Инструменты достижения личного успеха в бизнесе и жизни. #32 (август 2010)
Кому принадлежит рыба?! Снова о инструментах системного подхода
В нашей жизни, как на работе, так и вне ее, регулярно возникают сложные задачи. Обойти их невозможно, их надо решать. И решать их хотелось бы быстро и с минимальной затратой сил и средств. Как этого добиться? Мы посвятили много рассылок ответу на этот вопрос. Данная рассылка систематизирует и дополняет изложенную ранее информацию, помогая вам найти оптимальный для вас лично алгоритм решения сложных задач и проблем. Также здесь
вы найдете занимательный практикум для тренировки навывков решения сложных задач. Рассылку подготовил Дмитрий Козлов.
С чего начинать решать сложные задачи? Можно сразу с поиска решения. Болит голова – выпить болеутоляющее. Или плохо работает сотрудник – уволить и нанять другого или, что еще хуже поднять з/п. Данный подход (назовем его симптоматический, есть симптом – и сразу идет решение) хорош тем, что не надо сильно напрягать голову. Порылся в чемодане с прошлым опытом и вытащил оттуда сколько-нибудь подходящее решение. Но всегда ли данное решение, действительно
будет решением проблемы? Конечно, мы ответим – не всегда. Что же делать? В противовес «симптоматическому», мы можем использовать системный подход к решению. В этом подходе, работа над сложным вопросом или проблемой проходит в два этапа:
1 этап. Анализ ситуации:
Шаг 1. Упорядочивание информации
Шаг 2. Выявление ключевых факторов
Шаг 3. Фокусировка проблемы
2. этап. Принятие решения:
Шаг 1. Поиск решения (генерация решений)
Шаг 2. Оценка альтернатив
Шаг 3. Выбор решения
Кстати, о некоторых инструментах, которые можно применять в системном подходе, мы говорили в предыдущих выпусках (№16 Как решать неразрешимые вопросы, №19 Методика «Цель-средство-результат», №22 Принцип Парето, №24 Диаграмма «Рыбьи кости», №28 Диаграмма взаимосвязей).
В данном выпуске мы предлагаем рассмотреть шаг 1 – Способы упорядочивания инфорамции. Для каких целей служит данный шаг? Иногда, приведя всю имеющуюся информацию в порядок, создав логические цепочки, можно найти решение вопроса! Как подкрепление данного тезиса и в качестве тренировки, в завершении, мы предложим Вам очень занимательную задачу.
Какие способы есть, чтобы упорядочить информацию?
Таблица (структура, классификация, сравнение)
Mind – map (интеллект-карта; описание, структурирование разрозненной информации)
Граф – схемы (иерархия, логика, карта)
План (последовательность действий, аргументов)
Графики-диаграммы – (процессы, изменение по показателям)
Описание бизнес – процессов (структура деятельности)
Список чего-либо (набор объектов, возможно, с рангами или весом)
Картинка (метафора, образ)
Все способы хороши, если они облегчают решение задачи. В нижеописанной задаче мы предлагаем Вам выбрать для нахождения решения оптимальный способ упорядочивания информации. Правильный ответ – в следующем выпуске.