Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Свое дело - начинай смело!

  Все выпуски  

Свое дело - начинай смело!


Своё дело - начинай смело!

"Если наше дело - в шляпе,
Если наше тело - в шляпе,
Если даже мысли - в шляпе,
Значит,в шляпе-то,вся суть!"

А. Захарченко

Было время, когда люди стояли в километровых очередях за самым необходимым: хлебом, молоком, колбасой; за одеждой, которая «выбрасывалась» на прилавки. Тогда продавец был и царь и Бог. Те времена прошли и сейчас, чтобы что-то продать надо очень много трудиться. Нужно чем-то отличаться от конкурентов, а это порой кажется невозможным, все уже так типизировано, похоже. Когда вы продаете то же, что и сотни других, когда у покупателя есть огромный выбор, когда вам нечем выделиться, а вам кажется, что вы другой, по-другому продаете, находитесь в другом месте — самое время заняться креативом, искать творческие решения, способы показать себя во всей своей красе.

Сегодня мы приступим к интересному методу «шести шляп», доктора Боно.

Дело в шляпах

Во время решения какой-либо проблемы, далеко не всегда удается по максимуму использовать свой творческий потенциал. Основное препятствие на пути к решению – хаотический поток мыслей, эмоций, противоречивых идей. Популярная методика "Шесть шляп мышления" помогает сконцентрироваться на проблеме и направить мыслительный процесс в нужное русло.

Обычно люди слагают легенды вокруг истории создания оригинальных методик. Не обошла эта участь и "Шесть шляп мышления". Эдвард де Боно – автор данной методики. Он известен своей концепцией латерального мышления. Родился будущий методик на Мальте. В детстве был скромным мальчиком, не отличался крепким здоровьем и силой, и товарищи по играм обычно его игнорировали. Эдварда это очень расстраивало, он хотел, чтобы все его идеи выслушивались, и дело никогда не доходило бы до споров и драки. Но когда мнений много, а спорящие находятся в разных весовых категориях (у детей обычно прав тот, кто сильнее, а у взрослых – тот, кто выше рангом), сложно найти такой способ обсуждения, при котором все предложения будут услышаны, а принятое решение всех удовлетворит. Эдвард де Боно начал искать способ решения такой проблемы. Со временем, он придумал оригинальный метод, который позволял повысить эффективность мыслительного процесса.

Что обычно происходит в голове человека, когда он думает? Мысли роятся, сбиваются в кучу, одна идея противоречит другой и проч. Де Боно делит все эти процессы на шесть типов. Он считает, что проблема, с которой человеку приходится столкнуться, должна вызвать у него всплеск эмоций, заставить собирать факты, искать варианты решений, анализировать последствия этих решений. Другой тип мышления связан с упорядочением идей. Если привести в порядок хаос, что царит в голове, разложить мысли по полочкам и заставить их течь упорядоченно, то решение найдётся быстрее и будет продуктивнее. Методика де Боно позволяет последовательно "включать" разные типы мышления, исключает споры, перерастающие в оскорбления и, того хуже, в драки.

Для лучшего запоминания методики нужен яркий образ. В этой методике Эдвард де Боно связывает типы мышления с цветными шляпами. Дело в том, что в английском языке шляпа обычно ассоциируется с какой-либо профессией – шляпа кондуктора, полисмена, пожарника. Выражение "надеть чью-либо шляпу" имеет значение заниматься определённой деятельностью. Когда человек мысленно надевает шляпу конкретного цвета, он тем самым выбирает тип мышления, что с ней ассоциируется".

"Шесть шляп" – это универсальная методика. Её могут использовать почти везде. Например, на совещаниях, чтобы структурировать групповую работу и сэкономить время. Может иметь и индивидуальное применение, потому что бурные дебаты происходят в голове каждого человека. Она может быть использована для структурирования любого креативного процесса, в котором необходимо придумывать новые оригинальные идеи, отделяя логику от эмоций.

Правила надевания шляп

На самом деле, шляпы не надеваются - это происходит виртуально, а выбор цвета шляпы зависит от необходимости, что лучше всего подойдёт для решения поставленной задачи на данном этапе.

Когда руководитель предлагает подчиненным надеть шляпу белого цвета – он тем самым ждет от них объективности и полной беспристрастности. Сейчас они должны представить только голые факты и цифры, подобно компьютер или свидетелю в суде. Не все сразу могут привыкнуть к такому способу мышления, потому что это требует лишить себя любых эмоций и легковесных суждений. "Мы не справляемся с взятыми долговыми обязательствами". "Мы потеряли двух очень ценных клиентов".

Чёрная шляпа представляет собой мышление в тёмных тонах. Это означает видеть во всём недостатки, придираться, сомневаться по поводу слов и цифр, одновременно обосновывая свой взгляд. "Следует ли начинать новую кампанию, когда старая влетела нам в копеечку?" "На мой взгляд, сумма прибыли завышена. Таких денег мы, вряд ли, выручим". Цель черной шляпы – постараться увидеть как можно больше подстерегающих вас опасностей.

Шляпа жёлтого цвета –полная противоположность черной. Она помогает увидеть возможные выгоды и достоинства. Надев её, человек становится оптимистом, ищет позитивное, но, всё же, обосновывает своё ожидание. "Может быть, он и не придёт, но мы попробуем его пригласить". "У нас достаточно средств, есть возможность маркетинговой поддержки, поэтому мы сможем реализовать этот проект". Сам мыслительный процесс в желтой шляпе с творчеством не связан. Все нововведения, изменения, рассмотрение возможных альтернатив происходят в шляпе зелёного цвета.

Творческий поиск связан с зеленой шляпой. Проанализировав достоинства и недостатки, мы образно одеваем её и ищем новые подходы в сложившейся ситуации. С зеленой шляпе часто используется метод латерального мышления. Благодаря данному методу можно избежать шаблонных подходов, взглянуть на ситуацию с другого ракурса, предложить множество неожиданных идей. Если, например, вы начнёте работать по субботам, а выходным днем станет среда или четверг. Не надеть ли зеленую шляпу и поразмыслить о возможных выгодах такого изменения?

Очень хорошо развивается творчество при использовании метода "случайное слово". Берётся первое попавшееся слово, а затем к нему придумываются характеристики и ищутся связи с поставленной задачей. Например, табачная фабрика выпускает сигареты, а нам попалось слово "лягушка". Какая связь между этими двумя словами? Лягушка быстро скачет. В нашем случае отталкиваемся от слова «быстро». Фабрика, в свою очередь, могла бы выпускать сигареты, которые бы быстро гасли. Это снизило бы угрозу пожара или делало бы курение не столь привлекательным, ведь зажигать сигарету пришлось бы несколько раз.

С процессом управления мышления связана синяя шляпа. С её помощью все действия участников совещания стремятся к одной цели. Носит синюю шляпу ведущий совещания. Он управляет подчиненными, как дирижер оркестром, отдает команды надеть ту или иную шляпу. "Вы слишком оптимистичны в этом вопросе. Отложите-ка на время вашу жёлтую шляпу и наденьте чёрную".

С красной шляпой связано выражение эмоций. Её надевают редко и на короткое время (максимум 30 секунд). За это время группа выражает свои эмоции. Ведущий время от времени предоставляет им такую возможность: "Теперь наденьте ваши красные шляпы и скажите, что вы думаете об этом предложении". При этом свои эмоции никак обосновывать не нужно. "Может быть, это и правильный подход, но мне просто не нравится, когда вопрос решают таким путём".

В дискуссии есть главное правило – не надевать две шляпы одновременно. Например, когда на тебе зеленая шляпа, надо искать конкретных решений, а не придираться к недостаткам, для этого придёт время черной шляпы. К сожалению, некоторые руководители заставляют одного участника носить все время одну и ту же шляпу, что неправильно. Головные уборы разных цветов необходимо чередовать (исключение составляет только сам руководитель).

Правила переодевания шляп

Что можно сказать о том, в какой последовательности надо менять шляпы в ходе совещания. Здесь нет строгих правил – все зависит от конкретной ситуации. Всё же, получил распространение следующий вариант.

Руководитель сообщает, что отделу урезали бюджет. Что делать? В данном случае начинать обсуждение лучше в белой шляпе, то есть собрать и рассмотреть все имеющиеся факты (отдел не справляется с выполнением плана, сотрудники не отличаются большим трудолюбием, регулярный перерасход канцелярских принадлежностей). После этого проблему обсуждают с негативной точки зрения (в черной шляпе). Наконец, переходят к желтой шляпе, и стараются найти положительное в сложившейся ситуации.

После рассмотрения проблемы со всех сторон и сбора всего необходимого материала приходит время для зеленой шляпы. Это необходимо для того, чтобы сгенерировать идеи, способные усилить положительные аспекты и уменьшить отрицательные. Руководитель в этот момент внимательно контролирует процесс обсуждения – придерживается ли группа указанной темы, не носят ли участники одновременно две шляпы. Появившиеся идеи анализируются в черной и желтой шляпе. В конце же подводится итог всей дискуссии. Таким образом, мыслительные процессы не пересекаются, не запутываются, не мешают друг другу.

Метод де Боно хорош тем, что фокусирует дискуссию в нужном направлении". Такое свойство позволяет уменьшить влияние критично настроенного человека. Это происходит благодаря тому, что он не будет пытаться убить чужую идею в самом её зародыше, так как знает, что для этого есть время черной шляпы, и побережет свои силы.

Данная методика также позволяет избежать перехода на личности, ведь, вместо таких слов, как: „А ты как всегда критикуешь?” будет произнесена совсем иная фраза: „Снимите вашу красную шляпу и наденьте зеленую". Это позволяет избегать конфликтных ситуаций. Другие же на совещаниях иногда воздерживаются от комментариев, но благодаря данному методу, надев шляпу определённого цвета, человек вынужден высказаться.

Методика "Шесть шляп мышления" делает совещание в несколько раз эффективнее. Метод де Боно запоминается лучше, чем другие концепций групповой идеи и его можно изложить за 20-30 минут. Для остальных систем требуется опытный модератор. Что касается участников совещания, то на всё время обсуждения они исполняют роль кукол в руках умелого кукловода, так как не понимают всего процесса обсуждения. Это знает только модератор. Всё же, следует заметить, что методика "Шесть шляп" тоже требует тренировки и нуждается в постоянном контроле со стороны руководителя.

"Это язык, на котором должна говорить вся компания"

Основная польза методики "Шесть шляп" заключается в том, что она позволяет повысить эффективность проведения совещаний. Для многих западных компаний эти навыки уже стали основой корпоративной культуры. Российские фирмы тоже могут применять эту методику. "Шесть шляп" перестаёт быть просто инструментом, а превращается в язык, на котором начинают говорить в компаниях. Сегодня многие руководители и сотрудники активно используют творческие подходы в решении возникающих проблем. Ведь когда все разговаривают на одном языке, то увеличится эффективность корпоративной работы. По некоторым данным, метод "Шесть шляп" помогает сократить время, необходимое для принятия решения, в четыре раза.

Мы же с вами, будем использовать эту методику для разработки и анализа бизнес идеи, так сказать посовещаемся с самим собой.
В следующих выпусках мы последовательно рассмотрим какую-либо идею, согласно методу Боно. Присылайте интересные вам бизнес идеи мне на ящик dmitcom@rambler.ru, я отберу самую интересную мне и на ее примере мы разберем метод.

С Вами был Василий Дмитрук.

© Василий Дмитрук

В избранное