Супербизнес или как добиться совершенства в бизнесе.Как правильно расширить организацию
Рассылка
для руководителей и владельцев бизнеса
Выпуск № 20 от 27.02.08
Здравствуйте, дорогие читатели!
Спасибо всем, кто прислал ответ на мини-кейс, опубликованный в прошлом номере. К сожалению, в этот раз Вы были не активны, и ответов пришло крайне мало. Поэтому сегодня я хочу подробно разобрать проблему, описанную в задачке «Хотели как лучше, а получилось как всегда» в своей статье.
Не исключено, после того, как Вы прочитаете эту статью, у Вас возникнут новые идеи и предложения по поводу ситуации в компании «Наполеон». Если так, то, пожалуйста, присылайте ответы по адресу: vk@bizforward.spb.ru Время еще есть!
«Как правильно расширить организацию»
«Обретая понимание оргполитики, вы должны понять ее ключевой момент - расширение.
Чтобы выживать, любая организация должна расширяться».
Л. Рон Хаббард
Обычно компании боятся сокращений, но бывает ли так, что расширение может привести к краху компании? Практика говорит о том, что, к сожалению, это так, и даже очень крупные компании могут разориться. К примеру, можно вспомнить нашумевшие случаи с крупнейшими американскими компаниями Enron, WorldCom и Mirant American Generation LLC, которые признали себя банкротами, чем вызвали потрясения не только в стране, но и на мировом финансовом рынке. Крах WorldCom вообще стал крупнейшим банкротством в корпоративной истории
США: он обошелся инвесторам в $180 млрд., а национальной экономике – в потерю около 20 000 рабочих мест.
Почему такие гиганты потерпели крах? Факторов, повлиявших на это, безусловно, очень много, но основная вина, несомненно, лежит на топ-менеджменте компаний, которые допустили подобное.
Еще один показательный пример: Уильям Дрэпер, владелец Export-Import Bank, друг Джорджа Буша-старшего еще с университетской скамьи, спас от разорения Джорджа Буша-младшего, когда его нефтяная компания Arbusto оказалась на грани краха из-за бездарного управления. Далеко не у каждого предпринимателя есть такой друг, поэтому нужно самому знать, как правильно управлять и расширять свою компанию для ее успешной деятельности.
Сегодня я бы хотела разобраться, каким образом это можно сделать.
Для начала нужно понять, когда происходит «чрезмерное расширение».
В качестве примера, возьмем опубликованный в прошлом выпуске мини-кейс, про сеть магазинов мебели под заказ. Если помните, компания поставила задачу поднять уровень продаж и провела специальное обучение менеджеров. После этого продавцы стали очень смело и ловко торговать, и продажи действительно выросли в 5 раз. Но это оказалось неожиданно для руководства, и такой скачок вызвал серьезный кризис в компании.
Что это за кризис и почему он возник? Дело в том, что компания завладела слишком большой территорией слишком быстро и при этом абсолютно не была к этому подготовлена.
После обучения менеджеров по продажам, в компании наблюдался постоянно высокий доход, при этом руководство не расширяло обслуживающие подразделения организации, что, в скором времени, привело к резкому спаду. Служба поставки мебели из других стран перестала успевать доставлять заказы в сроки, а продажи все росли. Хотя руководство осознавало, что вызвало невероятные прибыли, оно при этом не понимало, что рост продаж без расширения организации как таковой может привести к кризису. Необходимо было подготовиться
к расширению организации заранее.
Л. Рон Хаббард в Томе 0, Курса Руководителя Организации пишет, что существуют два способа «чрезмерно расшириться»: правильный и неправильный.
Неправильный способ заключается в бесконечном увеличении штата и количества средств, необходимых для работы (как обычно поступают правительства), без добавления самой организации. В результате, людей много а эффективности становится меньше. Таким образом, чрезмерное расширение – это, в основном, просто «недоорганизованность».
Правильный способ расширения предполагает создание новой подорганизации. Для этого, в данном конкретном случае с мебельной фирмой, и во всех других случаях, когда планируется расширение, необходимо сначала составить план на основе потенциального спроса. Желательно создать также специальные подразделения, которые бы отслеживали плохое внутреннее обслуживание или некачественное выполнение работы и могли помешать ослаблению спроса.
Здесь возвратимся к вопросу, который был задан в начале статьи: почему возник кризис? Все просто: компании удалось повысить спрос, но при этом она не расширилась и просто физически не смогла удовлетворить его.
Конечно, практически невозможно без труда управлять организацией, которая расширяется: могут происходить финансовые кризисы, бывают проблемы с персоналом и перегрузки. В результате наступает упадок. И сражение с этим упадком непременно приводит к перегрузкам руководителя. Несмотря на это, расширяться легче, чем «оставаться на прежнем уровне».
К тому же, организации и подразделения, которые не расширяются, не в состоянии оставаться на прежнем уровне и поэтому сокращаются. При этом проблемы, которые возникают при сокращении, намного многочисленнее, чем проблемы, с которыми можно столкнуться при расширении.
Подводя итог, хочется еще раз обратить внимание: для того, чтобы компания расширилась, нужно расширять все задействованные факторы! Когда что-то не расширяется наравне со всем остальным, могут возникнуть проблемы.
И еще один немаловажный и проверенный на опыте факт: проблемы начинаются, если компания прекращает расширяться, так как это означает сокращение. Что в таком случае делать? Грамотное и, несомненно, проверенное опытом, решение выхода из данной ситуации дает Л.Рон Хаббард: «<..> развивать все остальные подразделения, чтобы они подтянулись к уже расширенной части организации, и тем временем еще более невозмутимо продолжать ее расширять».
Чтобы правильно и эффективно расширять компанию, необходимо изначально правильно построить ее организующую схему. На этом, образно выражаясь, фундаменте можно построить огромный дом с тысячами этажей. Если первый шаг будет сделан верно, в дальнейшем не составит никакого труда расширить компанию, поскольку все элементы «оргполитики», к коим относится и организующая схема, приспособлены для расширения. Я знаю это из собственного опыта, поскольку моя компания с каждым годом растет и в ней образуется все больше
и больше, так называемых «подорганизаций». Вы спросите, каким же образом правильно построить организующую схему? Все становится просто на одном из модулей программы «Пять шагов к успеху», которую предоставляет BusinessForward, так и называется «Организующая схема». Закончив его, Вы сможете сами, без посторонней помощи, создать правильную организующую схему своей компании. Вот отзывы тех, кто прошел обучение:
«Завершив модуль программы – «Организующая схема» и разработав эту схему для организации, стали понятны слабые места, имеющиеся в работе организации. Стали видны люди, практически ненужные в организации. На основании Оргсхемы видно, что надо изменить в работе каждого подразделения. Очень нужный курс. Очень помогает в работе организации. Спасибо! Ершова Г.А. ЗАО «Полюстровский рынок»
«Сегодня, я закончил модуль «Организующая схема». Смотрю на организующую схему своей компании, которую создал своими руками, и не верится. Как все становится понятно, что мы делали не так, что нужно изменить немедленно, а с чем нужно быть поосторожнее. В процессе обучения, с каждым шагом, узнаешь новые данные, постепенно понимаешь, где были допущены ошибки. А ошибки, оказывается, элементарные! Типа: «Лучше я сам это сделаю, будет быстрее!» Стало понятно, почему и что такое настоящая организация. Не просто
группа людей, занятых зарабатыванием себе на жизнь, а живой организм, который должен выживать и стремится к этому. И каждая часть этого организма должна знать, что она делает и для чего. Тогда будет преуспевающая, расширяющаяся компания и каждый сотрудник в ней будет также преуспевать! Воронов А.Н. ООО «Севкомстрой»
Если Вы заинтересовались обучением по программе «Организующая схема», звоните по телефонам: (812)373-41-80; 373-52-33
Смолякова Галина Владимировна
Президент компании BusinessForward
(812)373-41-80 373-52-33
www.bforward.ru