Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Комментарии по фондовому рынку


Комментарии по фондовому рынку

Тестовая весна для автопроизводителей – обзор

Ситуация на российском авторынке в 2015г. характеризуется острым спадом продаж. Это связано как со смещением спроса на конец 2014г. – в период острой девальвации рубля, так и с постепенным снижением платежеспособности  населения из-за кризисных явлений в экономике.  В январе-марте 2015г. автопродажи  в России упали на 36.3%, причём спад продаж в марте ускорился до  42.5% г/г. Ускорение годового темпа падения связано с более сдержанным восстановлением сезонного спроса с приходом весны.  В марте 2015г. продажи в России выросли к февралю на 9%, тогда как год назад темп мартовского восстановления был практически вдвое интенсивнее (+17.8%). Исходя из текущей статистики,  пессимистический сценарий  падения продаж  автомобилей в 2015г. около 25-30% выглядит вполне реалистично.

 

Сравнительная динамика месячных автопродаж Лада, альянса Автоваз-Рено, Соллерс. Ноябр 2013г. -100%. Пик спроса в конце 2014г. маскирует проблемы отрасли.



Падение продаж отразилось на снижении производства в первом квартале. Производство легковых автомобилей упало на 19.7%,  грузовиков на 23.3%.  Всего легковых авто выпустили за первые три месяца года 355тыс., а их продажи составили 383.7тыс. Подобное соотношение говорит о гибкой реакции автопроизводителей на сложившуюся ситуацию. Иностранными компаниями прекращены поставки ряда моделей в Россию.   Крупнейший американский производитель  General Motors закрыл полностью производство по брэнду Opel и многих марок Chevrolet, сохранив в работе только свое СП с Автовазом. Уход GM из России является неприятным симптомом, указанием на ухудшение инвестиционного фона. Тем не менее, этот “вывод”  помогает стабилизировать рыночную ситуацию для российских производителей. 

 

Острые колебания курса рубля создали большие проблемы для импорта в Россию как автомобилей, так и комплектующих к ним.  Импорт иномарок в январе-феврале сократился на 44.9% и обеспечил менее 20% всех продаж. Большие проблемы возникли у производств с низким уровнем локализации сборки. Удорожание комплектующих привело к росту издержек и повлияло в частности на решении об уходе GM из России. Более того, автопроизводители столкнулись с ростом внутренних цен на “отечественные” металлы. В 2015г. разгорелись острые споры  с металлургами по поводу стремления последних достичь паритета внутренних и экспортных цен на прокат.  В условиях падения рубля неудивительно, что большинство автопроизводителей с начала года вынуждены были повышать цены. Так, Автоваз 15 января объявил о среднем повышении ценника на 9%, а 3 марта еще на 4.79%. В то же время (18 марта)  Автоваз объявил о снижении цен в евро на Ладу Калину в Германии на 26.5%, что говорит о стремлении реализовать эффективно фактор девальвации рубля на экспортном направлении. В целом валютные встряски 2014-15гг. помогли повысить долю Лада на российском рынке без серьезных капиталовложений.  1 апреля Автоваз сообщил о том, что Лада “завоевала” в марте 20% авторынка России против 15.2% в марте 2014г.. И если весной  2014г. глава  Автоваза Бу Андерсон ставил целью достичь 20%-ной доли на рынке к 2016г., то теперь она исполнена досрочно. Обострение конкуренции  ( в т.ч. усиление позиций Автоваза) на фоне падения спроса и укрепления курса рубля заставило ряд автомобильных компаний весной объявить о снижениях цен и скидках на иностранные модели.

 

Правительство принимает меры для поддержки авторынка. По прогнозам специалистов Минпромторга, очередные 10 млрд. руб. выделенные на 2015г. на программу обновления автопарка, позволят продать на российском рынке примерно 170 000 автомобилей за первые 6 месяцев 2015 года. В рамках первого этапа программы, действовавшей в сентябре-декабре 2014 года, было продано 188 тысяч машин (20.7% всех российских продаж). Обновление программы утилизации в 2014г. позволило, в частности, компании Автоваз в первом квартале 2015г. показать прибыль по РСБУ. Есть весомые предположения, что программу обновления автопарка с мая 2015г. могут продлить, за счет выделения из бюджета еще 5 млрд рублей. Меры поддержки автопрома были дополнены с 1 апреля таким инструментом как льготное автокредитование. На эту меру  выделено 1.5 млрд руб. По статистике, средняя ставка по кредитам с учетом госсубсидий составила 12,3%.

Параллельно с 1 апреля начала работу программа льготного автолизинга на сумму 2 млрд руб. Согласно ей участники получат скидку 10% от стоимости автомобиля(не более 500 тыс.руб.) Кроме того, в правительстве России поддержали проект разработки беспилотного КамАЗа.  Сообщается, что Минпромторг России на первом этапе, до 2019 года, направит в этот проект 18 млрд руб. Ранее указывалась величина 12 млрд руб.


Сравнительная динамика индексов ММВБ и ММВБ машиностроения в 2015г. 30.12. -100%

 В 2015г. финансовое положение российских автокомпаний усложнится в связи со снижением спроса. Повышение цен на продукцию лишь частично компенсирует снижение физических объемов продаж и ухудшение условий финансирования. Тем не менее, следует отметить увеличение доли Автоваза, УАЗа и Камаза на внутреннем рынке, а также улучшение их экспортной позиции. Как заявило руководство Соллерс, по итогам 2015г. компания рассчитывает получить прибыль после убытка 2014г. Учитывая, что главная “вина” убытков компании в 2014г. лежит на СП Ford Sollers, подобное заявление говорит об оптимизме по части использования мощностей УАЗа.  С другой стороны, масштаб СП Ford Sollers и провал его продаж уже в 2015г. не позволяет утверждать, что в 2015г. Соллерс получит чистую прибыль по МСФО.  50% финансового результат СП будут продолжать включаться в отчетность. Однако заметим, что компания Ford Motor в первом квартале 2015г. получила контроль в совместном предприятии путем выкупа допэмиссии привилегированных акций. Это подразумевает, что денежной подпиткой “самофинансируемого” предприятия российский партнер не будет обременен.  Кроме того, Соллерс получил опцион на продажу своей 50% доли в СП  не менее чем за $135 млн, что является позитивной новостью для акции компании. Вопросы возникают и при прогнозировании прибыли Автоваза в 2015г. Отчет первого квартала по РСБУ показал, что себестоимость в начале года превышала выручку. С другой стороны, компания в 2015г. уже не будет нести расходы по реструктуризации и, возможно, убытки по валютным разницам. В любом случае, уверенно утверждать прибыльность компании можно только при восстановлении рынка, чего не наблюдается.

 

Выводы. Машиностроительный сектор испытывает наибольшее влияние кризиса. Тем не менее инвесторы рассматривают падение спроса как временное явление. Поведение ряда иностранных компаний (Daimler, Ford) – их интерес к поддержанию производственных мощностей и увеличению присутствия в  РФ – говорит о том, что российский рынок продолжает восприниматься как перспективный. Сокращение присутствия иностранных брендов в силу удорожания импортных поставок ниши сбыта для российских производителей. Динамика ожиданий говорит об улучшении видение акций сектора к 2016г.

 

Приложение.

История мультипликатора P/E по автопроизводителям (берется его значение на конец года). Прочерк означает убытки, отрицательный P/E. Камаз и Газ за 2014г. еще не отчитались, их данные оцениваются на основе отчета за первое полугодие. Оценки 2015г. берутся на основе расчетов ВТБ-капитал и собственных предположений. Таргет – средняя оценка агентства Блумберг.

 

 

P/E 2010

P/E 2011

P/E 2012

P/E 2013

P/E 2014

P/E 2015П

Цена посл.

Таргет

P/E текущий

Автоваз

16.19

6.1

1.25

-

-

6.54

11.93

13.6

-

Соллерс

-

2.21

4

8.08

-

6.69

409

438.67

-

Камаз

-

14.02

4.72

8.34

4.56

5.64

38.2

 

6.66

Газ

-

-

2.96

-

1.02

0.65

430

 

1.37

 

Обслуживание на финансовых рынках ВТБ24
Отдел продаж
(495) 982-58-15
(800) 333-24-24

 

Уважаемые подписчики!

ВТБ24 предлагает Вам попробовать свои силы на российском фондовом рынке. Откройте демо-доступ в системе интернет-трейдинга QUIK, совершайте сделки с акциями на учебном счете по реальным котировкам, научитесь зарабатывать на движениях цен на рынке.

Получить демо доступ к QUIK

Уважаемые клиенты!
С 16.03.2015 изменяется порядок подписания реестров поручений: реестры будут размещаться в Личном кабинете и могут быть подписаны электронной подписью. Подробнее см на сайте onlinebroker.ru

 

В избранное