Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

"Серый" кардинал. Тот, кто стоит за спиной.


День добрый, друзья.
Серый кардинал вновь с вами. Очень захотелось познакомить вас с моей последней книгой «Без лоха и жизнь плоха. Откровения российских консультантов». Дело в том, что в ней я раскрыл некоторые секреты моих коллег – серых кардиналов, тех, кто стоит за спиной. Сделал это сознательно – слишком много советников развелось, которые просто разводят клиентов на бабки (извините за жесткость выражения). Однако, думаю, что настоящим профессионалам это не повредит. А вот некоторым излишне доверчивым клиентам написанное пойдет
на пользу – лохом быль не всегда удобно и выгодно. Так что, читайте. Может, пригодится… Итак, начнем.



При этом, дорогие, любимые коллеги не принимайте все, что написано в этой книге на свой счет. Кстати, уверен, что вы этого и не сделаете.
Что-то вам покажется знакомым, что-то гипертрофированным. Однако, не зеркало виновато в том, что у нас лица иногда напоминают рожи. Так вот, я пишу именно о тех, кто под маской лица профессионала пытается скрыть рожу хапуги и дилетанта.
Удачи вам-нам в вашем-нашем нелегком консультационном деле.

Все совпадения не случайны.

ВМЕСТО ВСТУПЛЕНИЯ

Консультант – под пиво

«Опять с собутыльниками пиво хлебал!». Кто из мужчин не слышал хоть раз в жизни этого грозного оклика своей прекрасной половины? И ведь даже в голову не приходит нашим милым дамам то, что речь в большинстве случаев идет вовсе не о пьянстве, а о самой настоящей профилактике психического здоровья», - именно с этих отчасти высокопарных слов (хотя, надо сказать, что кружки с янтарным напитком были еще целехоньки) и началась уже ставшая традиционной еженедельная встреча трех консультантов: по бизнесу, по психологии
и по PR. Наверное, не надо пояснять, кто из трех героев решился на вступительное слово?...

Странное начало для серьезной книги о консалтинге, не правда ли? Что ж давайте в очередной раз надуем посильнее щеки и будем издавать маловразумительные звуки о важности, необходимости и незаменимости консалтинга в разнообразных сферах. Интересно? Наверное. Но стоит ли заниматься этим в сто первый раз. Гораздо любопытнее рассмотреть консультанта в его собственном логове. В конце концов, чтобы не выглядеть лохом, не попадаться (уж, извините за столь грубый сленг) на разводки некоторых не слишком достойных представителей
профессионального семейства.
А игривый стиль был выбран для того, чтобы уж не впадать полностью в суровую правду разоблачений. И так все вокруг не слишком радостно и оптимистично. Так давайте лучше с юмором и в игровой форме рассуждать о серьезных предметах консалтинга.
В первой части мы рассмотрим, откуда берутся консультанты. И правда ли то, что, если человек ничего не умеет делать, то он начинает советовать и консультировать.
Во второй – разберем, кто попадает в ряды клиентов консультантов и как они себя там чувствуют.
В третьей раскроем некоторые тайны работы консультантов.
А в четвертой выясним, что главное для консультанта результат или процесс.
Итоги подводить не будем. По ходу повествования и так все станет ясно.
И последнее. ДАННАЯ КНИГА ПРИГОДИТСЯ КАК БОГАТЫМ, ТАК И ПРОСТО ЛЮДЯМ. ВЕДЬ КАЖДЫЙ ИЗ НАС ВРЕМЯ ОТ ВРЕМЕНИ НУЖДАЕТСЯ В КОНСУЛЬТАЦИИ, А ПРОЩЕ ГОВОРЯ В СОВЕТЕ. ТОЛЬКО ХОТЕЛОСЬ БЫ, ЧТОБЫ СОВЕТ БЫЛ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ.
А пока вернемся к нашим трем героям и к их увлекательной беседе…

… «Пивные посиделки - это фактически один из видов бытовой психотерапии. Люди собираются в барах, ресторанах, кафе, берут по кружечке пива и рассказывают друг другу о своих радостях и горестях, успехах и неудачах, делятся своими проблемами и спрашивают совета, - увлеченно рассуждал, слегка раскачивая стол, Психолог-консультант. - И во время подобного общения эмоциональная сфера человека как бы «вентилируется»: что-то проговаривается, что-то вспоминается, снимается ряд зажимов. Не зря же в психологическом консультировании
считается, что любая проблема уже начинает разрешаться как только человек о ней заговорил».
Бизнес-консультант мощно всосал почти полкружки и согласно кивнул. «Вот по поводу снятия зажимов наш психологический гений, пожалуй, не врет, - подумал он. – Даже я большинство переговоров стараюсь назначать в ресторанах и барах: столько интересной информации можно услышать. Главное, потом сообразить, как ею воспользоваться».
Усмехнувшись, он вспомнил, как пару лет назад сутки пил с коммерческим директором очередного своего работодателя и внимательно слушал сопливые откровения собутыльника на тему неудавшейся личной жизни, сволочей-детей, а главное, жлобства и жадности владельцев компании. Именно эта часть более всего и интересовала Бизнес-консультанта. Причем, даже не характеристики, которые выдавались руководству – со многими эпитетами и сравнениями он был и сам вполне согласен. Необходимо было прояснить, как данный финансовый
гений решает те самые проблемы с собственным бюджетом. Консультант прояснил, о чем и доложил на следующий день руководству. Правда, стоила ему вся эта операция трех дней отвратительного похмелья. Однако сегодня он мог совершенно уверенно подписаться под увеченным монологом Психолога-консультанта: да, зажимы снимаются. Водочкой только быстрее.
Но что там продолжал вещать талант от психологии?
«Если бы люди могли самостоятельно разобраться в своих мыслях и чувствах, то никакая психотерапия им была бы не нужна. Но они этого сделать не могут, поэтому им необходимо много говорить о себе, о своей жизни. Именно в процессе рассказа человек начинает что-то осознавать.
Помимо этого всем нам очень важно услышать чье-либо мнение о ситуации, получить оценку со стороны. И, наконец, в процессе потребления пива принятые решения закрепляются на биохимическом уровне: человек что-то осознает, говорит об этом и делает глоток. Создается определенный ритуал, срабатывает самовнушение. В общем, можно говорить, что в процессе потребления пива человек снабжает себя жизненными установками», - Психолог-консультант замолк с удивлением глядя на PR-консультанта. А тот уже буквально с обожанием
смотрел на него.
- Ты что так на меня вылупился? Что случилось?
- Доктор, а ты и клиентов так же «лечишь»?!
- Бывает.
- И тебе за это платят?
- Ты же знаешь. Да. И вполне неплохо.
- Гениально. Но почему? Они что, верят всему этому?
- А что такого. Психология вокруг нас, ею все пропитано и с ее помощью можно что угодно объяснить.
- Вот это бизнес!
- Да уж кто бы говорил.
- Что такое?
- А кто впаривал клиентам, что PR – это вообще все, что происходит в фирме. Что у тебя нет конкретной задачи и цели. Что ты отвечаешь за все.
- Я до сих пор так считаю.
- Ага. А потом писал отчеты для руководства, что давал рекомендации менеджеру по персоналу, консультировал финансового директора и прочее. Сколько у тебя там пунктов получалось?
- Ну, 25-30.
- И тебе за эту воду тоже платили. И тоже неплохо.
Бизнес-консультанту надоело наблюдать за подведением итогов плодотворной работы товарищей: «Все. Разошлись, гении «разводок». Ты психогений давай дальше про то, как пиво выполняет за тебя твою же работу. Уж больно необычно и увлекательно.
«Так я же и говорю, что в процессе пивного общения люди наполняют себя и свой напиток определенной атмосферой. Поэтому результат пивного вечера ( в том числе и утренний) во многом зависит от личностных качеств участников, - и Психолог-консультант с ухмылкой посмотрел на пиарщика. - Когда человек хмелеет, он входит в определенное медитативное состояние на биохимическом уровне. В этом состоянии участники процесса как бы смешиваются на внутреннем плане: быстрее перенимают друг у друга какие-либо особенности, черты
характера. Поэтому, если вы пьете с нехорошим человеком, то и последствия могут быть плачевными. Некоторые наутро даже говорят, объясняя свое состояние: “Не с тем выпил”.
Кстати, в плане последствий пиво более предпочтительно, чем, например, водка. Водка содержит в себе очень большое количество энергии. И одного она активизирует на благие начинания - он становится душой компании, всех веселит и балагурит, а у другого она проявляет отрицательные качества, которые до этого скрывались и тормозились. Скажем, водка сильнее активизирует агрессию. А пивной человек туманен, но не агрессивен. Вокруг него как бы висит облако чего-то недосказанного. Кроме того, пива можно выпить много,
соответственно и поговорить можно подольше».
«Слушай доктор, - вновь не сдержался пиарщик. – Это же какой бизнес можно замутить. Приходит к тебе клиент, ты ему стакан наливаешь. Он расслабляется, и уже – твой. Делать ничего не надо. А?».
Психолог-консультант на данный выпад отреагировал вполне серьезно: «О целенаправленном использовании пива в профессиональном психологическом консультировании ничего не известно. Однако в некоторых случаях слабоалкогольные напитки все же применяются. Скажем, когда человек абсолютно не может расслабиться.
Психологи-консультанты при проведении тренингов иногда видели, что участники полностью зажаты и не могут избавиться от самоконтроля. Тогда им рекомендовали выпить банку пива. И все получалось. Но это ни в коем случае нельзя делать системой».
Тут уже не сдержался PR-консультант: «Как раз и надо превращать в систему. Сначала ты его аккуратно и незаметно «лечишь» алкоголем, потом активно – от алкоголя. Наш Бизнес-консультант спасает его бизнес, а я подключаюсь и продвигаю двух гениальных специалистов, которые разработали абсолютно новую систему. Что-нибудь типа «Групповое воздействие сотрудников на начальника-алкоголика. Спасем нашу бизнес-семью!». Круто?».
Будущие партнеры активно закивали головами. Официантка истолковала этот жест по-своему и подтащила к столику еще пива. И разговор вновь потек плавной рекой. Только речь уже была о другом.
На этот раз оживился PR-консультант, которому, согласно его профессии, тоже хотелось повышенного внимания окружающих: «Коллеги, мне вот всегда было интересно, как приходят в консультанты. Неужели правду говорят, что тот, кто ничего не умеет делать, начинает советовать?».
Пиво замерло в кружках, приятели ошеломленно уставились на товарища. Эх, если бы не интеллигентская натура!.. Бизнес-консультант громко сглотнул, угрожающе придвинулся: «Консалтер, блин. Ты, чего это несешь? Кто ничего не умеет?». Психолог-консультант, как человек более сдержанной и уравновешенной профессии, буквально вклинился между приятелями: «Ребята, сейчас все выясним. Рассмотрим отвлеченные примеры и разберем ситуацию». Ребята согласно кивнули и синхронно икнули.

Слегка задержались мы на вступлении. Но ничего: все было по делу. Тем более, что некоторое представление об образе мыслей консультантов и их некоторых приемах вы теперь имеете. Переходим к сути дела. Но наших героев не бросаем. Прихватим с собой, в качестве, например экскурсоводов. Кстати, как нам долго вещал Психолог-консультант «зажимы» у них уже сняты, тормоза слегка ослаблены, языки развязаны. Можно ожидать большей искренности и доверия. Попробуем этим воспользоваться…


Продолжение следует, как говорится. Это – только вступление. Самое интересное – впереди. Следите за выпусками.
До встречи.
С уважением, Серый кардинал.

В избранное