Ресурс руководителя. Практические технологии управления. № 7. Командообразование как метод организационного развития.
Добрый день, Дорогие коллеги!
Сегодня мы с Вами поговорим о командообразовании как методе формирования
корпоративной культуры и мотивации.
Командообразование как метод организационного развития появилось
в России всего около 15 лет назад. За это время спрос на этот метод уже прошёл
несколько этапов:
- недоверие (что это, зачем, глупости, детский сад);
- интерес (необычно, можно попробовать при наличии лишнего
бюджета);
- активное использование (все командообразуются, ну а мы что
хуже?)
- некоторое разочарование (есть свои ограничения, на
тренинге все дружные, а потом опять…)
Давайте разберёмся в сущности метода, в его преимуществах и
ограничениях.
Командообразование,тимбилдинг
(англ. teambuilding, teambuilding)
– создание особой ситуации взаимодействия в команде, при которой за короткий срок (8-24 часа) происходит
прохождение всех стадий формирования коллектива до уровня «качественной
совместной работы, подразумевающей взаимную поддержку и ответственность», а так
же выясняется и находит применение индивидуальный лидерский и творческий
потенциал всех участников.
Таким образом, за 1-3 дня команда проходит путь
формирования, который в реальной жизни прошла бы за 1-2 года.
Ситуации для формирования команды могут задаваться самые
различные:
-экстремальный туризм, например, путешествие с ограниченным
количеством ресурсов из точки А в точку
В по Крымским горам, или сплав на байдарках в Карелии, могут быть и более
сложные варианты, например путешествие по пустыне;
- ролевая игра, например, построение модели государства,
создание модели компании и выведение на рынок виртуального продукта;
- «верёвочный курс», коллективное преодоление серии препятствий,
сделанных их верёвок, канатов, балок;
- решение серии сложных интеллектуальных задач, например,
как скинуть куриное яйцо с высоты полутора метров, используя для защиты 8
мягких трубочек для коктеля и 1 метр скотча;
- совместноесоздание внешней политики компании (миссии, манифестов
вклада каждого отдела в общую работу и.т.д.), используется «разогрев» команды –
элементы описанных выше ситуаций, для того, что бы итоговая работа была
максимально творческой и значимой для каждого.
На самом деле, на данный момент создано огромное количество
вариантовкомандообразующих ситуаций,
каждая тренинговая компания предлагает что-то своё.
Во всех этих многочисленных вариантах есть одно общее, ситуация
должна быть нестандартной и довольно сложной. Для того, что бы все участники были вынуждены отбросить защитные формы поведения и задействовать потенциал своей личности.
Для того чтобы тренинг действительно принёс пользу
необходима профессиональная организация.
Прежде всего, это обеспечение безопасности всех участников. Все профессионалы в области командообразования
умеют не только веселить команду, но и страховать её от несчастных случаев.
Далее, важно грамотно сочетать эмоциональность и экстрим
мероприятия, споддерживающей
психологической работой, для того, чтобы группа в своих поисках командного духа
не ушла «в сторону». Особенно важно это на стадии формирования группы под
названием «адаптация через конфликт», когда участники склонны довольно
агрессивно обвинять друг друга в неудачах и трудностях.
Изначально необходимо точно оговорить с организаторами
результаты и риски командообразования.
Потому, что при всей привлекательности этого метода риски существенны.
Например, команда состоит из «звёзд», результативных сложных одиночек, для
которых идеальная форма общения в коллективе «я тебя не трогаю, и ты меня не
трогай!» В результате тренинга командообразования либо все сдружатся и найдут
способы синергичного общения, либо, при неудачной организации, переругаются до
крайней степени.
Очень важно честно рассказать организаторам ситуацию в
коллективе, и тогда профессионалы смогут учесть все риски при формировании
программы.
Чего нельзя достичь командообразованием?
1.Устранить
проблемы связанные с неграмотностью управления коллективом. Если только сам
руководитель, в ходе программы не осознает свои ошибки и не перестроится, чего
гарантировать нельзя. В этом случае сначала нужно обучать руководящий состав, а
потом всех командообразовывать.
2.Заменить
комплексную систему мотивации тренингом командообразования. Велик риск, что при
слабой системе мотивации и низкой лояльности в компании, участники просто не
воспримут мероприятие.
3.Научить
в ходе тренинга командообразования конкретным навыкам выполнения
профессиональных задач, например продавать, делать дизайн, оформлять витрины и
и т.д. Тимбилдинг – это тренинг направленный только на создание работоспособной
команды, а не на обучения техникам и приёмам профессиональной деятельности.
Что может дать тренинг командообразования:
1.Вскрыть
и разрешить в безопасной форме конфликты и противоречия в команде.
2.Научить
уважать коллег, дать понимание ценности и уникальность каждого члена
коллектива.
3.Вдохновить.
4.Мотивировать
к достижению общих целей.
5.Встряхнуть,
вывести коллектив из оцепенения, придать сил.
6.Наметить
новые задачи и перспективы развития команды.
На этом предлагаю пока завершить обсуждение
командообразования как метода повышения командной мотивации. Жду Ваших
вопросов, мнений, примеров из практики по адресу: Tchuykina@newrs.ru. Если тема вызовет интерес и отклик, мы продолжим её обсуждение в следующих выпусках.