Специалисты в области качества ведущих консалтинговых фирм комментируют очередную спорную ситуацию, возникшую на предприятии при подготовке к сертификационному аудиту интегрированных систем менеджмента.
Ситуация. Наша организация разрабатывает и внедряет систему менеджмента, ориентируясь на стандарты ISO 9001:2000, ISO 14001:2004 и спецификацию OHSAS 18001:1999. Мы намерены создать единую интегрированную систему менеджмента, и хотим, чтобы по итогам ее сертификации (надеемся, что они будут положительные) в сертификате было указано, что интегрированная система менеджмента нашей организации соответствует требованиям всех указанных трех документов. Вместе с тем в ходе предварительного контакта с представителями
органа по сертификации нам заявили, что сертификаты будут выдаваться на каждую систему менеджмента отдельно: на систему менеджмента качества - свой, на систему экологического менеджмента и систему профессиональной безопасности и здоровья - также свои.
ВОПРОС. Просим разъяснить, насколько обоснованно орган по сертификации отказывает заявителям в выдаче единого сертификата. Комментируют данную ситуацию руководитель Международной службы сертификации, главный аудитор систем менеджмента качества IRCA, ведущий эксперт ГОСТ Р Л.С. Дворкин, главный аудитор TÜV CERT, заместитель главного директора ООО «Интерсертифика-ТЮФ совместно с ТЮФ Тюринген» В.А. Kачалов
Редакция предлагает Вам сформулировать свои спорные ситуации, возникающие в ходе аудита СМК, и прислать их по электронной почте по адресу: podpiska@mirq.ru, а компетентные специалисты постараются их разъяснить.
ОБЗОР
Автолюбителям
Если верить народной мудрости, риск – дело благородное. Соответственно, российские автомобилисты – чуть ли не самые благородные люди страны, правда, не по своей воле.Тем, кто выбрал машины отечественного производства, «повезло» в большей степени, поскольку на российском автопроме проблемы качества еще не решены.Почему так происходит? В.А. Лапидус считает, что основная ошибка многих отечественных
компаний состоит в том, что они, ничего не меняя в базисе производственных
отношений и менеджменте, надстраивают над ОТK (т.е. внутренней инспекцией качества продукции) еще 2 этажа инспекций: внутренний аудит и аудит третьей стороны для проведения сертификации. При этом аппарат ОТK и различных инспекций не уменьшается, а в ряде случаев даже увеличивается, но их ответственность за качество производства снижается. Более того, основную ответственность руководство предприятия снимает со своих работников и перекладывает ее на внешних — специалистов по сертификации. Директор по качеству
и
его служба превращаются в посредников между генеральным директором и органом по сертификации. В итоге — качество в лучшем случае остается прежним, затраты времени и денег возрастают, а эффективность падает. Таким образом, вместо качества, «встроенного» в производственный процесс, получается «вынесенное» качество, т.е. менеджмент качества вынесен на аутсорсинг. Выход из сложившейся ситуации — в правильном понимании новых принципов менеджмента и преобразовании основ управления, структуры
организации, корпоративной культуры при глубоком осмыслении принципов менеджмента качества, считает В.А. Лапидус. Но как донести это до производителей? Новые идеи, принципы и подходы всегда вызывают опасение у директоров предприятий, привыкших, как правило, работать «по-старинке».
Впрочем, владельцы иномарок выигрывают только в том, что их автомобили лучше. А дороги у нас общие, с прекрасными ямами и открытыми люками, которые часто становятся причинами ДТП. Это вовсе не значит, что каждый раз именно из-за качества дорог возникают столкновения, хотя и это весьма вероятно: попытка сохранить в целостности и сохранности подвеску и колеса автомобиля, когда водитель видит внезапно появившуюся перед ним яму приличных размеров, приводит к внезапному и почти всегда неподготовленному маневрированию
на дороге. Что в плотном потоке машин неминуемо закончится аварией. Или когда от сильного удара о края выбоины машину буквально выбрасывает на полосу встречного движения. Даже когда водитель просто «поймал» такую яму и погнул колесный диск, то осуществление замены поврежденного колеса на оживленной улице само по себе уже является потенциально аварийной ситуацией.
От незнания законов, водители часто не фиксируют повреждения своих авто, в результате терпят убытки. На самом деле, по действующему гражданскому законодательству причиненный ущерб должен возмещаться за счет лица, причинившего такой вред. В данной ситуации – дорожных служб. Но для того, чтобы возмещение получить, необходимо подтверждение.Единственные документы, которые возможно считать юридическим закреплением факта ДТП — это документы, которые составляются сотрудниками ГИБДД, так как именно эта структура отвечает
за порядок на дорогах. И только выводы, сделанные после разбора ДТП могут служить для определения чьей-либо вины. Чтобы не терять времени зря, стоит озадачиться наличием свидетелей, которые смогут в дальнейшем подтвердить характер повреждений, местоположение автомобиля, и, самое главное, наличие выбоины. Не стоит забывать о том, что на следующий день эту яму могут заделать ремонтники, которые очень часто состоят в дружественных отношениях с ГИБДД и могут приехать быстрей экипажа ДПС.
Прибывшие сотрудники ГИБДД, возможно, постараются убедить вас в том, что вы проявили невнимательность при езде или двигались с превышением скорости. В таком случае, настаивайте на составлении протокола, на фиксировании всех обстоятельств ДТП, ведь именно постоянное фигурирование выбоины в протоколах сотрудников ГИБДД должно указывать на вину дорожных служб, а не на то, что Вы не справились с управлением. Самое главное — это определить размеры выбоины, потому что существует ГОСТ 50597-93 г., по которому максимально
допустимые на дорогах размеры ям, выбоин, просадок полотна должны составлять по длине — 15 см, по ширине — 80 см, по глубине — 5 см. Все, что больше этих размеров хотя бы по одному параметру, должно быть огорожено и обозначено. Если стандарты были нарушены, смело подавайте иск о возмещении причиненного вам вреда, в котором ответчиком будет организация, ответственная за эксплуатацию и состояние данного участка дороги.
Однако, качество автомобилей и дороги – еще не все вопросы, волнующие российских водителей. Важно, безусловно, и то, каким бензином пользоваться. А с этим проблемы тоже возникают. Например, результаты исследования качества топлива, продаваемого на тамбовских, рязанских, астраханских и тюменских АЗС показали, что около одной трети не соответствует требованиям ГОСТа. Думается, в других регионах России ситуация почти аналогичная. Хотя в этом направлении все же намечаются изменения к лучшему: появился новый вид
бензина
– «ЭKТО»
и Ultimate.
Новые автомобильные бензины по своим свойствам соответствуют стандартам Евро-3 и превышают требования государственных стандартов (ГОСТ 2084-77 и ГОСТ Р 51105-97) Бензины увеличивают мощность двигателя и повышают ускорение автомобиля. Более того, они не просто предотвращают появление отложений в двигателе, но и со временем удаляют имеющиеся отложения. Новое топливо содержит значительно меньше основных компонентов загрязнения окружающей среды. В нем меньше серы, чем в обычном бензине, что позволяет сократить серные
выбросы в атмосферу на 66%.
Несмотря на такие высокие показатели, немногие автомобилисты стремятся использовать новинки, поскольку об этих сортах бензина не так много информации. Остается надеяться, что наши автомобилисты не последуют примеру изготовителей отечественных машин, чем значительно облегчат себе поездки; а работники дорожных служб перестанут, наконец, подвергать водителей риску.
Вопрос о качестве образования в российских вузах остается открытым, несмотря на попытки государства внедрить новые стандарты.
Так, набирает силы система интернет-тестирования вузов. Естественно, пока такой способ мониторинга качества высшего образования осуществляется добровольно, у вузов есть выбор. И сильные университеты с удовольствием идут на федеральный экзамен, присылают в Министерство образования свои "портфолио" с результатами, причем это касается и амбициозных негосударственных учебных заведений. А вот «слабенькие» в этот процесс втягиваться не торопятся. Впрочем, это понятно: выносить «сор из
избы»
и признаваться в том, что уровень образования не соответствует стандартам, совсем не хочется. Хотя чиновники и гарантируют конфиденциальность, опасение за то, что результаты будут известны более широкому кругу, все-таки есть, а потерять потенциальных абитуриентов платным университетам невыгодно. К тому же, использовать тестовый материал (так называемые аттестационные педагогические измерительные материалы) при аттестации и аккредитации вузов начали достаточно давно. Это делалось, чтобы понять, усваивают ли студенты
стандарт. Используются тесты и при внеплановой проверке вузов в регионах. И, скажем откровенно, результаты не очень радуют. Федеральное тестирование уже показало, что сам стандарт высшего образования нуждается в корректировке. Особенно это касается гуманитарных вузов. Скажем, по мнению многих, психологи слишком углубленно изучают математику. Между тем существуют специальные компьютерные программы, которые в два счета справляются со сложными статистическими подсчетами. Если рассматривать вопрос под этим ракурсом,
то интернет-экзамен весьма полезен, если его результаты будут учитывать при разработке стандартов высшего образования третьего поколения, которая уже началась. С другой стороны, сами тестовые задания нуждаются в доработке, особенно что касается гуманитарных предметов, поскольку разные вузы придерживаются, соответственно, различных школ.
А пока идет интернет-тестирование и обсуждаются программы по улучшению качества образования, студенты МГУ предъявляют обвинения в адрес факультета социологии, указывая, что стандарты обучения и бытовые условия на одном из факультетов значительно снизились. Студенты сообщили, например, об институционализации экстремистских взглядов и о том, что в процесс обучения проникают теории заговора.
"Деканат распространил среди всех студентов брошюру, в которой с одобрением цитируются "Протоколы Сионских мудрецов", в мировых войнах обвиняются масоны и сионисты и утверждается, что они контролируют американскую и британскую политику и глобальную финансовую систему, – писали учащиеся в одном из публичных обращений. – Условия обучения на факультете невыносимы". Владимир Добреньков, декан факультета социологии, опроверг претензии к учебным программам, заявив, что жалобы студентов "полны
намеков, слухов и полуправды" и что антисемитизму никогда не учили и не терпели его в общежитии.
Он признал лишь одно: бытовые условия действительно плохие, и заявил, что они будут улучшаться. "Мы должны вести со студентами конструктивный диалог", – заявил декан.
Добреньков также отметил, что группа жалобщиков составляет лишь небольшую часть из двух тысяч студентов его факультета и что их влияние переоценивается. Сами студенты отмечают, что их ядро состоит из более чем 20 основных членов и они располагают подписями почти 10% студентов. Это немало, если учесть, что подобный бунт грозит зачинщикам определенными осложнениями. Думается, деканат способен приложить все усилия для того, чтобы исключить недовольных из вуза.
При рассмотрении общей картины в системе нашего образования, создается впечатление, что многие ситуации чуть ли не смоделированы специально, чтобы подтвердить необходимость серьезного реформирования, при этом еще желательно сослаться на опыт развитых стран, дабы аргументировать смену ориентиров.
Началась борьба за публикацию всех ГОСТов в интернете
Институт развития свободы информации объявил общественную кампанию в поддержку доступности ГОСТов в интернете, передает корреспондент «Фонтанки».
Являясь де-факто нормативными актами, государственные стандарты не публикуются в открытой печати. Но в отличие от обычных нормативных актов, доступных на многочисленных сайтах (например, каждый вечер любой желающий может бесплатно работать в СПС «КонсультантПлюс»), ГОСТы размещаются только на платной основе.
Весна принесла в Ярославль не только аномально теплую погоду. Растаявший снег обнажил большие ямы и трещины на дорогах. Большинство из них превышает допустимые нормы. Сегодня это подтвердили и специалисты новой лаборатории дорожных измерений ГИБДД области.
Извечные гоголевские «дураки и дороги» никто не отменял. С приходом весны ярославцы почувствовали это, как никогда сильно. Ямы, разбитый асфальт и, как вытекающее - аварии, и новые клиенты автосервисов. Водители со стажем уверены - городу необходима новая технология строительства автодорог.
Выпускники наших вузов перестанут быть "второсортными"
Российскую высшую школу ждет серьезная реформа: 9 марта 2007 г. правительство в основном одобрило законопроект о введении в России разных уровней высшего образования - бакалавриата, магистратуры и специалитета. От привычной нам советско-российской системы "болонская" отличается сроками обучения. Так, бакалавриат рассчитан на три - четыре года, а следующая за ним магистратура - на два года. Неизменным останется специалитет: тут,
как и прежде, придется учиться не менее пять лет. Каждый уровень будет иметь отдельный государственный образовательный стандарт и самостоятельную итоговую аттестацию. Лицензирование, аттестация и государственная аккредитация вузов по бакалавриату, магистратуре и специалитету также будет проводиться раздельно. До 2010 г., когда переход на двухуровневое образование будет закончен, осталось не так много времени, и авторам законопроекта следует поторопиться, чтобы залатать все дыры в документе.
Последствия изменения климата сопоставимы с уроном от войн
Глобальное изменение климата, которое можно сейчас наблюдать, грозит человечеству последствиями, сопоставимыми с уроном от великих войн первой половины XX века, и оно ускоряется по мере того, как мир становится все теплее.
Такое мнение высказал на организованном в пятницу в индонезийской столице Всемирным банком Общественном форуме по глобальному изменению климата и Индонезии глава экономической службы и советник правительства Великобритании по вопросам экологии сэр Николас Стерн (Nicholas Stern).
Реестр производителей и продавцов ГМ-продуктов разместят в интернете
Власти Москвы планируют создать реестр производителей, поставщиков и продавцов ГМ-продуктов, и разместить его в Интернете.
Как сообщил заместитель руководителя департамента потребительского рынка и услуг столицы Анатолий Кочетков, с 1 июля в Москве начинается добровольная сертификация продуктов питания на наличие или отсутствие генно-модифицированных компонентов.