Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Торговля на бирже - нестандартный взгляд


Торговля на бирже - нестандартный взгляд

Каталог рассылки: http://subscribe.ru/catalog/economics.school.tsarikhin
Сайт рассылки: Центр Финансового Образования http://fintraining.ru

ВЫПУСК 188
ОБЫВАТЕЛЬСКАЯ И НАУЧНАЯ ЛОГИКА

Очень много авторов, пишущих о рынке, использует в своих сочинениях так называемую «обывательскую логику»: она очень хорошо понятна потенциальному покупателю образовательных курсов. В руках умелого спорщика обывательская логика – страшное оружие, это как толстовская дубина народной войны. Виртуозно владеет этим методом В. В. Жириновский (заметьте – это не порицание, это комплимент). Вот почему в передаче «К барьеру» ему нет равных. Конечно, когда нужно, он «выключает дурака» и начинает мыслить корректно. Но
на уровне теледебатов почти всегда побеждает обывательская логика. На уровне кухонных разговоров – тоже, кроме случаев, когда на кухне спорят два академика.

«Г р и г о р ь е в (ударяя Семёнова по морде): Вот вам и зима настала! Пора печи топить. Как по вашему?
С е м ё н о в: По моему, если отнестись серьёзно к вашему замечанию, то, пожалуй, действительно пора затопить печку.
Г р и г о р ь е в (ударяя Семёнова по морде): А как по вашему, зима в этом году будет холодная или тёплая?
С е м ё н о в: Пожалуй, судя по тому, что лето было дождливое, зима будет холодная. Если лето дождливое, то зима всегда холодная.
Г р и г о р ь е в (ударяя Семёнова по морде): А вот мне никогда не бывает холодно!
С е м ё н о в: Это совершенно правильно, что вы говорите, что вам не бывает холодно. У вас такая натура.
Г р и г о р ь е в (ударяя Семёнова по морде): Я не зябну!
С е м ё н о в: Ох!
Г р и г о р ь е в (ударяя Семёнова по морде): Что ох?
С е м ё н о в (держась рукой за щёку): Ох! Лицо болит!
Г р и г о р ь е в: Почему болит? (и с этими словами хвать Семёнова по морде)
С е м ё н о в (падая со стула): Ох! Сам не знаю.
Г р и г о р ь е в (ударяя Семёнова ногой по морде): А у меня ничего не болит!
С е м ё н о в: Я тебя, сукин сын, отучу драться! (пробует встать)
Г р и г о р ь е в (ударяет Семёнова по морде): Тоже учитель нашёлся!
С е м ё н о в (силясь подняться): Я, брат, долго терпел. Но хватит. С тобой, видно, нельзя по хорошему. Ты, брат, сам виноват…
Г р и г о р ь е в (ударяет Семёнова каблуком по морде): Говори, говори! Послушаем!
С е м ё н о в (валится на спину): Ох!
(Входит Льянев)
Л ь я н е в: Что это тут такое происходит»?
(Д. И. Хармс)

Характерный пример обывательской логики мы находим у румынского драматурга Эжена Ионеску (1909-1994) в пьесе «Лысая певица»:

«Г о с п о ж а С м и т: Йогурт идеален для живота, почек и аппендицита. Это мне и доктор Маккензи-Кинг говорил. Он – хороший доктор, лечит детей у наших соседей Джонсов. Одному ему доверяю, он никогда не прописывает лекарства, которое сначала не испытает на себе. Перед тем как лечить Паркера, он тренировался на собственной печени, хотя был здоровее Паркера.
Г о с п о д и н С м и т: Почему же доктор выжил, а Паркер умер?
Г о с п о ж а С м и т: Доктору повезло, а Паркеру нет.
Г о с п о д и н С м и т: Получается что Маккензи плохой доктор, выжить должны были оба, или умереть оба.
Г о с п о ж а С м и т: Почему?
Г о с п о д и н С м и т: Добросовестный доктор должен умереть вместе со своим пациентом, так же как капитан судна должен утонуть в солёной пучине вместе со своим кораблём.
Г о с п о ж а С м и т: Не сравнивайте пациента с судном.
Г о с п о д и н С м и т: Почему нет? Судно тоже имеет свои болезни, а, кроме того, ваш доктор – очень похож на большой корабль. Всё-таки он должен был умереть вместе с пациентом, как капитан с кораблём.
Г о с п о ж а С м и т: Хм! Я и не подумала... Возможно это так... И что же из этого следует?
Г о с п о д и н С м и т: Все доктора – шарлатаны. И все пациенты тоже. Честен в Англии только Королевский Флот.
Г о с п о ж а С м и т: Но не моряки.
Г о с п о д и н С м и т: Естественно».
(Э. Ионеску «Лысая певица», перевод А. Маслова)

А вот суждение одного моего знакомого. Он советовал всем употреблять в пищу семена конопли. Свою мысль он аргументировал следующим образом. Попугаи, – говорил он, – едят коноплю и живут до трёхсот лет. Если человек тоже станет есть коноплю, то он также будет жить до трёхсот лет. Таким же образом можно утверждать: «Уоррен Баффет не умеет работать в Интернете, но является самым богатым инвестором мира. Следовательно, чтобы стать самым богатым инвестором, человек должен не уметь работать в Интернете».
На уровне обывательской логики бытует выражение «Сталин принял Россию лапотной, а оставил с ядерным оружием». Что бы ответил на это учёный-историк, пользующейся научной логикой? Он, скорее всего, сказал бы вот что: «В данном высказывании противопоставляются только два факта из огромного множества. Почему бы тогда не вспомнить про то, что «лапотная» Россия построила семь линкоров, а СССР – ни одного? Или указать на то, что Сталин выиграл войну, опираясь на сеть железных дорог, которые построили при царе мужики
в тех же лаптях»?
Дорога научной логики прямая, а обывательской – кривая. С моей точки зрения знак американского доллара – $ недвусмысленно указывает нам на противопоставление логики научной (прямая черта) и обывательской (кривая черта). Доказательство этому я нашёл в письме Ли Бая, которое он писал из тюрьмы своему сыну. В нём были такие строки:

«В Китае говорят, что душа истинного человека не меняется, глядит он на небо или на землю, говорит ли горькое или приятное. Истинный человек прям, как свет, хлынувший в разрывы облаков, – на что падает, то освещает».

Человек, рассуждающий в рамках обывательской логики, может произвольно, основываясь на своих личных предпочтениях, связать два высказывания, которые с точки зрения научной логики не следуют одно из другого. У В. С. Высоцкого в песне «Охота на волков» есть такие строки:

«Не на равных играют с волками
Егеря, но не дрогнет рука!
Оградив нам свободу флажками,
Бьют уверенно, наверняка».

В роли «егерей» здесь выступает внутренняя самодисциплина учёного, которая не позволяет переходить к обывательской логике (пусть даже иногда это очень хочется). Граница логики научной отмечена флажками. В этой песне есть и такое четверостишие:

«Я из повиновения вышел!
За флажки – жажда жизни сильней!
Только сзади я радостно слышал
Удивлённые крики людей».

С моей точки зрения, речь тут идёт об учёном, который к удивлению своих коллег внезапно отступил от научной логики и пошёл, что называется, петь и плясать. Этот «выход за флажки» очень хорошо показан у В. П. Аксёнова в повести «Золотая наша железка». Автор воспроизводит фрагменты «научной» дискуссии при строительстве Академгородка в Сибири:

«Безусловно, каждый вечер отдельное групповое клокотание по специальностям сливалось в общий гам, где не разбирали Who's who, а крыли по поверхности мироздания всей Золотой Ордой, лишь бы быстрее докатиться до Урала, до Геркулесовых столбов, до пряных стран, до Пасифика.
Вот, к примеру, общий хор, который непривычному уху покажется, возможно, диким и нестройным, но в котором поднаторевший автор что то все таки улавливает.
…чтобы быстрей ее вывести в пучок как некогда Монгольфье парил с прибором нужно четыреста тысяч литров перхлорэтилена и еще четвертинку иначе зараза такая в дебри уйдет в мезозойскую эру и ищи ее дальше как суффикс «онк» у молчаливых народов Аляски вращением минеральной пыли в банаховом пространстве так некогда сделал Малевич в природе черного квадрата загадки прячем в донкихотские латы ну что ж попробуй без мельницы фига ты вытянешь из своих шахт даже если метаморфоза зависит от массы покоя и энергии нейтрино
а ваша цыганочка выражается формулой Востершира и Кэтчупа без учета еще бы процента изотопа гелия 3 а если прямо рубить в лоб по стариковски, то кто ж тогда будет тем солдатиком, красивым и отважным?»
(В. П. Аксёнов «Золотая наша железка»)

Но такое случается редко. Научные работники, подобно волкам из песни, бегут по флажкам:

«Волк не может нарушить традиций.
Видно, в детстве, слепые щенки,
Мы, волчата, сосали волчицу
И всосали – «Нельзя за флажки!»»

Видя, у объектов «А» и «Б» сходные внешние проявления, специалисты, оперирующие в рамках обывательской логики, делают вывод о равенстве этих объектов. Научная же логика говорит нам о том, что, с одной стороны, это может быть так, а другой – и не так. Эти животные внешне похожи (массивное тело, толстая кожа, рог на носу). Однако, несмотря на это, они относятся к разным классам. Носорог – современное млекопитающее, длиной до 4 м и массой до 3,5 т. Трицератопс – ископаемое пресмыкающееся, достигавшее длины 9 м,
массы 12 т и жившее 65-70 млн. лет назад.

«А летом Персиков, при помощи Панкрата, на Клязьме поймал 14 штук вульгарных жаб. В террариях вновь закипела жизнь... В 23-м году Персиков уже читал 8 раз в неделю – 3 в институте и 5 в университете, в 24-м году 13 раз в неделю и, кроме того, на рабфаках, а в 25-м, весной, прославился тем, что на экзаменах срезал 76 человек студентов и всех на голых гадах:
– Как, вы не знаете, чем отличаются голые гады от пресмыкающихся? – спрашивал Персиков. – Это просто смешно, молодой человек. Тазовых почек нет у голых гадов. Они отсутствуют. Так-то-с. Стыдитесь. Вы, вероятно, марксист?
– Марксист, – угасая, отвечал зарезанный.
– Так вот, пожалуйста, осенью, – вежливо говорил Персиков и бодро кричал Панкрату: – Давай следующего!»
(М. А. Булгаков «Роковые яйца»)

Но на страницах книг побеждает логика научная. Вообще то, нет логики «обывательской» и «научной». Логика одна. Или она есть, или её нет.

«Слово «логика» происходит от древнегреческого «логос», которое переводится как «понятие», «разум», «рассуждение». В настоящее время оно употребляется в следующих основных значениях.
Во-первых, этим словом обозначают закономерности в изменении и развитии вещей и явлений объективного мира. Их называют объективной логикой.
Во-вторых, словом «логика» обозначают особые закономерности в связях и развитии мыслей. Эти закономерности называются субъективной логикой.
Слово «логика» употребляется и в третьем значении. Логикой называют науку о закономерностях в связях и развитии мыслей…
Итак, логика – это наука о мышлении. Науками о мышлении являются также психология, физиология высшей нервной деятельности и ряд других. Что же в мышлении составляет предмет изучения логики? Логика изучает формы выражения мыслей и формы развития знания, особые приёмы и методы познания, а также особые законы мышления».
(Ю. В. Ивлев «Логика»)


Если вы хотите задать вопрос или поделиться своими мыслями, пишите
Константину Царихину или Валерию Гаевскому
Приглашаем принять участие в обсуждении материалов рассылки на форуме сайта
Центр Финансового Образования

Центр Финансового Образования
предлагает вам без отрыва от основной работы или учебы
пройти обучение на дистанционных учебных курсах

  1. "Управление личными финансами", автор и ведущий - Сергей Спирин
  2. "Инвестиции в ценные бумаги", автор и ведущий - Константин Царихин

Более подробная информация - на сайте Центра Финансового Образования
http://fintraining.ru.

Рекомендуем подписаться на рассылки:


В избранное