Популярность волновой теории объясняется, на мой взгляд, исключительно психологическими особенностями человека.
В хаосе рыночных цен люди ищут любую зацепку, любой намёк на скрытый порядок. Будучи предоставлен сам себе, в отрыве от знаний, накопленных предшествующими поколениями исследователей, аналитик паникует. И его можно понять. Перед ним стоит задача «пойди туда, не знаю куда, найди то, не знаю что». Но если под рукой оказывается книга А. Фроста и Р. Пректера, то тогда ситуация кардинальным образом меняется. Оказывается, есть такая теория. И когда эта теория даёт ему в руки определённый инструмент, и говорит – пробуй,
то исследователь облегчённо вздыхает и принимается за работу. Когда количество таких исследователей превышает некий критический предел, указанные Р. Н. Элиотом волновые конфигурации начинают появляться на рынках довольно часто. Это, в свою очередь, приводит в стан детерминистов новых поклонников. Данный самоусиливающийся процесс прерывается каким-то кризисом или форс-мажором, который ставит всё вверх тормашками и начинается обратная реакция: прежние восторженные поклонники теории в массовом порядке от неё отказываются.
У большинства трейдеров и аналитиков самостоятельное творческое мышление находится в зачаточном, неразвитом состоянии. Поэтому они с охотой принимают на вооружение ранее разработанные методы, особенно если они сдобрены магией имени основателя. Люди, делающие на этом деньги, сознательно превращают разработчика тех или иных новаторских подходов к анализу рынка в легенду (такого рода мифотворчество характерно не только для теханализа, но и для религии и истории). А дальше действует пресловутое «сарафанное радио».
И в массовом сознании запечатлевается идея о том, что методы того-то и того-то очень эффективны. В книге «Древняя тайна цветка жизни» Д. Мелхиседек рассказывает об «эффекте сотой обезьяны».
«Возможно, вы читали книгу «Сотая обезьяна» Кена Кайза-младшего или более раннюю книгу Лайалла Уотсона «Жизнепоток: биология бессознательного», в которых описывается 30-летний научно-исследовательский проект с японской обезьяной Macaca fuscata. На острове Косима в Японии обитала колония диких обезьян, и учёные давали им сладкий картофель (батат), разбрасывая его в песке. Обезьянам нравился батат, но не нравились песок и грязь на нём. Восемнадцатимесячная самка, которую назвали Имо, обнаружила, что может решить
эту проблему, вымыв батат. Она научила этому трюку свою маму. Те обезьянки, которые играли с ней, тоже узнали этот новый способ и научили этому своих мам. Вскоре все молодые обезьянки мыли свой батат, но из взрослых такое поведение усвоили только те мамы, которые подражали своим детям. Учёные зарегистрировали эти события в промежутке между 1952 и 1958 годами.
Потом вдруг, осенью 1958 года, число обезьянок, которые делали это на острове Косима, достигло критической массы, которую д-р Уотсон произвольно определил как 100, и почти все обезьяны на острове начали мыть картофель без какого бы то ни было внешнего побуждения. Если бы это случилось только на одном острове, учёные, возможно, объяснили бы это общением между обезьянами. Но обезьяны на всех близлежащих островах одновременно стали мыть картофель. Даже на главном острове Японии, в Такасакияме, обезьяны мыли картофель.
У этих обезьян не было никакой возможности общения друг с другом каким-либо известным нам способом. Учёные впервые наблюдали что-либо подобное. Они предположили, что должна существовать некая морфогенетическая структура (или поле), охватывающая все острова, благодаря которой обезьяны могли общаться».
Конечно, сообщество фондовых трейдеров радикально отличается от колонии обезьян. Однако процессы, в нём происходящие, до некоторой степени напоминают «эффект сотой обезьяны». Современные средства массовой информации разносят весть о новом методе анализа рынка со скоростью света. Российские аналитики и торговцы, жадные до всякого рода новаций, особенно если они приходят из-за рубежа, подхватывают эти новые методы и на первых порах становятся особенно рьяными их поклонниками. Однако чем больше трейдер или аналитик
смотрит на графики цен российского вторичного рынка акций, тем отчётливей он понимает, что здесь что-то не так, что наши графики особенные, не похожие на графики в западных учебниках. Что делать? Идти по принципу «спасения явлений» или по пути пересмотра методики? – Большинство предпочитает идти по принципу «спасения явлений». Меньшинство же покупает в магазине новую книжку или скачивает из Интернета новый файл.
Описанные выше идеи и концепции начинают «жить своей жизнью» на страницах книг. Исследователи переписывают их друг у друга. Вспоминаются строки С. Есенина:
«Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник –
Пройдет, зайдет и вновь покинет дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом».
Вот и получается, что иная точка зрения как тот странник – «Пройдет, зайдет и вновь покинет дом», то есть появится в какой-то книге, а потом забудется.
Итак, детерминисты завели технический анализ в тупик. Разрыв теории и практики принял угрожающие размеры. И что же предлагают нам адепты детерминизма? Игру со средними, апелляцию к авторитету изобретателя метода… Вспомните притчу из первой части, в которой священник секты Синсю говорит, что основатель секты обладал такими чудесными силами, что когда он стоял на берегу реки с кистью в руке, то написал священное имя Амиды на бумаге, которую держал его помощник на другом берегу реки. Мастер дзэн Банкэй отвечает,
что, возможно, этот ловкач и сделал такой фокус, но это не в обычае дзэн, моё чудо – то, что когда я чувствую голод, я ем, когда чувствую жажду – пью. Я думаю, что чудо теханализа – это незамутнённый, чистый взгляд на график.
Моя критическое отношение к детерминистам обусловлено не только радением за «чистоту науки», но ещё и личной эмоциональной реакцией (я очень впечатлительный и восприимчивый человек). Глядя на то, что пишут заокеанские «гуру» о рынке и о техническом анализе, я теряю эмоциональное равновесие. А дальше уже работает «принцип Толстого»: не могу молчать!