В последние годы
такие организации как правительственные агентства, больницы и университеты
также начали открывать для себя преимущества бенчмаркинга
и применяют его основные постулаты для улучшения своих процессов и систем.
В Европе применение и
популярность бенчмаркингапо
прежнему весьма умеренна. Значительные различия в понимании
бизнес-процессов в разных странах значительно замедляют его внедрение в
бизнес-процессы различных секторов экономики.
Бенчмаркинг представляет собой
искусство выявлять то, что другие фирмы делают лучше, а также изучение их
методов работы. Может показаться, что речь идет о банальном шпионаже, однако
все, о чем будет говориться, соответствует этике ведения бизнеса. В основу бенчмаркинга положена идея сравнения деятельности не только
предприятий-конкурентов, но и передовых фирм других отраслей. Практика
показывает, что грамотное использование опыта конкурентов и успешных компаний
позволяет сократить затраты, повысить прибыль и оптимизировать выбор стратегии деятельности
вашей организации.
Фактически бенчмаркинг — это альтернативный метод стратегического
планирования, в котором задания определяются не от достигнутого, а на основе
анализа показателей конкурентов. Технология бенчмаркинга
стягивает в единую систему разработку стратегии, отраслевой анализ и анализ
конкурентов. Для понимания методов бенчмаркинга
необходимо определить его связь со стратегическим планированием
Чтобы отбирать
направления деятельности, размещать ресурсы и искать связи между направлениями
своей деятельности, компания должна понимать стратегические особенности своей
отрасли. Поэтому отраслевой анализ — первая ступень в разработке стратегии.
Он включает в себя изучение степени и характера конкуренции, моделей поведения
клиентов и их покупательной способности, моделей поведения поставщиков, барьеры
входа в отрасль, угрозы замены продуктов и услуг, а также другие особенности.
Отраслевой анализ дает материал для расчета потенциала прибыли в среднем по
отрасли и помогает выявить причины превосходства некоторых компаний по
сравнению с другими.
Начиная отраслевой
анализ, необходимо ответить на вопросы о том, насколько прибыльной является
отрасль сейчас и каковы ее перспективы в ближайшем будущем, каковы ключевые
факторы успеха. Рынок сегментируется по наиболее прибыльным секторам, потом
выделяются факторы успеха (это может быть система продаж, низкая цена и др.). Затем определяется, каким образом ключевые из них отличаются друг
от друга по влиянию на прибыльность.
Следующий этап — это анализ
конкуренции. В первую очередь должно быть проанализировано, какое внимание
конкурент уделяет вашим направлениям бизнеса, то есть какой объем ресурсов он затратит на развитие данных направлений. Здесь
необходимо понять общую финансовую силу конкурента и соотношения его
приоритетов в области вашей с ним конкуренции.
Например, снижение
цены, имеющее целью увеличить долю присутствия на рынке, будет эффективным
оружием в борьбе с финансово слабым конкурентом, но та же самая стратегия
потерпит фиаско, если конкурент финансово стабилен и вы придерживаетесь схожих
приоритетных направлений. Ваш конкурент также снизит цены, чтобы ваша компания
не увеличила свою долю на рынке, и в конце концов вы
оба проиграете.
Важно понять, как
конкурент распределяет свои ресурсы. Иными словами, с чем он приходит на рынок
(продукты, цены, система продаж и доставки, маркетинговые усилия, система
обслуживания клиентов), а также уровень его затрат. Не забудьте отметить еще
один немаловажный фактор — усилия конкурента в области исследований и
разработок, которые способны изменить себестоимость его продукции и затраты на
маркетинг через определенный промежуток времени.
После того как вы
разобрались с наиболее прибыльными сегментами рынка и оценили свои конкурентные
преимущества, необходимо выбрать объект для «подражания». Для достижения
наиболее эффективного результата в бенчмаркинге
специалисты рекомендуют не только найти такие предприятия и накапливать
информацию об их деятельности, прогрессивных управленческих решениях, но и
установить контакты с ними. После того как информация собрана и
классифицирована, оценивается степень достижения цели и факторы, определяющие
результат. Ну а потом разрабатывается план. Цель его очевидна: добиться, чтобы
изменяемые процессы достигли наивысшей эффективности.
Определившись с
отраслевым анализом и анализом конкурентов, приступайте к разработке стратегии.
Фактически вы должны ответить на вопрос, как ваша компания может обойти
конкурентов, используя ключевые факторы успеха в разрезе различных функциональных
направлений: расширения производства, внедрения новых продуктов и услуг,
изменения ценообразования, продаж и доставки, маркетинга, персонала, технологий
и т. д.
По данным
консалтинговой компании Bain & Co, последние два года бенчмаркинг
входит в тройку самых распространенных методов управления бизнесом в крупных
международных корпорациях, поскольку бенчмаркинг
помогает относительно быстро и с меньшими затратами совершенствовать
бизнес-процессы. Он позволяет понять, как работают передовые компании, и добиться
таких же, а возможно, даже более высоких, результатов.