы скупили почти все акции холдинга в надежде обменять их впоследствии на ОГК. Аналитики инвесткомпаний даже рассчитали примерный курс обмена -- 5% акций РАО за одну ОГК. Вскоре опасность монополизации электроэнергетики осознало правительство, и Минэкономразвития предложило продавать ОГК за деньги -- в этом случае правительство выигрывало хотя бы в финансах. Но олигархи сдаваться не захотели, и споры о способах продажи ОГК идут до сих пор.

В минувшем декабре Михаил Фрадков провел заседание правительства, на котором был рассмотрен ход реформирования отрасли. После чего главный идеолог преобразований Анатолий Чубайс заявил о том, что у него появилась надежда на скорейшее решение всех спорных вопросов. Протокол заседания кабинета министров был достаточно жестким: на подготовку решений отводилось максимум три месяца. Однако срок прошел, а дело с мертвой точки почти не сдвинулось.

ФАС же решила заявить о проблеме и фактически высказала готовность контролировать продажи ОГК. "По закону мы согласуем все крупные сделки, -- говорит г-н Пироженко, -- и все ОГК попадают под эту категорию". Иными словами, у ФАС есть возможность не допустить к сделке ту или иную компанию, если сделка, по мнению службы, может привести к монополизации рынка.

Несколько по-иному обстоит дело с продажей ТГК. По базовому варианту их акции планируется пропорционально распределить между акционерами региональных энергокомпаний-учредителей. В подавляющем большинстве случаев крупнейшим (а зачастую контрольным) акционером станет РАО, которое при ликвидации будет либо распределять акции ТГК между своими акционерами, либо продавать их. Понятно, что в случае продажи претендентами на покупку будут исключительно остальные владельцы ТГК. Но "осилить" такую покупку смогут только крупные структуры, а они, как правило, уже являются акционерами РАО, следовательно, будут выступать за пропорциональное распределение акций ТГК. И если правительство пойдет им навстречу, то оно предоставит им право владения как ОГК, так и ТГК. ФАС же по большому счету выступает против этого. "Несмотря на незначительную рыночную силу средней ТГК, фактическое ее объединение в пределах соответствующего региона даже с одной из станций ОГК может дать синергетический эффект в плане возможности манипуляции ценами электроэнергии", -- полагает г-н Пироженко.

Впрочем, глава СУЭК Владимир Рашевский в февральском интервью "Времени новостей" заявлял, что, по его мнению, монополизации электроэнергетического рынка не произойдет: "Сегодня декларирована заинтересованность инвесторов в относительно небольшом числе электроэнергетических активов. Гораздо больше тех активов, к которым интерес пока не проявил никто. Поэтому на самом деле может случиться так, что реформа произойдет, а контроль над большинством активов как был у государства, так, по сути, и останется, потому что все остальные акционеры будут размыты. Эффективного частного собственника не появится. Вот это, наверное, основной риск. А того, что "Газпром" "возьмет" две ОГК, кто-нибудь еще по ОГК, мне кажется, не произойдет".

В РАО "ЕЭС России" "Времени новостей" сообщили, что поддерживают стремление ФАС увеличить конкуренцию на электроэнергетическом рынке: "РАО безусловно будет выступать за конкуренцию между производителями энергии, -- заявила замначальника департамента энергохолдинга по работе со СМИ Татьяна Миляева, -- и с этой точки зрения было бы правильно, чтобы владельцы генерирующих мощностей не были аффилированы. А критерии этой аффилированности и должна определять ФАС".

Участники же рынка, как один отказавшиеся от официальных комментариев, также единодушно неофициально утверждают, что окончательное решение по механизму продажи ОГК и ТГК будет приниматься на самом высшем государственном уровне. И позиция ФАС в этом вопросе, по их мнению, формальна.

Николай ГОРЕЛОВ

За штурвалом вертолета -- государство

Премьер одобрил схему создания холдинга "Миля"

Премьер-министр Михаил Фрадков подписал на днях постановление о создании вертолетостроительного холдинга на базе предприятий, выпускающих винтокрылые машины марки "Ми". Вчера пресс-служба правительства распространила только один (третий) пункт этого постановления. В нем говорится о внесении Московского вертолетного завода имени М.Л. Миля (МВЗ) и Ступинского машиностроительного производственного предприятия (СМПП) в список акционерных обществ, планируемых к приватизации в текущем году. Полный текст постановления имеет гриф ДСП. Тем не менее "Времени новостей" удалось выяснить его суть.

Согласно постановлению государственные пакеты акций четырех предприятий: Улан-Удэнского авиационного завода (УУАЗ) (49,18%), МВЗ (31%), Московского машиностроительного завода "Вперед" (ММЗ) (38%) и СМПП (60%) передаются в уставный капитал ОАО "Объединенная промышленная корпорация "Оборонпром". Этот вклад "Оборонпром" должен оплатить государству своими акциями за счет дополнительной эмиссии. Федеральным агентствам по промышленности и по федеральному имуществу предписано до 1 сентября текущего года обеспечить проведение этой операции таким образом, чтобы доля государства в уставном капитале "Оборонпрома" оказалась бы не меньше 51%. Кроме того, они должны в тот же срок добиться увеличения доли "Оборонпрома" в уставных капиталах каждого из четырех предприятий до размера не менее 50% плюс одна акция. Для привлечения средств на покупку недостающих ценных бумаг "Оборонпрому" также позволено использовать дополнительную эмиссию своих акций.

Правительственное постановление повторяет основные положения соответствующего президентского указа, во исполнение которого оно выпущено. В середине декабря 2004 года президент России Владимир Путин подписал указ, в котором была обрисована схема корпоративного объединения предприятий, участвующих в разработке и серийном производстве вертолетов марки "Ми" (в среде вертолетчиков будущий холдинг неофициально называют "Милем" в честь первого генерального конструктора машин этой марки Михаила Миля). Тем же документом ОАО "Оборонпром" было внесено в список стратегических предприятий. За две недели до этого другим указом президента из этого списка были исключены четыре предприятия, акции которых передаются "Оборонпрому".

Обеспечить 51-процентную долю Российской Федерации в капитале "Оборонпрома" будет несложно, так как сейчас это ОАО контролируется государством на все 100% процентов. Корпорация была создана в 2002 году двумя федеральными государственными унитарными предприятиями: "Рособоронэкспортом" и "Государственной инвестиционной корпорацией". Потом состав акционеров фирмы несколько изменился, однако негосударственных структур среди них по-прежнему нет. С 2003 года акции "Оборонпрома" поровну поделены между Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом и "Рособоронэкспортом".

Задача обеспечить контрольное участие "Оборонпрома" в капитале четырех входящих в холдинг заводов сильно облегчается тем, что корпорация уже владеет 12% акций ММЗ "Вперед". Если прибавить к этому передаваемый госпакет, то контроль над ММЗ достигается почти автоматически (не хватает лишь одной акции). На СМПП госпакет больше контрольного, а на УУАЗ -- очень близок к таковому. Более-менее серьезная работа по выкупу акций у других инвесторов предстоит только на МВЗ им. Миля.

Главная проблема, стоящая перед организаторами милевского холдинга, ни в постановлении правительства, ни в предшествовавшем ему указе президента не упомянута ни словом. Дело в том, что крупнейший завод, выпускающий вертолеты "Ми" -- ростовский "Росвертол", -- приватизирован почти на 100%. Государство не имеет сколько-нибудь существенного участия в его капитале и не может внести бумаги "Росвертола" в планируемый холдинг. Между тем без "Росвертола" говорить об объединении производителей "Ми" бессмысленно. Пресс-секретарь "Оборонпрома" Илья Якушев сообщил вчера "Времени новостей", что корпорация ищет возможность выкупить блокирующий пакет акций "Росвертола" у кого-нибудь из его нынешних совладельцев. Г-н Якушев также сообщил, что идут переговоры о внесении в уставный капитал "Оборонпрома" 29,92% акций Казанского вертолетного завода, находящихся сейчас в собственности республиканских властей Татарстана.

Михаил КУКУШКИН

"Итера" возвращает долги

Компания "Итера", акционеры которой получили несколько сотен миллионов долларов от продажи основных своих российских газовых активов компании НОВАТЭК, получила их часть для обслуживания долга перед Сбербанком. Собрание акционеров "Итеры" сначала одобрило привлечение 30 млн долл. у компании ITERA GROUP LTD, а затем приняло решение выдать большую часть этой суммы -- 720 млн руб. -- в качестве кредита своей "дочке" "Сибнефтегазу" -- у ней как раз подошел срок произвести первую крупную выплату по кредиту Сбербанка.

Еще в мае 2003 года "Итера" заявила о готовности начать добычу газа на Береговом месторождении, которое обустроил "Сибнефтегаз". На нем планировалось добывать 11 млрд кубометров газа в год. Однако компания так и не смогла получить у "Газпрома" разрешение на транспортировку газа. Тем не менее, в январе 2004 года "Сибнефтегаз" взял в Сбербанке кредит на сумму 200 млн долл. на 5 лет для обустройства Берегового газоконденсатного месторождения, а именно на возмещения ранее произведенных затрат по проекту. Эти деньги были потрачены на строительство газопровода, который соединил Береговое с ближайшим участком системы магистральных трубопроводов "Газпрома". Однако и после этого монополист отказался выдавать разрешение, сославшись на технические ограничения. По данным "Времени новостей", естественное давление газа со свежего месторождения "Итеры" затруднило бы закачку в единую систему газоснабжения газа, который добывается некоторыми предприятиями монополиста. Чтобы избежать этого, "Итере" было предложено построить с Берегового более длинную трубу и подключиться к магистральному трубопроводу в другом месте. Однако такое вложение для независимого производителя выглядело и дорогим, и неэффективным. Загрузку трубы в течение 30 лет газом Берегового обеспечить невозможно, а значит, что ее КПД был бы чрезвычайно малым.

Ни в "Итере", ни в "Газпроме" не смогли сказать, на какой стадии сейчас находятся переговоры по этому вопросу. Однако, скорее всего, акционеры "Итеры", которая почти полностью лишилась газового бизнеса, продадут и это месторождение "Газпрому" или иной компании, способной урегулировать ситуацию с подключением. Погасить весь кредит, взятый у Сбербанка, не получая прибыли от продажи газа с Берегового, им будет очень сложно.

Алесей ГРИВАЧ


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: fin.rbc.558
Отписаться

В избранное