Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Вопросы экономики и управления на предприятиях


Информационный Канал Subscribe.Ru


Еженедельный электронный журнал
Вопросы экономики и управления на предприятиях
№4 (4),
3 февраля 2003 г.
 

      Уважаемые подписчики! НОП "EUP.RU - Экономика и управление на предприятиях" представляет Вам очередной выпуск рассылки "Вопросы экономики и управления на предприятиях". Надеемся, что данная рассылка поможет Вам в повседневной учебе или работе. Все пожелания Вы можете направлять на адрес авторов рассылки или в форум.
      Так же мы надеемся, что сайт НОП "EUP.RU - Экономика и управление на предприятиях" помогает Вам найти ответы на самые сложные экономические и управленческие вопросы!
      Удачного дня!

Содержание

  • Новости и обзоры

    Михаил Оверченко. Уронить доллар.
       Американские производители требуют от новой экономической команды президента Буша надавить на власти стран Юго-Восточной Азии, которые, на взгляд лоббистов, грешат валютным протекционизмом. Азиатским «тиграм» вменяется в вину то, что они препятствуют укреплению своих валют по отношению к доллару, усиливая позиции своих экспортеров в ущерб американским компаниям.

Екатерина Выхухолева. Концепция изменилась.
  Российская налоговая реформа в ближайшее время продолжена не будет. В среду министр финансов Алексей Кудрин обнародовал основные направления концепции изменения налогов, которые экономические ведомства должны показать президенту и правительству до 1 февраля. Ставки налога на добавленную стоимость и единого социального налога по этой концепции могут быть снижены только в 2005 году. Такого же мнения придерживается и Минэкономразвития. Взамен министерства предлагают реформу имущественных, ресурсных налогов и совершенствование акцизной системы

  • Статьи

    Стратегический менеджмент

    Дмитрий Сироткин. Без выбора нет стратегии.
       Все большее число российских компаний приходит к заключению, что для обеспечения дальнейшего успешного развития им необходимо разработать стратегию. А для крупных компаний отсутствие детально прописанной стратегии развития уже начитает восприниматься как дурной тон.
  • Мониторинг законодательства

    Андрей Гольцблат. Экспертиза законодательства: земельная реформа.
       Вступление в силу закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (28 января 2003 г.) принесет не только определенность в вопросах купли-продажи сельхозземель, но и закроет недостающее звено в нормативной правовой базе регулирования земельных отношений в России. Закон вкупе с Гражданским и Земельным кодексами, Конституцией и законом "О приватизации государственного и муниципального имущества" не позволит земельной реформе пробуксовывать.

    Андрей Дуюнов. Экспертиза законодательства: налог на прибыль.
       МНС не оставляет попыток регулировать налоговое законодательство ведомственными письмами.

    Важнейшие нормативные документы:

       Информационное письмо ЦБР от 27 декабря 2002 г. N 21 "Обобщение практики применения нормативных актов Банка России по вопросам валютного регулирования и валютного контроля 

      Постановление Правительства РФ от 23 января 2003 г. N 44 "О порядке управления находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ и использования специального права Российской Федерации на участие в управлении открытыми акционерными обществами ("золотой акции")"

      Постановление Госстроя РФ от 27 января 2003 г. N 14 "О внесении изменений и дополнений в постановление Госстроя России от 08.04.2002 N 16 "О мерах по завершению перехода на новую сметно-нормативную базу ценообразования в строительстве"

  • Все новинки сайта

Новости

 
Новости и аналитика

Михаил Оверченко
УРОНИТЬ ДОЛЛАР.
Уговаривают правительство американские промышленники.

Источник: Ведомости
Разделы: Мировая экономика
      Американские производители требуют от новой экономической команды президента Буша надавить на власти стран Юго-Восточной Азии, которые, на взгляд лоббистов, грешат валютным протекционизмом. Азиатским «тиграм» вменяется в вину то, что они препятствуют укреплению своих валют по отношению к доллару, усиливая позиции своих экспортеров в ущерб американским компаниям.
      Национальная ассоциация промышленников США (NAM) потребовала от нового министра финансов Джона Сноу ослабить переоцененный, по ее мнению, доллар еще в декабре - сразу после того, как президент Буш назвал Сноу преемником ушедшего в отставку Пола О'Нила. С тех пор курс доллара к евро упал на 7% , а за прошедший год - более чем на 20%. Такая динамика американских экспортеров вполне устраивает.
     
      Зато к иене курс доллара снизился за прошедший год всего на 10%. "Первоочередная задача США - высказать свою озабоченность и недовольство тем фактом, что некоторые страны не позволяют своим валютам скорректироваться", - заявил на днях вице-президент ассоциации Фрэнк Варгоу. NAM утверждает, что власти Японии, Китая, Южной Кореи и Тайваня, чьи экономики ориентированы на экспорт, с помощью валютных или "словесных" интервенций препятствуют укреплению своих валют. По оценке ассоциации, за последние два года Банк Японии потратил на интервенции $75 млрд. Китай, у которого положительное сальдо в торговле с США составило в 2002 г. около $100 млрд, жестко контролирует национальную валюту, удерживая ее курс в коридоре 8,276 - 8,28 юаня за доллар.
     
      Агитируя за нажим на азиатских торговых партнеров, промышленное лобби надеется поймать Сноу на слове, пусть и сказанном около пяти лет назад. Будучи гендиректором железнодорожной корпорации CSX, в мае 1998 г. Сноу жаловался в интервью CNBC на то, что его компания «очень, очень сильно ощутила на себе последствия. .. укрепления доллара и ослабления азиатских валют». Незадолго до этого в документах, поданных в Комиссию по ценным бумагам и биржам, CSX указывала, что доходы ее подразделения по экспортным поставкам угля упали в 1997 г. из-за укрепления курса доллара к иене на 14%.
     
      Наблюдатели сомневаются в том, что Сноу будет открыто играть на ослабление доллара. Высказывания в таком духе из уст министра финансов США подтолкнут иностранцев к продаже американских активов, полагает Майкл Розенберг, руководитель отдела анализа валютных рынков в Deutsche Bank. США между тем необходимо привлекать $1,4 млрд иностранных инвестиций в день, чтобы финансировать дефицит счета текущих операций, который достиг 5% ВВП (примерно $500 млрд в годовом исчислении).
     
      Во вторник сенат будет рассматривать вопрос об утверждении Сноу на посту министра финансов, и в своей речи он не сможет не затронуть тему курсовой политики. Представители NAM встречались с помощниками сенаторов, чтобы "помочь" им сформулировать вопросы к Сноу. Но, даже объединив усилия с сенаторами, промышленники вряд ли добьются от Сноу слов, которые приведут к дальнейшему падению доллара. Пресс-секретарь Белого дома Ари Флейшер уже несколько раз заявлял о неизменности политики сильного доллара, которую американские власти проводят с 1995 г. , когда ее впервые сформулировал тогдашний министр финансов Роберт Рубин. "Отказ от политики [сильного] доллара может спровоцировать нестабильность на рынках, поэтому они [власти] сохранят ее", - приводит Bloomberg слова Роберта Синча, руководителя отдела анализа валютных рынков. (Использованы материалы WSJ. )
     

Михаил Оверченко. Уронить доллар. // Ведомости. - 2003. - №11.

 

Статьи

Екатерина Выхухолева
КОНЦЕПЦИЯ ИЗМЕНИЛАСЬ.
Снижения налогового бремени в 2003 году не будет.

Источник: Известия.Ru
Разделы: Налоги и налогообложение , Экономика России
      
      Российская налоговая реформа в ближайшее время продолжена не будет. В среду министр финансов Алексей Кудрин обнародовал основные направления концепции изменения налогов, которые экономические ведомства должны показать президенту и правительству до 1 февраля. Ставки налога на добавленную стоимость и единого социального налога по этой концепции могут быть снижены только в 2005 году. Такого же мнения придерживается и Минэкономразвития. Взамен министерства предлагают реформу имущественных, ресурсных налогов и совершенствование акцизной системы. Члены Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), перед которыми выступали министры, пришли в недоумение.
     
      "Непонятно, что мы здесь обсуждаем, - возмутился гендиректор Объединенных машиностроительных заводов Каха Бендукизде в ответ на попытки Минфина и Минэкономразвития склонить его к своей концепции снижения налогов. - Получается, что 2003 год мы проехали, в 2004-м ничего делать не будем, а в 2005-м сделаем, если будете себя хорошо вести. Либо мы верим, что снижение налогового бремени - это благо, и тогда оно нужно сейчас, либо мы считаем, что это вред, и в таком случае зачем приступать к нему в 2005 году".
     
      Суть предложений Минэкономразвития и Минфина такова: вернуться к рассмотрению снижения ставок НДС и ЕСН в 2005 году. Причем если их и снижать, то ненамного: ЕСН - до 30%, а НДС с 2006 года - до 17%. Сейчас эти налоги составляют 35,6% и 20% соответственно. НДС автоматически добавляется почти при любой покупке. ЕСН же для среднестатистического потребителя - налог незаметный. Он автоматически отчисляется работодателем от фонда зарплаты. Или не отчисляется - и тогда работник получает "черную" зарплату, в конверте.
     
      В ведущих экономических ведомствах признают, что основная налоговая нагрузка приходится на потребление (НДС) и труд (ЕСН), а на капитал нагрузка не столь высока. Но ничего с действующей системой поделать не могут: в случае если ставка ЕСН снизится, а зарплата так и останется в тени, может пострадать доходная часть бюджета. И в этом случае государство не сможет, к примеру, повысить зарплату бюджетникам или отчислить средства на ликвидацию природных катаклизмов.
     
      В РСПП, однако, уверены, что прямая зависимость поступлений в бюджет от снижения ставок налогов, которую обещает Минфин, на деле вряд ли возможна. В РСПП считают, что ставка ЕСН может быть снижена в ближайшее время и как минимум до 25%. "Сейчас реальная ставка ЕСН, если соотнести располагаемые доходы населения и отчисления по этому налогу, составляет не более 8-8,5%", - считает Каха Бендукидзе.
     
      Министры, несмотря на гнев предпринимателей, остались непреклонны - все налоговые преобразования начнутся не раньше чем через год. Единственное, что пообещал Алексей Кудрин в этом году, - подумать о снижении нижнего порога регрессивной шкалы ЕСН. Эта шкала предоставляет право снижать ставку соцналога тем работодателям, чьи сотрудники получают "белую" зарплату больше 100 тысяч рублей в год каждый. Минфин и Минэкономразвития предлагают снизить этот порог до 70 тысяч и только потом приступать к снижению самой ставки.
     
      Вместо ЕСН и НДС экономические министерства предлагают в 2003 году заняться другими налогами - например, реформой имущественных налогов (налог на имущество физлиц, налог на имущество юрлиц и земельный налог) - так, чтобы уже с 2004 года они слились в единый налог на недвижимость. И усовершенствовать систему акцизов - к примеру, повысить ставки акциза на табак или алкоголь. Кроме того, Минфин предложил и дальше реформировать налоги на природные ресурсы. Предыдущий опыт в 2001 году, когда был введен налог на добычу полезных ископаемых, повысил ресурсные платежи с 7,8% до 14%.
     
      "Январские дни должны быть спокойнее", - вздохнул министр финансов и пообещал к вечеру 31 января соединить вместе все предложения по налоговой реформе, чтобы уже 1 февраля они легли на стол президенту и членам кабинета министров.
     

Екатерина Выхухолева. Концепция изменилась. // Известия.ru. - 29.01.03.

Мониторинг законодательства

 
Статьи

Андрей Гольцблат, управляющий партнер юридической компании Пепеляев, Гольцблат и партнеры
ЭКСПЕРТИЗА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕФОРМА.

Источник: Газета "Финансовые Известия"
Разделы: Экономика России , Экономика землепользования , Экономика недвижимости
      Вступление в силу закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (28 января 2003 г.) принесет не только определенность в вопросах купли-продажи сельхозземель, но и закроет недостающее звено в нормативной правовой базе регулирования земельных отношений в России. Закон вкупе с Гражданским и Земельным кодексами, Конституцией и законом "О приватизации государственного и муниципального имущества" не позволит земельной реформе пробуксовывать.
     
      Попытки включить землю в коммерческий оборот предпринимались сразу после провозглашения независимости РСФСР. Однако выглядело это бессистемно. Реформа началась после принятия в 1993 г. Конституции РФ и указа президента РФ от 24 декабря 1993 г."О приведении земельного законодательства РФ в соответствие с Конституцией РФ". В то время земля служила лишь средством для реализации инвестиционных проектов и не являлась самостоятельным объектом коммерческих отношений. При реализации инвестиционных проектов земля чаще сдавалась в аренду и случаи прямой купли-продажи были довольно редки. Главное достоинство этих документов в том, что они определили политическое направление развития земельной реформы в России.
     
      Появление нового Земельного кодекса в конце 2001 г. позволило интенсифицировать процесс приватизации земли. Все больше предприятий стало выкупать землю под находящимися в их собственности зданиями. Покупка-продажа государственных земель под промышленными объектами перестала быть исключением. И этот процесс в прошлом году шел по нарастающей. Предпринимателю необходимо понимать, что время работает против него, потому что с каждым годом цена увеличивается и вряд ли эта тенденция изменится. Это происходит оттого, что цена купли-продажи государственной земли (согласно Земельному кодексу) привязана к ставке земельного налога: чем выше налог, тем выше выкупная цена. В 2002 г. законодатель в интересах бюджета увеличил ставку земельного налога в два раза, в 2003 г. - в 1,8 раза. Те, кто не успел купить землю в 2002 году, должны будут заплатить за нее в 2003 году уже в 1,8 раза больше. Это только федеральный коэффициент. Кроме этого, правом увеличения базовой цены земли обладают региональные власти и правительство РФ. В Новосибирской области, например, региональный коэффициент составляет 3, а в Московской области - 10. Правительство РФ может своим постановлением устанавливать поправочный коэффициент от 0,7 до 1,3. На сегодняшний день он не установлен и не применяется. Но у правительства нет никаких препятствий, чтобы завтра повысить эту составляющую, и тогда цена земли может увеличиться до 30%.
     
      С сельхозземлями тоже все не так однозначно. Помимо постоянного удорожания желающие приобрести сельхозземли могут столкнуться с некоторыми сложностями с установлением собственника земли. Как правило, все сельхозземли находятся либо находились в собственности совхозов. Приватизация совхозов сопровождалась приватизацией земель, используемых этим совхозом для производства сельхозпродукции. При приватизации собственниками земли становились в первую очередь работники совхоза. Каждый получал долю в земельном участке, которая не была индивидуально определена. Теперь покупатель столкнется с тем, что у земельной доли нет конкретного продавца. Однако включить эту землю в оборот все же можно. Например, если все дольщики продают свои доли одному из них. Последний в судебном порядке выделяет свою долю в натуре, регистрирует право собственности на конкретный участок и продает его как собственник. После чего заинтересованное лицо переводит эту землю из земель сельхозназначения в земли промышленности, и она становится объектом коммерческого оборота. В другом случае дольщики меняют свои доли на акции создаваемого акционерного общества, в результате собственником земли становится само общество, а дольщики становятся акционерами. Общество же, как собственник земли, вправе распоряжаться этой землей в полной мере.
     
      Нетрудно обойти и запрет на покупку земель сельхозназначения предприятиями с иностранными инвестициями. Иностранных инвесторов, как правило, интересуют земли промышленности. Если инвестору для размещения производства подходит какой-то участок сельхозземель, то такая земля переводится в земли промышленности и может быть свободно продана, в том числе и предприятию с иностранными инвестициями. Земельный кодекс, конечно, ограничивает перевод земель сельхозназначения в земли промышленности, но при этом использует довольно расплывчатую формулировку: "
      Для строительства промышленных объектов и иных несельскохозяйственных нужд предоставляются земли, непригодные для ведения сельскохозяйственного производства, или сельскохозяйственные угодья из земель сельскохозяйственного назначения худшего качества по кадастровой стоимости". Остается доказать лишь то, что по кадастровой стоимости искомая земля худшего качества.
     
      Однако несмотря на недостатки, присутствующие в законах, положительно то, что нормативно-правовая база появилась. Теперь лишь практика поможет отточить и поправить земельное законодательство.
     

Андрей Гольцблат. Экспертиза законодательства: земельная реформа. // Газета "Финансовые Известия". - 29.01.2003

 

Статьи

Андрей Дуюнов, юрист компании Пепеляев, Гольцблат и партнеры
ЭКСПЕРТИЗА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ.

Источник: Газета "Финансовые Известия"
Разделы: Экономика России , Налоги и налогообложение
      МНС не оставляет попыток регулировать налоговое законодательство ведомственными письмами. Письмом от 30 декабря 2002 г. № ВГ-6-02/2025 МНС России разъяснило порядок исчисления и уплаты налога на прибыль налогоплательщиками, имеющими в своем составе обособленные подразделения. А 17 января 2003 г. действие письма было приостановлено "до особых указаний". Налогоплательщикам этих указаний ждать не следует: им нужно руководствоваться лишь Налоговым кодексом.
     
      В письме от 30 декабря 2002 г. МНС России сообщает, что налогоплательщики, имеющие обособленные подразделения, могут исчислять налог на прибыль, подлежащий уплате в бюджеты субъекта РФ и муниципальных образований в совокупности, исходя из размера налоговых обязательств непосредственно организации без обособленных подразделений и обособленных подразделений, расположенных на территории того же субъекта или муниципального образования. Решение об уплате налога на прибыль организация должна принять и уведомить соответствующий налоговый орган (управление по соответствующему субъекту или налоговый орган по месту учета) до начала налогового периода. По расчетам за 2003 г. такое решение должно быть принято и доведено до налоговых органов до 15 января 2003 г.
     
      Подразумевается, что в случае несоблюдения предусмотренного в письме порядка налогоплательщик не вправе его использовать. Однако такой вывод не соответствует действующему законодательству, так как он изменяет содержание положений Налогового кодекса.
     
      Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль организациями, имеющими обособленные подразделения, определен в ст. 288 НК РФ. В соответствии с п. 2 данной статьи налогоплательщик уплачивает суммы авансовых платежей и суммы налога, подлежащие зачислению в доходную часть бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений. Такая формулировка не вполне ясно дает представление о том, как должна производиться уплата соответствующих сумм налога в региональные и местные бюджеты. Уплата может производиться по месту постановки на налоговый учет, следовательно, налог должен уплачиваться через налоговый орган по месту учета каждого обособленного подразделения. Либо местом нахождения является фактическое место расположения обособленных подразделений, т.е. территория соответствующих административно-территориальных образований. Значит, обязательным является только факт уплаты налога на соответствующей территории.
     
      Второе толкование подтверждается п. 2 ст. 11 НК РФ, где определено, что местом нахождения обособленного подразделения считается место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение, т.е. определенная территория. Кроме того, законодатель четко разделяет случаи, когда определенные обязанности должны исполняться налогоплательщиком по месту нахождения обособленных подразделений, т.е. на определенной территории, а когда они должны исполняться по месту нахождения каждого обособленного подразделения именно через налоговые органы по месту учета.
     
      Так, например, п. 1 ст. 289 НК РФ устанавливает, что налогоплательщики "обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по … месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации".
     
      Таким образом, НК РФ предоставляет налогоплательщику право уплачивать налог на прибыль по обособленным подразделениям в региональный и местный бюджеты по месту нахождения таких подразделений, т.е. уплачивать всю сумму налоговых обязательств по налогу на данной территории централизованно, через одно из подразделений. В связи с тем, что гл. 25 НК РФ не определяет особый порядок принятия решения о централизованной уплате налога на прибыль, то такое право может быть реализовано налогоплательщиком путем принятия соответствующего решения и закрепления централизованного порядка уплаты налога на прибыль в учетной политике.
     
      Письма МНС РФ носят ненормативный характер и необязательны к исполнению, поэтому налогоплательщики вправе не исполнять установленный в письме порядок и могут принимать решение о переходе на уплату налога на прибыль в соответствующий бюджет, сообщать об этом в налоговые органы и по истечении срока, определенного в письме.
     
      Более того, налоговые органы можно вообще не уведомлять о принятом решении, фактически уплачивая налог на прибыль по месту нахождения одного из обособленных подразделений, так как такой обязанности не установлено.
     
      Видимо, понимая это, налоговики письмом от 17 января 2002 г. № ВГ-6-02/57 приостановили действие своего же письма "до особых указаний". Однако изменение позиции МНС РФ никак не должно отразиться на налогоплательщиках: право на централизованную уплату налога на прибыль в региональные и местные бюджеты имеется в силу прямого действия норм налогового законодательства и не зависит от позиции налоговых органов.
     
     

Андрей Дуюнов. Экспертиза законодательства: налог на прибыль. // Газета "Финансовые Известия". - 30.01.2003


Важнейшие нормативные документы:


Информационное письмо ЦБР от 27 декабря 2002 г. N 21 "Обобщение практики применения нормативных актов Банка России по вопросам валютного регулирования и валютного контроля"
Разъясняются некоторые вопросы, связанные с продажей резидентами иностранной валюты, осуществляемой с транзитных валютных счетов и специальных транзитных валютных счетов, а также с существующим порядком расчетов между резидентами и нерезидентами по договорам о выполнении работ, оказании услуг или передаче результатов интеллектуальной деятельности.
Закреплено положение о том, что без представления резидентом в уполномоченный банк поручения на обязательную продажу (обратную продажу) иностранной валюты, она может быть приобретена непосредственно уполномоченным банком, обслуживающим клиента, либо реализована на внебиржевом межбанковском валютном рынке, Центральному банку РФ, на межбанковских валютных биржах.
Также разъяснено, что резидент вправе без разрешения Банка России зачислить на свой счет в уполномоченном банке иностранную валюту, являющуюся предварительной оплатой по внешнеторговому контракту, заключенному с нерезидентом, независимо от срока действия этого контракта.

Постановление Госстроя РФ от 27 января 2003 г. N 14 "О внесении изменений и дополнений в постановление Госстроя России от 08.04.2002 N 16 "О мерах по завершению перехода на новую сметно-нормативную базу ценообразования в строительстве"
Нормативные документы Госстроя СССР, составленные в уровне цен, предусмотренном сметно-нормативными базами 1991 г. и 1984 г., признаются утратившими силу с 1 сентября 2003 г., а не с 1 января 2003 г., как это было ранее предусмотрено.
До 1 сентября 2003 г. разрешается представлять на рассмотрение Главгосэкспертизы при Госстрое РФ проектно-сметную документацию по вновь начинаемым строительством объектам, составленную на основе сметно-нормативной базы 1991 г. (1984 г.).
С 1 сентября 2003 г. указанная проектно-сметная документация, составленная на основе сметно-нормативной базы 1991 г. (1984 г.), Главгосэкспертизой приниматься не будет.

Постановление Правительства РФ от 23 января 2003 г. N 44 "О порядке управления находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ и использования специального права Российской Федерации на участие в управлении открытыми акционерными обществами ("золотой акции")"
На момент размещения на сайте текст документа официально опубликован не был

Права акционера от имени Российской Федерации осуществляют Минимущество РФ и Российский фонд федерального имущества. Волеизъявление акционера - Российской Федерации оформляется решением министерства (фонда). По вопросам повестки дня общего собрания акционеров позиция Российской Федерации отражается в письменных директивах, выдаваемых министерством (фондом) представителю для голосования на общем собрании акционеров.
Установлен порядок назначения и деятельности представителей Российской Федерации в совете директоров и ревизионной комиссии акционерного общества, в отношении которого принято решение об использовании специального права Российской Федерации на участие в управлении им ("золотой акции").

 | к содержанию |

Статьи

 
Статьи

Дмитрий Сироткин, Исследовательско-консультационная фирма "АЛЬТ"
БЕЗ ВЫБОРА НЕТ СТРАТЕГИИ.

Источник: Исследовательско-консультационная фирма АЛЬТ
Разделы: Стратегический менеджмент
      Все большее число российских компаний приходит к заключению, что для обеспечения дальнейшего успешного развития им необходимо разработать стратегию. А для крупных компаний отсутствие детально прописанной стратегии развития уже начитает восприниматься как дурной тон. В то же время практические результаты того, что компания наконец-то имеет стратегию, часто выражаются в появлении службы стратегического развития, документа "Стратегия развития … до 20.. года", пылящегося в шкафу директора, и подтвердившегося убеждения последнего в том, что жизнь сложнее любой стратегии.
     
      Вы ждете, что сейчас я обращусь к директорам-ретроградам с вдохновенной проповедью, в которой пожурю их за стратегию в шкафу и разъясню ключевое значение стратегии в деле развития и процветания компании? Не дождетесь. Наш консультационный опыт ознакомления с рядом таких стратегий в шкафу показал, что, как правило, для компаний было даже и лучше, что эти стратегии не были реализованы. Что, впрочем, не снимает с директоров ответственности за то, что такие стратегии для шкафа были ими приняты и утверждены.
     
      Что можно противопоставить стратегии как сведению воедино разнообразных целей, планов, прогнозов, проектов компании (часто - "хотелок"), обычно отданному топ-менеджерами на откуп специалистам? На наш взгляд акцент должен быть смещен на разработку стратегии как последовательности стратегических решений (выборов), в основу которых положено понимание уникальных позиции и рыночных перспектив своей компании. Что невозможно без деятельного участия команды топ-менеджеров в разработке и реализации стратегии.Никак не претендуя на описание "технологии производства стратегии", хотелось бы обозначить ряд моментов, проработка которых обеспечивает больший, нежели описанный вначале, успех в разработке и реализации стратегии компании. А руководителем они могут рассматриваться как своеобразный тест, помогающий критично оценить стратегию своей компании.
     
     
      Стратегия как альтернатива развития
      На практике мы обычно сталкиваемся с тем, что задача определения альтернатив развития компании вообще не ставится, а стратегия является просто долгосрочным планом компании. В лучшем случае имеет место подмена выработки альтернатив как качественно различных сценариев развития компании описанием пессимистического, оптимистического и реалистического вариантов развития. Такие варианты нужны, но не как результат, а как аналитическая база для дальнейшей выработки альтернатив. Если же у Вас не возникает сомнения, какой из разработанных аналитиками вариантов развития выбрать, значит, фактически Вы и не совершаете выбор. А это значит, что, во-первых, "выброшенными" оказались реальные альтернативы развития компании, среди которых, возможно, - и та единственная, нужная компании альтернатива. А во-вторых, Вы внутренне не принимаете на себя ответственность за "выбранную" альтернативу и ее реализацию; и вероятность того, что стратегия будет пылиться в шкафу, при этом сильно возрастает.
     
      Стратегия как переосмысление своего бизнеса
      Прорабатываемые стратегические альтернативы обычно не выходят за рамки сложившейся конфигурации бизнеса, рассматривая лишь рост по тем или иным параметрам (расширение номенклатурного ряда, экспансия в новые регионы и т.д.). Радикальным результатом переосмысления своего бизнеса является уход из него и переход в новый бизнес. Обычно такая альтернатива появляется, когда перспективы дальнейшего развития бизнеса оказываются неочевидными или не соответствуют требованиям собственников компании к уровню его прибыльности. Например, на стратегические планы ряда ведущих российских промышленников серьезное влияние оказал пример немецкой компании "Mannesmann", продавшей в 90-е годы свой металлургический бизнес и перешедшей в бизнес телекоммуникационный.
      На примере американской компании "Kimberly-Clark"*, продавшей все свои целлюлозно-бумажные комбинаты и сконцентрировавшейся на бизнесе потребительских товаров на основе бумаги, можно отметить важные различия в логике выбора казалось бы одной и той же стратегии. Основной логикой стратегии "Mannesmann" было повышение капитализации компании за счет перехода из "старой" и депрессивной отрасли в "молодую" и активно растущую отрасль. Никаких других причин и предпосылок для выбора телекоммуникаций, насколько нам известно, не было. Это пример успешной инвестиционной стратегии, получившей логическое завершение в удачной продаже уже телекоммуникационной компании "Mannesmann" английской компании "Vodafone" на пике телекоммуникационного бума. О том, что такое решение нельзя рассматривать как безальтернативное, свидетельствует пример металлургической компании "Nucor"*, совокупная доходность по акциям которой в 1975-1990 г.г. была в 5,16 раз выше, чем в среднем по американскому фондовому рынку. При этом "Nucor" ни куда не уходила из "старой" и депрессивной металлургической отрасли.
      Для "Kimberly-Clark" же логика была совсем другой. Они признали для себя тот неприятный факт, что у них нет реальных перспектив стать лидерами на рынке бумаги. Но у них были амбиции и они поняли, за счет чего именно они могут стать лидерами на рынке товаров на основе бумаги, дерзнув потеснить на нем такого "монстра" как "Procter&Gamble". Начав с небольшого плацдарма и нвестировав деньги от продажи комбинатов в развитие таких брэндов, как Huggies и Kleenex, через 25 лет они опередили "Procter&Gamble" в шести из восьми товарных категорий. Это пример успешной бизнес-стратегии. По-видимому, в приведенных примерах действительно переосмыслила свой бизнес и достигла соответствующих стратегических результатов компания "Kimberly-Clark", а не компания "Mannesmann".
     
      Стратегия как отказ
      Серьезные трудности часто возникают не только с определением и выбором реальных альтернатив развития, но и с вытекающим из этого выбора последовательным отказом от задач, проектов, бизнесов, не соответствующих данной альтернативе. Развивать все и сразу - это пока еще типичный образ "идеальной" стратегии развития российских компаний, как "старых", так и "новых". Обратных примеров пока не так много. Например, "Вимм-Билль-Данн" осознанно отказался от собственного пивного бизнеса, сконцентрировавшись на бизнесах молочных продуктов и соков. Существенным аргументом при принятии данного решения стало то, что аналогичные по профилю западные компании не занимаются пивом, а, в частности, компания Danone в свое время приняла решение о продаже своего пивного бизнеса.
     
      Стратегия как системная интеграция
      Выработка жизнеспособных и конкурирующих между собой альтернатив - сложная и творческая задача системной интеграции большого объема разнородной информации и задач (целей собственников, рыночных прогнозов, инвестиционных потребностей и т.д.).
      Одна из наиболее сложных задач - определение и интеграция в стратегию целей собственников. Регулярно приходится сталкиваться с одной из двух крайностей. Часто цели и интересы собственников компании вообще не находят отражения в стратегии или лишь формально декларируются. В таких случаях вроде бы "правильная" стратегия иногда вызывает неожиданно негативную реакцию со стороны собственников. Может быть потому, что согласно "правильной" стратегии, им в течение 10 лет надо активно вкладывать в компанию, ничего при этом не получая? Разработчики стратегии оказываются в тупике, т.к. либо не имеют прямого доступа к собственникам и не знают их целей и приоритетов, либо не понимают каким образом следует учесть (интегрировать) заявленные цели собственников в стратегии.
      Другая крайность - некритическое воплощение в стратегии целей и указаний собственников, вступающих в противоречие с рыночными прогнозами или целями долгосрочного развития компании.
     
      Стратегия как согласование интересов сторон
      "Политический" аспект стратегии специально прорабатывается пока что в основном в крупных компаниях, от стратегических решений которых зависит уровень занятости и уровень доходов бюджета целых регионов.
      Интересный пример нетипичного результата, достигнутого в процессе согласования интересов сторон, привел на одной из конференций по управлению фирмы "АЛЬТ" Алексей Каплан (НТЦ-НИИОГР, Челябинск). Горно-металлургический холдинг купил горнодобывающее предприятие. Стратегических альтернатив было две. Первая: в течение трех лет предприятие вырабатывает залежи руд с высоким содержанием металла и приносит холдингу высокую прибыль. После чего закрывается, т.к. добыча руды с невысоким содержанием металла нерентабельна. Вторая: предприятие реализует проект строительства обогатительной фабрики, что сделает рентабельным добычу руды с невысоким содержанием металла. Это обеспечивает работу предприятия на много лет вперед, а собственников - совокупной прибылью, в несколько раз превышающей прибыль, получаемую при реализации альтернативы 1. Но в период ввода в действие фабрики прибыли не будет.
      Естественно, вначале собственники выбрали … альтернативу 1. Итогом последующих непростых переговоров, одним из ключевых событий в которых стало убеждение западной машиностроительной компании (Партнера) смягчить условия поставки оборудования фабрики, стало принятие собственниками альтернативы 2. Алексей Каплан так комментирует совместно достигнутый результат: для преобразований необходим баланс интересов 5 элементов: Собственника, Власти, Менеджера, Персонала и Партнеров. Успех преобразований возможен при перевесе 4:1.
     
      Стратегия как "цифра"
      Одной из ключевых предпосылок конструктивного разрешения конфликта интересов сторон в вышеприведенном примере стало проведение детальных расчетов экономических результатов реализации каждой из стратегических альтернатив с использованием компьютерной модели. Возможность сравнить стратегические альтернативы по ряду экономических параметров (накопленная прибыль, объем необходимых инвестиций и т.д.) является важнейшей предпосылкой для обоснованного выбора альтернативы развития, особенно - собственниками компании. Наш опыт показывает, что, несмотря на наличие ряда допущений и укрупненность расчетов, именно здесь экономическая компьютерная модель компании оказывается особенно востребованной и эффективной.
     
      Стратегия как ответ на стратегический вызов
      В результате проведенного стратегического анализа выяснилось, что если через 3 года мы не выведем на рынок изделие нового поколения, то конкуренты выведут с рынка нас. Это пример стратегического вызова для компании, исходя из которого выстраивается стратегия как план конкретных действий. На этом примере можно показать опасность некритичного использования "цифры". Если мы не озаботимся тем, что будет с компанией на 4-й год, то в основу стратегии на 3 года логично будет положена не "затратная" альтернатива освоения изделия нового поколения, а одна из "доходных" альтернатив, например, - развитие сети дистрибуции.
      Если стратегических вызовов обнаружить не удалось, то есть вероятность, что они обнаружатся сами, причем в самый неподходящий момент.
      Впрочем, и адекватный ответ на обнаруженный стратегический вызов - отнюдь не очевидная задача. Приведем другой пример проекта обогатительной фабрики: На одном из ГОКов директор прозорливо определил, что основным стратегическим вызовов для компании является ценовая зависимость от монополиста - потребителя добываемой руды. Наиболее очевидным ответом на этот стратегический вызов являлась реконструкция обогатительной фабрики, что позволило бы перейти на продажу концентрата, в том числе на экспорт. Естественно, проект реконструкции обогатительной фабрики требовал привлечения серьезных инвестиций. К сожалению, вместо последовательного и реалистичного подхода к поиску инвестиций возобладал авантюристический подход "решить проблему одним махом". Почти все время директора уходило на безрезультатные поездки к очередным потенциальным инвесторам, а "заброшенный" комбинат постепенно становился убыточным и терял инвестиционную привлекательность. Стратегический вызов был определен правильно, но ответ на него оказался неудачным.
     
      Стратегия как ответ на "проклятые вопросы"
      В каждой компании имеются свои "проклятые вопросы", не имеющие однозначного решения и эмоционально окрашенные для сотрудников. Например, будем ли мы осуществлять разработку нового изделия силами своего КБ или купим лицензию на изготовление, если не без основания предполагаем, что свои конструктора не справятся в заданные сроки? При этом традиционно считается, что собственные разработки - один из неотъемлемых предметов гордости компании. Главное в таком случае - не "опустить" неприятный вопрос, а придти к наиболее приемлемому на данном этапе ответу, создать определенность. Примером из жизни является принятие стратегического решения по уникальному, но недозагруженному прокатному стану-5000, предмету гордости "Ижорских заводов": не смотря на неоднозначность принимаемого решения, стан был продан АО "Северсталь".
     
      Стратегия как формирование желаемого будущего
      Заниматься долгосрочным прогнозированием в России действительно сложнее, чем на сложившихся рынках. Это обстоятельство не отменяет необходимости подготавливать прогнозы, но заставляет делать особый акцент на нашей собственной целенаправленной активности на рынке. В условиях высокой неопределенности нам необходимо стремиться самим формировать определенность для себя и для рынка. Высокая неопределенность на рынке - это не только угроза, но и возможность. Примером такого подхода может служить принятие и реализация неочевидного решения об освоении теми же "Ижорскими заводами", традиционно выпускающими тяжелые канатные экскаваторы, тяжелых гидравлических экскаваторов ЭГ-5,5, ранее не выпускавшихся в России.
     
      Стратегия как проект
      Насколько жизнеспособной окажется реализуемая стратегия, во многом зависит от того, в какой степени она становится руководством к действию для компании и "переводится" в оперативные управленческие задачи. Переход от традиционной системы управления с преобладанием рутинных задач к проектной системе управления с планомерным появлением новых задач, требующих согласованных между службами решений, - тяжелое испытание для многих компаний. Преодолеть его легче, если поставленные цели носят амбициозный характер, а с трудом достигнутые результаты вызывают гордость у сотрудников.
     
      Стратегия как гибкая жесткость
      Предположим, что для персонала компании стратегия стала "Лениным в башке и наганом в руке". Но как реагировать на то, что сама жизнь вносит серьезные коррективы в реализуемый стратегический план? Главное - определить, какие параметры нашей стратегии являются принципиальными, жесткими, а какие параметры - гибкими, подстраиваемыми под изменяющуюся ситуацию. Например, у Томаса Эдисона было почти десять тысяч неудачных попыток, прежде чем он изобрел и довел до кондиции лампу накаливания. Тем не менее, когда некий журналист спросил Эдисона, собирается ли он продолжать проваливаться, Эдисон ответил: "Я ни разу не провалился. Я изучил девять тысяч неработающих вариантов своей идеи".**
      Иногда приходится полностью пересматривать стратегию, но не стоит отказываться от стратегии как таковой. Тем более что пересмотр стратегии может быть вызван не непредвиденными обстоятельствами, а расширением стратегического видения руководителей компании. Например, Ирбитский мотозавод совершил крутой разворот от стратегии, ориентированной на массовые продажи на внутреннем рынке и создание нового брэнда "Волк", к стратегии, ориентированной на нишевые продажи на внешнем рынке и эксплуатацию уже существующего брэнда "Урал".
     
      Стратегия как торжество здравого смысла
      В заключение нельзя не подчеркнуть роль здравого смысла при разработке, выборе и реализации стратегии. Приведем пример из истории развития дистрибуции компьютеров в США***: В 90-е годы дистрибуторы, стремясь приблизить готовую продукцию к конечным пользователям, инвестировали миллионы долларов в мощности по конфигурированию и сборке ПК. Аналитики отрасли были убеждены, что сборка ПК в канале дистрибуции (стратегия вертикальной интеграции) сократит издержки и поможет конкурировать с такими поставщиками, как Dell Computer. Однако, как показало время, они заблуждались. В итоге несколько крупных компаний, использовавших обе модели продаж, ушли с рынка. Вот как объяснил свою позицию в сложившейся ситуации Стив Реймунд, председатель правления и главный управляющий дистрибьюторской компании Tech Data (оборот 17 млрд.долл.): "Я никогда не понимал идею сборки в канале. Какое-то время я сам думал, что этим надо заняться. Но мне никто так и не смог объяснить преимущества такой сборки по сравнению с традиционной, осуществляемой производителем. Более того, я думаю, что у этой идеи есть определенные недостатки, поскольку и дистрибьюторы, и вендоры вынуждены решать проблемы поставок комплектующих …". Возвращаясь к российским реалиям, заметим, что клиента часто намного труднее убедить не в реалистичности прогноза продаж, подготовленного консультантами, а в том, например, что вертикальная интеграция - это вовсе не однозначное благо для его компании, а скорее - даже наоборот. Клиенту вопрос кажется настолько очевидным, что он не видит смысла обсуждать его в стиле Стива Реймунда. Именно в таких вопросах здравый смысл может сыграть бесценную роль, предотвратив принятие казалось бы очевидного, но однако же неправильного стратегического решения.
      _________________________________
     
      *) От хорошего к великому, Джим Коллинз, 2001
      **) Бизнес в стиле дзен, Рон Рубин, Стюарт Эвери Гоулд, 2002
      ***) Как взрослела дистрибуция, Скотт Кэмпбелл, CRN/RE ИТ-Бизнес № 14, 2002
     
     

Дмитрий Сироткин. Без выбора нет стратегии. // "Эксперт,Северо-Запад", - №43 (104), - 18 ноября 2002 года

 

Все новинки сайта

Познокомиться со всеми новинками проекта НОП "EUP.RU - Экономика и управление на предприятиях" Вы можете здесь.

© НОП "EUP.RU - Экономика и управление на предприятиях"
Вопросы экономики и управления на предприятиях
№4 (4), 4 февраля 2003 г.


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное