Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Ресурс руководителя. Практические технологии управления. № 7. Командообразование как метод организационного развития.


Добрый день, Дорогие коллеги!

Сегодня мы с Вами поговорим о командообразовании как методе формирования корпоративной культуры и мотивации.

Командообразование как метод организационного развития появилось в России всего около 15 лет назад. За это время спрос на этот метод уже прошёл несколько этапов:

- недоверие (что это, зачем, глупости, детский сад);

- интерес (необычно, можно попробовать при наличии лишнего бюджета);

- активное использование (все командообразуются, ну а мы что хуже?)

- некоторое разочарование (есть свои ограничения, на тренинге все дружные, а потом опять…)

Давайте разберёмся в сущности метода, в его преимуществах и ограничениях.

Командообразование,тимбилдинг (англ. teambuilding, team building) – создание особой ситуации взаимодействия в команде, при которой  за короткий срок (8-24 часа) происходит прохождение всех стадий формирования коллектива до уровня «качественной совместной работы, подразумевающей взаимную поддержку и ответственность», а так же выясняется и находит применение индивидуальный лидерский и творческий потенциал всех участников.

Таким образом, за 1-3 дня команда проходит путь формирования, который в реальной жизни прошла бы за 1-2 года.

Ситуации для формирования команды могут задаваться самые различные:

-экстремальный туризм, например, путешествие с ограниченным количеством ресурсов  из точки А в точку В по Крымским горам, или сплав на байдарках в Карелии, могут быть и более сложные варианты, например путешествие по пустыне;

- ролевая игра, например, построение модели государства, создание модели компании и выведение на рынок виртуального продукта;

- «верёвочный курс», коллективное преодоление серии препятствий, сделанных их верёвок, канатов, балок;

- решение серии сложных интеллектуальных задач, например, как скинуть куриное яйцо с высоты полутора метров, используя для защиты 8 мягких трубочек для коктеля и 1 метр скотча;

- совместное создание внешней политики компании (миссии, манифестов вклада каждого отдела в общую работу и.т.д.), используется «разогрев» команды – элементы описанных выше ситуаций, для того, что бы итоговая работа была максимально творческой и значимой для каждого.

 

На самом деле, на данный момент создано огромное количество вариантов  командообразующих ситуаций, каждая тренинговая компания предлагает что-то своё.

Во всех этих многочисленных вариантах есть одно общее, ситуация должна быть нестандартной и довольно сложной. Для того, что бы все участники были вынуждены отбросить защитные формы поведения и задействовать потенциал своей личности.

Для того чтобы тренинг действительно принёс пользу необходима профессиональная организация.

Прежде всего, это обеспечение безопасности всех участников.  Все профессионалы в области командообразования умеют не только веселить команду, но и страховать её от несчастных случаев.

Далее, важно грамотно сочетать эмоциональность и экстрим мероприятия, с  поддерживающей психологической работой, для того, чтобы группа в своих поисках командного духа не ушла «в сторону». Особенно важно это на стадии формирования группы под названием «адаптация через конфликт», когда участники склонны довольно агрессивно обвинять друг друга в неудачах и трудностях.

Изначально необходимо точно оговорить с организаторами результаты и риски командообразования.

 

Потому, что при всей привлекательности этого метода риски существенны. Например, команда состоит из «звёзд», результативных сложных одиночек, для которых идеальная форма общения в коллективе «я тебя не трогаю, и ты меня не трогай!» В результате тренинга командообразования либо все сдружатся и найдут способы синергичного общения, либо, при неудачной организации, переругаются до крайней степени.

Очень важно честно рассказать организаторам ситуацию в коллективе, и тогда профессионалы смогут учесть все риски при формировании программы.

 

Чего нельзя достичь командообразованием?

1.       Устранить проблемы связанные с неграмотностью управления коллективом. Если только сам руководитель, в ходе программы не осознает свои ошибки и не перестроится, чего гарантировать нельзя. В этом случае сначала нужно обучать руководящий состав, а потом всех командообразовывать.

2.       Заменить комплексную систему мотивации тренингом командообразования. Велик риск, что при слабой системе мотивации и низкой лояльности в компании, участники просто не воспримут мероприятие.

3.       Научить в ходе тренинга командообразования конкретным навыкам выполнения профессиональных задач, например продавать, делать дизайн, оформлять витрины и и т.д. Тимбилдинг – это тренинг направленный только на создание работоспособной команды, а не на обучения техникам и приёмам профессиональной деятельности.

Что может дать тренинг командообразования:

1.       Вскрыть и разрешить в безопасной форме конфликты и противоречия в команде.

2.       Научить уважать коллег, дать понимание ценности и уникальность каждого члена коллектива.

3.       Вдохновить.

4.       Мотивировать к достижению общих целей.

5.       Встряхнуть, вывести коллектив из оцепенения, придать сил.

6.       Наметить новые задачи и перспективы развития команды.

 

На этом предлагаю пока завершить обсуждение командообразования как метода повышения командной мотивации. Жду Ваших вопросов, мнений, примеров из практики по адресу: Tchuykina@newrs.ru. Если тема вызовет интерес и отклик, мы продолжим её обсуждение в следующих выпусках.

                        С уважением, Татьяна Чуйкина, бизнес-тренер, Тренинговая компания Новый Ресурс.
 



В избранное