Первый вопрос, который возникает у любого здравомыслящего человека, когда ему предлагают применить методы управления государством в компании - а можно ли вообще это сделать? Ведь в конце концов, государство – это нечто большое, в то время как компания – ограничена, несравнимо и число людей, проживающих в государстве и работающих
в компании, и так далее. Так что же толку со всех исторических аналогий, изучения методов, использовавшихся государственными деятелями, если все это не найдет конкретного практического применения в сегодняшней работе?
Но так ли это? Действительно ли нельзя применять методы управления государством в компании? В самом ли деле существует огромная разница между управлением государством и руководством предприятием? Давайте посмотрим.
Кант определял государство, как «общество людей, которое само распоряжается и управляет собой», Л.Дюга трактовал понятие государства следующим образом: «государство обозначает всякое человеческое общество, в котором существует политическая дифференциация между правящими и управляемыми, одним словом – политическая власть». То есть,
понятие государства толковалось как политическая общность. Вполне естественно, что возникают сомнения в правильности и даже самой возможности применения методов управления государством в компании – ведь компания никак не является политической общностью людей. Однако, уважаемый Читатель, давайте рассмотрим этот вопрос более внимательно.
Определение государства, как политической общности, не является абсолютно верным, ведь задачи государства заключаются не только в «политической дифференциации между правящими и управляемыми». В попытке дать универсальное определение государства, охватывающее все аспекты его деятельности, ученые приходят к следующему выводу: «Встречаются определения государства, которые сводятся к перечню его институтов, что также ведет к односторонней характеристике анализируемого явления. Такой же односторонней будет трактовка государства как организации взаимоотношений различных групп, слоев общества, индивидов. Рассматривая государство с разных позиций - философской, исторической, социологической, юридической и др., можно выделить лишь те или иные аспекты характеристики государства, но невозможно сформулировать полное, универсальное
его понятие. В современной отечественной юридической литературе понятие государства определяется чаще всего через его признаки. Это общепринятый прием. В наборе данных признаков среди ученых практически нет серьезных разногласий.
К признакам государства принято относить:
1)наличие публичной политической власти, располагающей
специальным аппаратом управления и принуждения;
2)территориальная организация населения;
3)государственный суверенитет;
4)всеобъемлющий, общеобязательный характер
актов государства;
5)наличие государственной казны, что связано с существованием налогообложения и взиманием налогов»[2].
Иногда в качестве признаков государства выделяется еще и единый язык, наличие армии, системы обороны и внешней политики. Но эти признаки не являются необходимыми, а лишь дополнительными. К примеру, существует ряд государств, имеющих не один язык общения: Канада, Швейцария. Некоторые государства не имеют армии: Япония, Коста-Рика
и Панама. Однако, наличие более чем одного языка либо отсутствие армии не мешает этим странам быть государствами. Конституционно закрепленная политика постоянного нейтралитета так же не мешает Австрии быть государством.
Если посмотреть внимательно, уважаемый Читатель, то компания обладает теми же признаками, что и государство – в рамках компании, представляя собой «государство в государстве».
Публичная политическая власть, которая является одним из главных признаков государства, присутствует и в компании. Что такое органы управления компанией, как не публичная власть? Кроме того, органы управления компанией обладают правом издавать законы – действующие в рамках компании, применять карательные санкции к нарушителям «внутреннего
законодательства». Такие же функции исполняет и государственный аппарат власти. «Принципиальная особенность публичной (государственной) власти состоит в том, что она воплощается именно в чиновниках, т. е. в профессиональном сословии (разряде) управителей, из которых комплектуются органы управления и принуждения (государственный аппарат). Без этого физического воплощения государственная
власть представляет собой лишь тень, воображение, пустую абстракцию»[3]. Но власть в компании такжевоплощается в чиновниках. Аппарат управления компанией комплектуется из профессионального сословия управителей – топ-менеджеров.
Государственная судебная власть (без которой невозможно государство) определяется как «совокупность полномочий по осуществлению правосудия, то есть полномочий по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских, административных
и конституционных дел (споров) в порядке, установленном процессуальным законом, а иногда также полномочий по обязательному толкованию норм права, нормотворческих
полномочий, а также систему государственных органов, осуществляющих вышеперечисленные полномочия»[4]. Но подобные же полномочия имеются и у руководителя любой компании: он наделен правом и полномочиями на заключение и расторжение трудовых контрактов, имеет право применять меры дисциплинарной и финансовой ответственности к сотрудникам компании, разбирает и принимает решение по трудовым спорам внутри компании, устанавливает определенный порядок работы в компании, а также –
толкует установленные в компании правила и законы. Руководитель имеет право назначать сотрудников, выполняющих все эти функции, например, отдел кадров – чем не «система государственных органов, осуществляющих вышеперечисленные полномочия». «Право нанимателя изменить и расторгать «по своей инициативе» трудовой договор (контракт) с работником, сплошь и рядом осуществляется посредством применения принудительных мер в отношении последнего, что является одним из признаков судебной власти»[5].
Можно сказать, что в компании не присутствует территориальная организация сотрудников, в то время, как одним из основных признаков государства является территориальная организация населения. Однако, разве регистрация предприятия в местных органах власти не является подобной территориальной организацией предприятия? Да, не каждое
предприятие имеет в собственности землю, земельные недра, воды и леса, не каждое ими даже пользуется. Но существует закон, который позволяет иметь в собственности землю, так что при желании компания может «организоваться» на собственной земле. Кроме того, работники компании территориально с ней связаны – довольно много сотрудников располагается в непосредственной близости от места работы, то есть, группируются по территориальному признаку.
Следующий признак государства – суверенитет. Данное свойство государственной власти заключается в ее верховенстве, самостоятельности и независимости. «Верховенство государственной власти внутри страны
обозначает: а) универсальность ее властной силы, которая распространяется на все население, все партии и общественные организации данной страны; б) ее прерогативы (государственная власть может отменить, признать ничтожным всякое проявление любой другой общественной власти, если последняя нарушает закон); в) наличие у нее таких средств воздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагает (армия, полиция или милиция, тюрьмы и др.). Самостоятельность и независимость государственной власти от
всякой другой власти внутри страны и вне ее выражается в ее исключительном, монопольном праве свободно решать все свои дела»[6]. Как можно видеть, уважаемый Читатель, руководство компании обладает верховенством власти внутри компании в полном объеме, в соответствии со всеми признаками суверенитета государственной
власти.
Всеобъемлющий, общеобязательный характер актов государства даже не нуждается в комментариях в приложении к компании. Каждому известно, что приказы руководителя компании являются обязательными к исполнению для сотрудников компании, и относятся ко всем сотрудникам, начиная от заместителя руководителя и заканчивая уборщицей.
Наличие государственной казны также является признаком государства, но покажите мне компанию, у которой нет счета в банке. Можно возразить, что на этом счету может ничего и не быть, компания может иметь отрицательный баланс, но разве не сплошь и рядом подобное происходит с государствами? Недаром ведь существует понятие
«внешнего долга».
Если вы, уважаемый Читатель, являетесь или собираетесь стать руководителем компании, то вам следует учесть очень важный момент: вы должны стать аналогом руководителя государства, а не племенным вождем. Дело в том, что власть внутри племени является общественной властью, использовавшейся для самоуправления. Чиновники
для такой власти не требуются, и исходит она от всего племени, вождь же является всего лишь «рупором», инструментом для выражения племенной воли. Руководить компанией, основываясь на подобных принципах, нецелесообразно.
Так как вы, уважаемый Читатель, наверняка уже пришли к выводу, что методы управления государством можно с успехом применять при управлении компанией, то в следующей рассылке мы сделаем второй шаг: рассмотрим возможные формы правления и выберем наибоолее эффективные методы руководства, которые позволяют руководителю
стать истинным вождем своей компании.