Инструменты достижения личного успеха в бизнесе и жизни. #13 (март 2010)
Богач или бедняк? Что такое “Эффект ореола” и как им управлять
В данной рассылке мы продолжаем тему повышения эффективности в коммуникациях. Мы рассмотрим ошибки и искажения, возникающие при формировании первого впечатления. И то, как избежать негативного влияния данных механизмов искажений.
Во что одет? На чем приехал? Как начинаешь разговор? Нас оценивают по тому образу, который мы создаем, и, по сути, в начале общения мы разговариваем с «одеждой» человека, а не с ним самим. «По одежке встречают» – это высказывание знают все, но… все равно, в начале общения, не могут отделить тот образ, который несет человек от него самого.
Вспоминаю одну занятную историю, которую рассказал мне менеджер по продажам а/м из известной сети автосалонов. Однажды, к ним в салон зашел мужчина в помятой одежде, небритый. В общем, впечатление, которое производила его внешность, было близко к тем, кто не вписывается в образ «добропорядочного» и тем более «имеющего деньги». Он заявил, что хочет посмотреть достаточно дорогой а/м. К слову надо сказать, что в данной компании
внедрены стандарты обслуживания, по которым менеджеры обязаны обслуживать всех потенциальных клиентов, кроме совсем маргинальных случаев.
Двое «опытных» менеджеров по продажам, которые в данный момент были свободны, вдруг оказались чем-то «заняты», и единственным, кто стал работать с данным покупателем, оказался стажер. Нет сведений о том, что чувствовал стажер, но обозначим итог – 3 проданных дорогих а/м для него и членов его семьи! Данным человеком оказался состоятельный человек и владелец мебельного бизнеса!
В мире все имеет свое значение и применение. Если механизм мгновенного формирования образа создан, значит, зачем-то он нужен. Давайте разберемся, зачем данный механизм дан нам. Образ, который создается при начале общения – это регулятор нашего последующего поведения. Процесс создания образа партнера по общению происходит в большинстве случаев без контроля сознания, автоматически. На основе созданного «образа» партнера,
мы выбираем и используем ту схему взаимодействия, которая должна быть наиболее эффективной в данной ситуации для данного человека.
И действительно, насколько данный механизм повышает эффективность нашего взаимодействия с новыми людьми? Никто не станет отрицать, что необходимо под каждого человека подбирать определенные техники общения (форма приветствия, эмоциональность, сленг, форма обращения и др.). Также важно достаточно быстро выбрать из всего арсенала общения нужные техники под того, с кем общаешься. Вот только насколько точна информация,
которую мы считываем с «образа» партнера по общению?
Психологами было обнаружено несколько эффектов, которые могут влиять на посторенние образа другого человека при первом впечатлении, и которые, в той или иной степени, используются всеми людьми. Данные эффекты больше известны под названием «эффект ореола» и приводят к ошибкам социального восприятия особенно при новых контактах.