Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Анонс предстоящего выпуска газеты "Время новостей"


Информационный Канал Subscribe.Ru

www.vremya.ru

"Время новостей", 19 мая, четверг

При использовании материалов ссылки на газету "Время новостей" обязательны.

По всем вопросам обращаться в отдел внешних связей газеты по телефону

(095) 231-23-07

ЭКОНОМИКА. БИЗНЕС. ФИНАНСЫ

Цены особого назначения

Росстат доказал, что российская экономика является не совсем рыночной

Долгие годы Россия билась за то, чтобы Запад официально признал ее страной с рыночной экономикой. Наконец летом 2002 года США и Евросоюз пали под натиском президента Владимира Путина и тогдашнего премьера Михаила Касьянова. Однако по меньшей мере в одной сфере -- ценообразовании -- рыночные механизмы дают сбой. Правда, не по своей вине. Цены на множество товаров и услуг регулируются чиновниками. Причем не только на услуги естественных монополий и жилищно-коммунального хозяйства, о чрезмерном вкладе в инфляцию которых постоянно твердят экономисты.

Согласно исследованию "Росстата", проведенному в марте в столицах субъектов федерации, тем или иным способом регулируются цены на 221 товар и услугу из 445, которые отслеживаются при исчислении инфляции. Помимо установления везде по России тарифов на услуги ЖКХ, чиновники 84 территорий ограничивают цены на медикаменты, 66 -- на детское питание. Регулирование цен на топливо осуществлялось в 67 центрах субъектов федерации.

Впрочем, главный экономист компании "Тройка Диалог" Евгений Гавриленков, комментируя итоги исследования "Времени новостей", заявил, что не видит "большого криминала" в нынешних масштабах регулирования цен. По его словам, прямое регулирование в виде жесткой фиксации тарифов имеет место только в сфере ЖКХ и на транспорте. Остальные сферы регулируются при помощи "рыночных подходов", говорит аналитик, которые применяются во многих странах -- в тех сферах, где "меньший уровень конкуренции". "Нет большого криминала, потому что нет прямого регулирования, дают возможность развиваться, -- отмечает г-н Гавриленков. -- Это не так, как в Белоруссии, где даже цены на шампанское устанавливают".

Российские регионы использует несколько способов ценового регулирования. Во-первых, прямая фиксация цен. Помимо услуг ЖКХ, транспорта и связи такой метод применяется во многих субъектах в отношении угля и дров для населения. Во-вторых, ограничение торговой надбавки. Например, в Калмыкии она используется применительно к большинству отечественных продуктов питания. Похожая ситуация в Курской области. В то же время в Северной Осетии (Владикавказ -- рекордсмен России, там регулируются цены на 115 видов товаров и услуг), кроме продуктов питания, ограничения торговой надбавки установлены на детскую одежду и обувь, школьно-письменные принадлежности, хозяйственное мыло. "Практически повсеместно ограничивается надбавка товаропроводящей сети на реализацию отечественных и импортных лекарственных средств", -- говорится в сообщении "Росстата".

Еще один метод регулирования цен -- ограничение рентабельности. (По словам г-на Гавриленкова, в ряде сфер рентабельность доходит до 70--80%, "чего нигде в мире нет". Ограничения по рентабельности экономист считает разумными: они "не зажимают бизнес").

Таким способом чиновники пользуются тогда, когда речь идет о продукции, произведенной местными предприятиями и реализуемыми на территории региона, а также об отдельных видах услуг. Например, в Ивановской области ограничивается рентабельность компаний всех форм собственности, занятых в общественном транспорте, ритуальных услугах. То же самое относится к организациям, использующим сельскохозяйственное сырье из регионального фонда для производства молочных продуктов, мясопродуктов, маргарина, яиц, муки, крупяных и макаронных изделий. В некоторых субъектах применяются более сложные формы регулирования, сочетающие в себе несколько методов.

"Подобная ситуация (регулирование цен в условиях рынка. -- Ред.) характеризует нынешний уровень развития рыночной экономики в России", -- считает старший аналитик инвестиционной компании "Уралсиб" Владимир Тихомиров. "У нас экономика отчасти рыночная, отчасти нет. Да, с одной стороны, большая часть ВВП производится частными предприятиями, но с другой -- многие частные предприятия, особенно в регионах, -- это бывшие советские предприятия, которые являются мини-монополистами на своем уровне и имеют с местными властями особые отношения", -- заявил он "Времени новостей".

При этом такие предприятия зачастую играют большую социальную роль в регионе, принуждая местные власти (под угрозой закрытия и массовых увольнений) применять к ним протекционистские меры в виде субсидий, дешевых кредитов и т.д. В ответ чиновники устанавливают лимиты на ценообразование. Как считает г-н Тихомиров, в России "довольно значительная часть экономики получает господдержку, не только косвенную, но и прямую финансовую, особенно на региональном уровне". Причем это касается и предприятий розничного сектора. "Такой вот пережиток советской системы. С одной стороны, предприятие вроде бы частное, с другой -- его руководителем может быть человек, назначенный еще в советское время. И весь штат работал в советское время. У них менталитет советский по-прежнему", -- говорит Владимир Тихомиров.

Примечательно, что за поддержку регионального производителя зачастую приходится платить населению того же региона, где регулируются цены. В том числе самим чиновникам. "Росстат" привел ряд показательных примеров. В Кировской области, где к продукции, изготовленной из сырья, поступившего из регионального фонда, применялось ограничение торговой надбавки, килограмм говядины в марте стоил 111,7 руб. (скорее всего из-за высокой цены, по которой регион закупал продукцию у своего производителя, таким образом, дотируя его). В то же время в граничащих с ней регионах (Удмуртии, Пермской, Костромской, Нижегородской и Вологодской областях) при свободном ценообразовании говядина стоила дешевле: 91,6--107,6 руб. за килограмм.

То же самое случилось в Тульской области, где ограничена торговая надбавка при реализации мяса птицы, молока, яиц, муки пшеничной, произведенных в том числе областными производителями. Так, куры стоили в марте в Тульской области 70,4 руб. за килограмм, а в соседних областях (Рязанской, Калужской, Липецкой и Орловской) -- 64,3--69 руб. При этом ввезти в тот или иной регион более дешевый продукт (то же мясо) не всегда возможно.

Далеко не во всех областях есть расторопные предприниматели, не везде удовлетворительно транспортное сообщение между регионами. "Транспортные издержки могут оказаться достаточно высокими", -- говорит Владимир Тихомиров. Кроме того, могут возникнуть сложности с входом на рынок другого региона, ведь чиновники контролируют местных ветеринаров и санэпиднадзор. Не выдадут разрешение на ввоз или попросту затянут процедуру -- и мясо на помойку.

Евгений Гавриленков также допускает, что чиновники сдерживают процессы создания конкурентной среды, устанавливая непреодолимые бюрократические барьеры для начала и развития бизнеса. В противном случае трудно объяснить, почему в столицах ряда субъектов федерации регулируются, например, цены на доступ в Интернет (три региона), на ксерокопирование документов (два), на пошив и ремонт мужских брюк (два), на парикмахерские услуги (три) и даже на пользование общественным туалетом (три). В 38 региональных столицах чиновники определяют, за сколько можно помыться в бане. Примерно в 20 регионах установлены фиксированные цены на многие врачебные, в том числе стоматологические, услуги. Даже на массаж. Подобное полуплатное врачевание введено в дополнение к бесплатному медицинскому обслуживанию, которое в стране пока никто не отменял.

Примечательно, что регулирование цен в регионах никак не помогает федеральным властям бороться с инфляцией, которая за первый квартал этого года составила 5,3% при правительственном прогнозе годовой инфляции 8,5%.

По данным "Росстата", в Северной Осетии (как раз там, где регулируются цены на рекордные 115 видов товаров и услуг) инфляция составила 6%, а в соседней Кабардино-Балкарии (там регулируют цены 31 вида товаров и услуг) -- 6,2%. На Сахалине, в главном городе которого -- Южно-Сахалинске -- цены регулируются на 23 вида товаров и услуг, инфляция составила 5,5%.

"Ограничение торговой надбавки, устанавливаемое в процентном отношении к цене, фактически не оказывает воздействия на динамику изменения цен этого товара", -- объясняет "Росстат". В то же время изменение фиксированных тарифов на услуги ЖКХ вносит ощутимый вклад в инфляцию. Так, в прошлом году коммунальные услуги в целом по России выросли на 20,9%, в том числе за I квартал -- на 12,5%. В I квартале этого года прирост составил уже 26,2% (в Камчатской области -- в 2,4 раза, Татарстане -- в 1,7 раза, Волгоградской области -- в 1,6 раза). Впрочем, без гостарифов на ЖКХ России, похоже, не обойтись, быть может, никогда. "У нас страна северная, и жутко неэффективна система ЖКХ. Чтобы ее окупать, нужны высокие цены, а население много платить не в состоянии. Но сейчас неэффективное управление этой системой делает ее еще более дорогостоящей. Надо создавать условия для развития частного сервисного обслуживания, которое будет выгодно при регулируемых ценах", -- уверен Владимир Тихомиров.

Михаил ВОРОБЬЕВ

Дорога к либерализации

Алексей Миллер намерен снять все ограничения на торговлю акциями "Газпрома"

Рынок вчера пытался сделать свои выводы из официальной информации о том, что слияние "Роснефти" и "Газпрома" не состоится. С утра на НТВ выступил глава газового концерна Алексей Миллер, он сообщил, что главная задача концерна теперь -- провести либерализацию рынка акций: "Либерализация будет проведена в полном объеме, и мы планируем, что это будет сделано в 2005 году", -- заявил он. Инвесторы тем временем немного увеличили цену акций концерна (на 1,2% в РТС, депозитарные расписки же на Лондонской бирже за последние два дня подорожали в итоге аж на 11%, до 33,1 долл.), а рейтинговое агентство Standard & Poor's снизило рейтинг "Роснефти", оставшейся один на один со своими огромными долгами (хотя агентство Moody's, напротив, его повысило в связи с тем, что нефтяная компания останется самостоятельной и ее акции будут предложены рынку). Рынок теперь с нетерпением будет ждать собрания акционеров газового концерна -- оно состоится 24 июня, на котором, судя по всему, и примут решение о начале либерализации.

В общих чертах схема будущего "Роснефти" и "Газпрома" выглядит так: в ОАО "Роснефтегаз", принадлежащее ФГУП "Технопромэкспорт", "дочки" газового концерна передают 10,7% акций материнской компании, необходимые для госконтроля над ней, до 24 июня (с этого момента начинается либерализация рынка акций концерна). "Росимущество" одновременно передает в это же ОАО 100% акций "Роснефти". "Роснефтегаз" берет кредиты, необходимые для оплаты 10,7% акций "Газпрома", под залог, как утверждают в концерне, этих же акций. Затем будет продан неконтрольный пакет акций "Роснефти", чтобы погасить эти кредиты. После всего этого "Роснефтегаз" ликвидируется, и "Росимущество" напрямую будет владеть контрольными пакетами акций "Роснефти" и "Газпрома".

Алексей Миллер во вчерашнем телеинтервью заявил: "Сделка по получению государственного контрольного пакета акций направлена на то, чтобы провести либерализацию рынка акций "Газпрома". И мы говорим о том, что эта сделка по получению государственного контрольного пакета акций будет проведена до собрания акционеров. Это является необходимым и достаточным условием, чтобы либерализация была проведена. При этом она будет проводиться без каких-либо ограничений, то есть это будет полная либерализация, будет ликвидирован двойной рынок акций, и все ограничения будут сняты. Конечно же, либерализация рынка акций -- это рост капитализации компании. Компания получит оценку, фундаментальную оценку стоимости своих акций. Конечно же, это обязательное условие становления "Газпрома" как одного из лидеров мирового энергетического рынка".

На вопрос о том, как будут потрачены деньги, вырученные "дочками" "Газпрома" от продажи 10,7% акций концерна, г-н Миллер ответил: "Конечно же, сумма... является очень значительной, это миллиарды долларов. У "Газпрома" сейчас есть планы по расходованию этих средств, и эти планы соответствуют стратегии развития компании как крупной диверсифицированной газонефтяной компании, которая также работает и в смежных видах бизнеса. Мы уверены в том, что реализация этих планов позволит дать еще дополнительный импульс росту капитализации компании".

Впрочем, насколько велика эта сумма, скорее всего можно будет понять уже сегодня: Минэкономразвития ожидает получения окончательного заключения оценщиков "Роснефти" и "Газпрома", на основании которого и будут сделаны расчеты всех параметров предстоящих сделок.

Николай ГОРЕЛОВ

Буркхард Бергманн: Мы сконцентрированы на сотрудничестве с "Газпромом"

В немецком Эссене вчера прошла ежегодная пресс-конференция крупнейшей немецкой газовой компании E.ON Ruhrgas. С итогами 2004 года собравшихся журналистов познакомил председатель правления Буркхард Бергманн, только что вернувшийся из Москвы, где во вторник состоялось судьбоносное заседание совета директоров "Газпрома". Вчера руководство E.ON Ruhrgas заверило, что напряженности в отношениях с "Газпромом", о которой заговорили после сделки российского концерна с BASF по освоению Южно-Русского месторождения, нет.

Главную новость последних дней -- окончательное решение российских властей о схеме получения государством контрольного пакета акций "Газпрома" без участия в сделке акций "Роснефти" -- Буркхард Бергманн прокомментировал довольно скупо. Отвечая на вопросы журналистов, он в шутку заметил: "В России всегда появляется что-то новое". Всерьез он выразил надежду в том, что новая схема, которую он лично как глава E.ON Ruhrgas поддерживает, будет окончательной.

"В России мы стремимся к долевому участию в добыче газа, -- заявил Буркхард Бергманн. -- С этой целью мы продолжаем переговоры с "Газпромом" о приобретении доли в Южно-Русском газовом месторождении. То же самое относится и к Северо-Европейскому газопроводу, с помощью которого "Газпром" намерен диверсифицировать и расширить свои поставки в Западную Европу". "До подходящего времени" г-н Бергманн отказался говорить о содержании переговоров между его компанией и "Газпромом" -- иначе многое потеряет смысл, заметил он. Но заверил журналистов: "Мы предлагаем "Газпрому" привлекательные для него проекты". Член правления E.ON Ruhrgas Йохен Вайзе пояснил, что, во-первых, обе компании были, есть и будут основными партнерами в российско-германском газовом бизнесе, и во-вторых, детали участия E.ON Ruhrgas в разработке и эксплуатации Южно-Русского месторождения уточняются и является предметом переговоров с российскими партнерами.

Кроме того, г-н Бергманн однозначно заявил, что для E.ON Ruhrgas сейчас существует только один поставщик газа из России и вопрос о сотрудничестве с независимыми производителями не стоит. "Сейчас мы сконцентрированы на сотрудничестве с "Газпромом", -- сказал он. -- У нас нет уверенности, что у независимых производителей газа будет независимый доступ к экспорту сырья".

Одновременно глава E.ON Ruhrgas вновь подчеркнул уже озвученный им впервые в начале года в Берлине тезис о том, что европейским и, в частности, немецким импортерам придется конкурировать с другими регионами и странами мира, которые подумывают о возможности закупок российского газа. "Это прежде всего Китай, Япония, Корея, Индия и США, которые все больше интересуются исконными для ЕС регионами закупок газа, в частности Россией, -- сказал г-н Бергманн. -- Расстановка приоритетов (при выборе партнеров. -- Ред.) в соответствующих проектах в будущем будет зависеть от финансового положения, возможностей менеджмента и ресурсной политики стран-производителей. Решающую роль будут играть экономические и геополитические связи с рынками сбыта и действующими на них режимами регулирования".

В этом смысле E.ON Ruhrgas располагает убедительными аргументами для сохранения позиций в кооперации с российским "Газпромом". Об этом, в частности, свидетельствуют итоги деятельности компании в 2004 году. Ее оборот составил примерно 14,4 млрд евро, что несколько ниже уровня предыдущего года (14,7 млрд евро). Уменьшение оборота объясняется в первую очередь более высокой среднегодовой температурой в предыдущем году и соответствующей динамикой рынка. Прибыль до уплаты процентов и налогов составила в 2004 году около 1,4 млрд евро, что на 211 млн евро ниже соответствующего показателя предыдущего года. "Несмотря на интенсивную конкуренцию в минувшем финансовом году, нам удалось отстоять свои позиции на рынке Германии, значительным образом расширить свой бизнес за рубежом и укрепить свое положение за счет приобретения стратегически важных долей участия. 2004 год был для нашего предприятия успешным", -- заявил г-н Бергманн.

В очередной раз превзойден рекордный показатель сбыта предыдущего года: около 58 млрд кубометров, что на 4% больше, чем в 2003 году. Рост сбыта в 2004 году был обусловлен увеличением экспорта по сравнению с предыдущим годом на 34%. В прошлом году на экспорт было поставлено около 7,9 млрд кубометров газа. Увеличение экспорта стало следствием роста объема краткосрочной торговли газом и осуществления поставок в Великобританию, Австрию и Швейцарию. Впервые E.ON Ruhrgas начал снабжать газом заказчиков в Дании и Италии. Увеличились весьма небольшие пока объемы поставок во Францию. Ввиду непропорционально высокого роста поставок за рубеж доля экспорта в суммарном объеме сбыта E.ON Ruhrgas увеличилась с 10,6 до 13,7%. Поставки газа в 2004 году осуществлялись также в Бенилюкс, Лихтенштейн, Венгрию, Польшу и Швецию. Таким образом, в 2004 году E.ON Ruhrgas осуществил поставки газа в 13 стран.

"Мы не устаем подчеркивать, что нам необходимо уделять все более пристальное внимание вопросам долгосрочной надежности поставок. Зависимость Германии и ЕС от импорта газа будет резко возрастать", -- подчеркнул г-н Бергманн. К 2020 году доля импорта из третьих стран в суммарном объеме ресурсов газа в расширенном до 25 стран Евросоюзе составит как минимум 75%. В то же время, отметил глава E.ON Ruhrgas, пока не осуществлена даже основная часть инвестиций, необходимая для освоения уже законтрактованных объемов газа. Г-н Бергманн сослался на данные Международного энергетического агентства, по оценкам которого по одной только России потребность в инвестициях к 2030 году достигнет примерно 330 млрд евро. Газовая отрасль стоит перед необходимостью решения гигантских по масштабу задач, сказал глава E.ON Ruhrgas. В мире достаточно запасов природного газа, но транспортировать его к потребителям приходится из все более суровых и отдаленных районов, а его добыча требует весьма высоких затрат. Необходимый уровень эффективности достижим лишь при условии концентрации больших объемов газа. Подобные проекты по плечу лишь мощным предприятиям, причем не только в сфере производства, но и в области импорта, транспортировки и сбыта, уверен Буркхард Бергманн.

Юрий ШПАКОВ, Эссен

Дорогу корейскому SsangYong!

"Оку" вытесняют из Набережных Челнов

"Северсталь-авто" вчера созналась, что площадкой для сборки автомобилей по лицензии SsangYong станет Завод микролитражных автомобилей (ЗМА) в Набережных Челнах, который выпускает "Оку". Как сообщил вчера гендиректор "Северсталь-авто" Вадим Швецов, его компания за 50 млн долл. уже приобрела 74,3% акций ЗМА у КамАЗа и 25,3% -- у правительства Татарстана, став таким образом полновластным хозяином завода. Производство "Оки" на ЗМА, где с декабря начнется сборка внедорожника Rexton класса "люкс", пока продолжится, однако в компании однозначно не говорят, будут ли вкладывать деньги в дальнейший выпуск самого бюджетного в России автомобиля. На рынке же уверены, что по мере приближения объема сборки иномарок к максимально возможным мощностям ЗМА "Ока" будет снята с производства. Тогда правительству придется искать новую социально ориентированную машину, "и это точно будет не Rexton", шутят эксперты.

Информацию о том, что "Северсталь-авто" приглянулся именно завод, выпускающий "Оку", сообщил бывший руководитель ЗМА Василий Каюмов еще в начале года. Он утверждал тогда, что одним из условий сделки обязательно станет требование сохранить производство "Оки" на достигнутом уровне (в прошлом году произведено 41,4 тыс. машин). Но сделать это непросто, так как в связи с монетизацией льгот спрос на эти автомобили стал резко падать (по госзаказу в прошлом году поставлялось около 40% машин).

Как вчера пояснил г-н Швецов, КамАЗ сконцентрировался на производстве грузовиков и счел проект по выпуску "Оки", которая является "сложным продуктом", непрофильным. Впрочем, пока снимать с конвейера эту машину в "Северсталь-авто" не собираются, тем более, что пока проект приносит прибыль (рентабельность составляет 7% при объеме продаж 100 млн долл. в год). Однако в связи с ужесточением технических и экологических стандартов эксплуатации в "Оку" необходимо инвестировать значительные средства. Будет ли это сделано, в "Северстали", по словам г-на Швецова, еще не решили. Без проведения модернизации жизненный цикл этой модели глава "Северсталь-авто" оценил в три года.

Показательно, но примерно за такой же срок производство иномарок на ЗМА должно достичь проектной мощности завода -- 80 тыс. в год. К 2007 году планируется выпускать в год 40 тыс. машин марки SsangYong. Помимо Rexton, сборка которых начнется уже в декабре (цена в базовой комплектации от 25 тыс. долл.), летом следующего года планируется начать сборку меньшего по размерам внедорожника (цена до 20 тыс. долл.), который будет конкурировать с паркетными японскими и корейскими джипами. На корейский рынок эта модель (название не разглашается) поступит в июне этого года. В начале 2007 года запланирован запуск еще одного внедорожника спортивной модели, "на пробу рынка" (не ранее следующего года) готовится минивэн. Кроме того, поскольку соглашение с SsangYong подписано не на эксклюзивной основе, на ЗМА, по словам г-на Швецова, планируется сборка машин и других марок. Однако в "Северсталь-авто" пока не раскрывают своих потенциальных партнеров, сообщая лишь, что работа в этом направлении ведется давно. Судя по всему, новый партнер и вытеснит со сборочного конвейера ЗМА "Оку".

На рынке отмечают, что "Северсталь" получила весьма выгодные условия для своего нового проекта. В 2003 году КамАЗ установил на ЗМА современный окрасочный цех, подходящий для автомобилей любых размеров, а в прошлом году увеличил производственные мощности, которые позволяют собирать машины любых моделей. Строительство подобного завода с нуля, как признают в компании Алексея Мордашова, обошлось бы в 150 млн долл. "Северстали" же он достался в три раза дешевле, правда, если не учитывать, что в дооснащение ЗМА она намерена вложить 25 млн долл., а ввод в производство каждой новой модели будет обходиться еще в 5 млн долларов.

Яна ГОДОВАНАЯ


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: fin.rbc.558
Отписаться

В избранное