Бенчмаркинг — это новое модное
слово в управленческих кругах. В России к этому понятию относятся пока еще
настороженно, опасаясь, что понятием бенчмаркинга
прикрывается промышленная разведка. Однако,бенчмаркинг не был изобретен вчера или сегодня.
На самом деле, бенчмаркинг не был изобретен вчера или сегодня, а был с
нами еще с тех пор как вон у той семьи из дома напротив дела пошли гораздо
лучше, чем у всех нас. Новизну в это понятие внесли дорогие бизнес-консультанты,
нанимаемые фирмами всех форм и размеров для того, чтобы они объяснили, как
сделать так, чтобы их доходы не отставали от доходов той же семьи напротив.
Бенчмаркинг в том виде, каким он
известен нам сегодня, был разработан в США в семидесятых годах, но его основные
концепции были известны значительно раньше. Исследования научных методов
организации труда проводил еще Фредерик Тейлор (FrederickTaylor) в конце девятнадцатого века. Они также могут
считаться основами концепции бенчмаркинга.
Сам термин «бенчмаркинг» произошел от английского слова benchmark («начало отсчета», «зарубка»). В наиболее общем
смысле benchmark — это нечто, обладающее определенным
количеством, качеством и способностью быть использованным как эталон при
сравнении с другими предметами. Бенчмаркинг представляет
собой систематическую деятельность, направленную на поиск, оценку и учебу на
лучших примерах ведения бизнеса.
Самые последние
изменения в философии менеджмента указывают на повышенное внимание к
конкуренции. Происходящие со временем изменения в философии менеджмента
отражают изменяющуюся конкурентную среду. В 50х годах, когда спрос был больше
предложения, в задачи менеджмента входило лишь установление конечных критериев
и отслеживание процесса их достижения. Однако уже в девяностых годах предложение
значительно превышало спрос и менеджмент начал задумываться о том, как
опередить показатели конкурента в производственных и маркетинговых «процессах».
Существует огромное
количество трактовок понятия бенчмаркинга. Одни
считают его продуктом эволюционого развития концепции
конкурентоспособности, другие — программой по улучшению качества, другие же
причисляют его к экзотическим продуктам японской бизнес-практики.
Однако существует общий знаменатель, к которому можно привести различные
определения бенчмаркинга. Записав его в простой и
ясной форме, мы пришли к следующему определению:
БЕНЧМАРКИНГ — это
процесс нахождения и изучения самых лучших из известных методов ведения
бизнеса.
Целью бенчмаркинга является нахождение бизнеса, у которого дела
идут лучше, чем у вас. Но этого недостаточно: после нахождения лучшего способа
управления и ведения дел, вы по-прежнему должны будете самостоятельно найти
ответ на вопрос «как сделать это лучше?».
Впервые этот метод
был разработан в 1972 году для оценки эффективности бизнеса Институтом стратегического
планирования в Кембридже (США). Впервые целенаправленно использовать бенчмаркинг начала компания RankXerox в момент тяжелейшего кризиса в 1979 году для анализа
затрат и качества собственных продуктов по сравнению с японскими.
В настоящее время бенчмаркинг считается самым
эффективным направлением консалтинга.
Практическое применение бенчмаркинга
Применение бенчмаркинга заключается в четырех последовательных
действиях:
1. Понимание деталей собственных
бизнес-процессов.
2. Анализ бизнес-процессов других компаний.
3. Сравнение результатов своих процессов с
результатами анализируемых компаний.
4. Внедрение
необходимых изменений для сокращения отрыва.
Отсюда выделяют виды бенчмаркинга. Приведем здесь лишь некоторые:
— внутренний
— сравнение работы подразделений компании;
— конкурентный
— сравнение своего предприятия с конкурентами по различным параметрам;
— общий —
сравнение компании с непрямыми конкурентами по выбранным параметрам;
— функциональный
— сравнение по функциям (продажи, закупки и т. д.).
Бенчмаркинг не может быть
одноразовым анализом. Для получения должной эффективности от применения этого
процесса необходимо сделать его интегральной частью процесса инноваций и
усовершенствований в вашем бизнесе.