Сегодня,
в эпоху глобализации бизнеса, компании осознают необходимость всестороннего и детального
изучения и последующего использования лучших достижений конкурентов в целях собственного
выживания.
2. Вознаграждение за качество
В последние
годы все большее распространение получают проходящие на национальном уровне кампании
по определению и вознаграждению фирм — лидеров качества. Условия участия в подобных
программах предполагают, помимо демонстрации компаниями-участниками конкурентных
преимуществ выпускаемых ими продуктов, обязательное применение концепции бенчмаркинга в практике управления компанией.
3. Необходимость повсеместной
адаптации и использования мировых достижений в области производственных и бизнес-технологий
Чтобы не остаться позади
своих конкурентов, всем компаниям, независимо от размера и сферы деятельности, необходимо
постоянно изучать и применять передовой опыт в области производственных и бизнес-технологий.
Бенчмаркинг в России
В России появляются фирмы,
использующие бенчмаркинг, но пока их можно пересчитать
по пальцам. Зато все хорошо знают, что менеджеры среднего и высшего звена вступая в неформальные отношения с партнерами или конкурентами часто
используют лучшие достижения друг друга у себя в компании. Как показывает
опыт, непосредственное общение с коллегами дает наиболее ценные для бизнеса идеи
и знания, что, как правило, приводит к внедрению новых форм управления, программных
продуктов, использованию новые технологии в производстве. Зачастую эта категория
людей «пробивает» и внедряет необходимые преобразования, если руководство готово
к этому. Заинтересованные менеджеры — это хороший потенциал для развития фирмы.
По признаку открытости
мировой бизнес можно условно разделить на две категории:
Первая — компании, исповедующие
принцип секретности в своей работе, тщательно оберегающие информацию о своей фирме.
Вторая категория — максимально
открытые фирмы, полагающие, что пока их догоняют, они успеют придумать что-нибудь
новенькое.
Компания GeneralMotors, например, открыла
свою базу данных поставщикам, чтобы они могли лучше планировать свое производство.
Обмен опытом — вещь, не новая для российских предприятий,
но теперь его принято называть на западный манер бенчмаркингом.
«Если у конкурента лучше положение на рынке, то возникает вопрос, как ему это удалось.
На него и отвечает бенчмаркинг,»
— говорит эксперт BKG Римма Чайникова.
Внедрение бенчмаркинга на заводе проходило тяжело — приходилось обучать
людей и просто объяснять, зачем все это нужно. Сейчас процесс уже налажен достаточно
четко. Сбором, обработкой и внедрением передового опыта занимаются все подразделения
компании.
На первом этапе каждый
отдел собирает информацию своего профиля. В качестве источников используют открытые
отчеты западных и российских компаний, отраслевую прессу, Интернет. Информацию собирают
во время поездок в российские и западные компании. Стараются не пропускать ни одной
профильной выставки — практически ежемесячно сотрудники завода выезжают для сбора
опыта.
Вся собранная информация
сводится и систематизируется в едином аналитическом отчете, который затем предоставляется
совету директоров. Дальше показатели завода сравнивают сосреднеотраслевыми, после чего становится ясно, по каким
из них ЗЭиМ отстает или опережает своих конкурентов. Затем
разрабатывается тактика улучшения показателей. Сейчас, например, на заводе работают
над повышением производительности труда, используя опыт Volvo,
— это предприятие менеджмент завода посещал в прошлом году.
Активно перенимая чужой
опыт, ЗЭиМ при этом делится и своим.
Ежегодно публикует подробные отчеты о своей деятельности, принимает у себя конкурентов.
Две недели назад, например, на завод приезжала делегация с завода аудиоаппаратуры
СЭЛТ из Екатеринбурга, чтобы изучить, как организовано производство на ЗЭиМе. «Держать секреты — это вчерашний день, — считает Вячеслав
Ефимов, помощник генерального директора по связям с общественностью. — Так ты только
стимулируешь свой застой. Если открыт — развиваешься».
Безусловно, все, что является
коммерческой тайной или стратегически важным ноу-хау, компании не раскрывают. Но
на каждом предприятии существует большой пласт информации, которую выгоднее открыть
конкуренту, чтобы взамен узнать что-то полезное для себя, нежели держать все в тайне.
«Пускай лучше оба предприятия пойдут вперед, чем оба будут топтаться на месте»,
— говорит эксперт BKG Александра Васильева.
В России международные
компании, как правило, тоже применяют отработанные на других странах стратегии.
Но бывает и наоборот — технологии, придуманные в российском офисе, распространяют
на другие регионы. Так, компания Xerox во всем мире использовала
принцип прямых продаж. Но если в Европе это работало прекрасно, то в странах с большой
территорией сложно охватить таким способом весь рынок. Российский офис Xerox в 1999 году первым из отделений компании запустил двухуровневую
систему дистрибуции. После этого, по словам директора по маркетингу Xerox Светланы Горевой, обороты офиса
выросли вдвое. Теперь в Москву перенимать новый опыт управления продажами приезжают
представители отделений Xerox из Индии, Латинской Америки,
Египта и других стран.
Идеальный вариант для
бенчмаркинга — получение данных из первых рук, но в России
с этим проблемы. Николай Геллер: «Компании не готовы делиться информацией и технологиями
даже с теми, кто работает в другой отрасли. Меня интересует, например, опыт компаний
ЮКОС и „Вимм-Билль-Данн“ в управлении персоналом и многих
других областях, и я готов к ним обратиться. Но маловероятно, что они согласятся».
Сергей Федотов, менеджер по маркетингу компании DuPont:
«С такими просьбами к нам еще никто с улицы не обращался. Решение об этом будет
приниматься не в российском офисе, и вероятность того, что мы поможем, небольшая».