Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Торговля на бирже - нестандартный взгляд


Торговля на бирже - нестандартный взгляд

Каталог рассылки: http://subscribe.ru/catalog/economics.school.tsarikhin
Сайт рассылки: Центр Финансового Образования http://fintraining.ru

ВЫПУСК 185
НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ТОМ, КАК ВРЕМЯ ОТРАЖАЕТСЯ НА БИРЖЕВЫХ ГРАФИКАХ

Важнейшим параметром на графике является время. Именно со временем связано большинство курьёзов технического анализа. Если корректно отображать время на графике, то диаграмма дневного масштаба, иллюстрирующая ход торгов, выглядела бы следующим образом: между свечей были бы большие промежутки (самые большие интервалы наблюдались бы в промежуток между закрытием пятницы и открытием понедельника).
Программа Интернет-трейдинга «РТ-клиент» компании «Риком» – одна из немногих, которая пытается при построении графика хоть как-то выдержать масштаб времени. Однако построенный таким образом график оказывается довольно широким, как гобелен из Байё, и ради экономии бумаги аналитики решили не отображать на графике выходные и праздничные дни. Потом было решено не соблюдать пропорции времени внутри одного дня. Таким образом, время стало отражаться на оси X некорректно.
Мы привыкли называть ось Х «осью времени», однако там отражается некая загадочная величина, которую я называю «время на графике». Пропорции времени на графике не совпадают с таковыми в реальном времени. Поэтому разнообразные методики работы со временем, типа временных расширений Фибоначчи изначально работают некорректно.
Нечто похожее мы наблюдаем в литературе. Очень много интересных мыслей на этот счёт есть у Умберто Эко в сборнике лекций «Шесть прогулок в литературных лесах» (СПб., 2002). Я хочу процитировать известного итальянского писателя. В нижеприведённом фрагменте речь пойдёт о том, как стать образцовым читателем, а также о том, что такое «фабула» и «сюжет».

«Как стать образцовым читателем второго уровня? Восстановив последовательность событий, которую рассказчик фактически утратил, и при этом разобраться не как именно он её утратил, а что именно сделал Нерваль, чтобы её утратил читатель.
Чтобы понять, как за это взяться, мы должны обратиться к фундаментальному положению всех современных литературоведческих теорий, к различию между тем, что русские формалисты называли «фабулой» и «сюжетом».
Фабула похождений Одиссея, пересказанная Гомером, а впоследствии переосмысленная Джеймсом Джойсом, скорее всего, была известна грекам ещё до создания «Одиссеи». Одиссей покидает горящую Трою, вместе со своими спутниками сбивается с курса и оказывается в неведомых морях. На пути им встречаются жуткие чудища – лестригоны, Полифем, лотофаги, Сцилла и Харибда. Он спускается в подземное царство, спасается от сирен и наконец попадает в плен к нимфе Калипсо. Тут боги решают помочь ему вернуться домой. Калипсо вынуждена
отпустить Одиссея, который вновь пускается в плавание, терпит кораблекрушение и рассказывает о своих странствиях Алкиною. Потом он отправляется в Итаку, где разделывается с женихами Пенелопы и воссоединяется с ней. История развивается линейно, от исходного момента, Т1, к финальному, Тх.
Сюжет «Одиссеи», однако, совсем не таков. «Одиссея» начинается in medias res (с середины – лат.), в момент Т0, когда раздаётся голос, который мы называем Гомером. Мы можем, по своему усмотрению, объявить этим моментом день, когда Гомер якобы начал своё повествование, или день, когда мы приступили к чтению. В любом случае, сюжет начинается с момента Т1, когда Одиссей уже находится в плену у Калипсо. Между этим моментом и моментом Т2, соответствующим песни восьмой (здесь Одиссей рассказывает свою историю), герой
вырывается из любовных пут Калипсо и терпит крушение в земле феаков. Рассказ уходит на много лет назад, к моменту, который мы назовём Т3, и обращается к предыдущим приключениям Одиссея. Эта ретроспекция растягивается на большую часть поэмы, и только к тринадцатой песне текст возвращается к той точке, в которой мы остановились в начале песни восьмой. Одиссей завершает свои воспоминания и отплывает в Итаку».

В нашем случае фабула – это все события, которые последовательно происходят на рынке в течение суток: новости, изменения цен… А вот сюжет – это то, как эти события отражаются на графике. А на графике, как мы видим, отражается только движение цены в ходе торговой сессии. Время с момента окончания одной сессии до начала следующей либо вообще не представлено на графике (в формате «интрадэй», например), либо представлено условно. Но реальное время-то идёт! И в это реальное время происходят события, которые будут
влиять на умонастроения торговцев на следующий день, когда вновь «включится» условное время на графике.
Такое вольное обращение со временем рано или поздно должно было привести к ошибкам. Вера в технический анализ у меня основательно пошатнулась после того, как я прочитал у А. Элдера следующий рецепт:

«Есть несколько методов для предсказания того, что последует за прямоугольником. Измерьте высоту прямоугольника и отложите её от прорванной линии в направлении прорыва. Это его минимальный прогнозируемый уровень цен. Максимальный проектируемый уровень цен получается, если взять длину прямоугольника и отложить её вертикально в направлении прорыва».

Обратите внимание на фразу, выделенную жирным шрифтом – это же полный абсурд. Длина прямоугольника на графике измеряется единицами времени (днями, неделями) и откладывать эти величины на ценовой шкале нельзя.
Вы можете спросить меня: «Охота вам, Константин Савельевич, вникать во все эти тонкости, искать у других авторов ошибки»? На это я отвечу: «Да, охота».

«– В чём особенность вашего учения? – спросил монах у Коэ.
– Грабли и лопата».
(Р. Х. Блайс «Золотой век дзэн»)

Я беру грабли и лопату и очищаю технический анализ от ошибок и заблуждений. И мне не лень этим заниматься, потому что из-за этих ошибок каждый год на мировых рынках люди теряют миллиарды.


Если вы хотите задать вопрос или поделиться своими мыслями, пишите
Константину Царихину или Валерию Гаевскому
Приглашаем принять участие в обсуждении материалов рассылки на форуме сайта
Центр Финансового Образования

Центр Финансового Образования
предлагает вам без отрыва от основной работы или учебы
пройти обучение на дистанционных учебных курсах

  1. "Управление личными финансами", автор и ведущий - Сергей Спирин
  2. "Инвестиции в ценные бумаги", автор и ведущий - Константин Царихин

Более подробная информация - на сайте Центра Финансового Образования
http://fintraining.ru.

Рекомендуем подписаться на рассылки:


В избранное