Применяется в случае необходимости принять нужное Вам решение, когда у оппонента - большинство козырей (либо сила, либо правда J). На это влияет: чей рынок - продавца, или покупателя, фактор сезонности, размеры бизнеса в котором работаете Вы и тех, с кем ведёте переговоры…
Выжидательная стратегия.
Бывает так, что трудно что-то решить по принципу "здесь и сейчас". Для этого требуется какой-то ресурс. Чаще всего - время ("вот настанет сезон, и мы и посмотрим - как с вами работать").
Но это могут быть и материальные ресурсы. Бывает так. В переговорах опытные дистрибьюторы начинают спрашивать у менее опытного сотрудника отдела продаж компании-производителя (услышано в одной компании примерно следующее мною лично):
- Мы готовы у Вас купить партию товара в 1000 единиц по 100 рублей. Вас устраивает?
- Да.
- А если мы купим 2000 единиц, какая будет цена?
- Ну-у, 90 рублей.
-Это дорого. Мы готовы купить только по 80.
-Ну-у, если Вы будете оплачивать сразу, то… можно.
- Скажите, а можете ли вы поставить нам 4000 единиц…
- Можем.
-Цена?
- 75
- Нас устраивает цена 65.
-Да.
Сразу, или на следующий день, покупатель, узнав самую низкую из возможных цен, начинает продавливать её для партии 500-100 единиц. Он и не собирался брать партию 4000 единиц. Он просто узнавал цену и распылял воображение продавца большими цифрами. А кроме того, выяснил потенциал поставщика, насколько он надёжен. Такая вот незатейливая манипуляция. Теперь покупатель занимает выжидательную
стратегию. Наверняка он постарался провести подобный трюк со всеми потенциальными поставщиками и теперь выбирает, манипулируя данными, - у кого предложение будет оптимальнее по соотношению объём/цена.
Может быть, Вы выжидаете, когда появится какой-то ресурс у вас: новый товар, более выгодное предложение, новый клиент - потенциальный конкурент вашего оппонента.
Наступательная стратегия.
Применяется как в случае, когда у Вас нет абсолютно ни каких шансов в этих переговорах, и когда от вашего напора зависит - насколько можно выиграть в равной борьбе, используя напор.
В обязательном порядке применяется - если у Вас есть все ресурсы ("козыри") для получения выгодных условий в переговорах.
Но здесь может быть два способа применения такой стратегии: когда Вы, как говорят американцы, добиваясь своего, "позволяете сохранить лицо" противоположной стороне и показываете значимость для Вас этого человека, или когда Вы устаиваете пляску на костях.
Но чтобы быть более корректным введём ещё одно понятие - парадигмы переговоров. Оно позволяет несколько расширить понимание того, как работают различные стратегии переговорного процесса.
Часто на тренингах можно услышать "правило переговоров "выиграл-выиграл", или "парадигма выиграл-выиграл". Иногда говорят о четырёх парадигмах ведения переговоров. Мы же с Вами рассмотрим шесть.
Парадигмы переговоров.
Выиграл-выиграл (В/В).
Если переговоры ведутся в парадигме В/В, то обе стороны учитывают взаимную выгоду, ИСКРЕННЕ пекутся об интересах друг друга. Каждая из сторон видит прямую выгоду во взаимном сотрудничестве и считает, что места под солнцем хватит всем.
Выиграл-проиграл (В/П).
При использовании этой парадигмы одна из сторон использует какие-то свои преимущества: дефицит товара, размер бизнеса, монополизм, административный ресурс. В данной ситуации противоположная сторона не может противостоять давлению, и вынуждена соглашаться на крайне невыгодные для себя условия сотрудничества.
Применяется крупным капиталом по отношению к среднему бизнесу и малым предприятиям, государственными структурами и компаниями-монополистами (в сфере энергетики, железнодорожных перевозок…).
Нередко в таких переговорах встречаются манипуляции, обман, нажим и всё то, что не делает чести порядочным людям.
Проиграл-выиграл (П/В).
Такую парадигму использую компании в случае крайней необходимости заключить договор любой ценой. Хотя часто такая парадигма рассматривается как пораженческая ("Мы хотим мира любой ценой, пусть даже и за счёт личной выгоды"). Обычно - небольшие компании, или компании, не имеющие весомых ресурсов для проведения достаточно успешных для себя переговоров
Проиграл-проиграл (П/П).
Это парадигма для компаний, которые встречно пытаются вести переговоры в парадигме "выйграл-проиграл". Они ведут ожесточённый встречный бой, нет правили и ограничений средств для достижения целей.
Выиграл (В)
Эгоистичная парадигма, при выборе которой сторона вообще не интересуется - получит ли что-то противоположная. Используется госаппаратом, чиновниками, которых мало волнуют проблемы простых смертных.
Выиграл-выиграл, но не связываться. (В/В*)
Конструктивность этой парадигмы в том, что стороны находят плюсы в отказе от сотрудничества. Т.о., они не берут на себя ни каких взаимных обязательств и при этом снимают все возможные проблемы и риски. "Мы не покупаем у Вас дорогой товар с большой отсрочкой, вы не рискуете потерять на курсовой разнице. Подождём более удобного случая для сделки, когда будет лучше курс".
Когда на тренинге я задаю вопрос о том, какая парадигма лучше, все отвечают, что конечно же первая. Это не совсем так.
Вспомните, как часто Вам приходится вести большие и маленькие переговоры в такой парадигме…
На самом деле, Вы можете начать вести переговоры в любой парадигме, но закончиться они должны в парадигме В/В.
В заключении хотел бы поговорить с теми, кто читает мою рассылку. У меня есть одна небольшая, но очень важная просьба. Мне нужно понять - кто читает эту рассылку. Это позволит делать её более интересной для Вас, уважаемые подписчики. Одно могу сказать с определённостью - читатели находятся, судя по письмам по всей стране, что накладывает на меня ответственность за материал. Возможно, поэтому, я иногда стараюсь несколько отсрочить выпуск, но подготовить
его лучше и интереснее.
Я подготовил Вам несколько вопросов. Пожалуйста, ответьте на них, и перешлите на адрес mail@ctgg.ru .
Да, вот ещё такая новость. Возможно, я буду принимать участие в выпуске нового делового журнала. Пока не могу рассказывать подробностей, со временем Вы всё узнаете. Коллеги высказали мне своё мнение, что наёмные менеджеры и владельцы компаний из малого и среднего бизнеса почти ничего не читают и думают, что знать им больше ничего не надо, они и так всё уже знают и умею. Поэтому мне очень важно знать - что Вы думаете по этому поводу.
Я подготовил почтовый ящик, и сообщаю Вам его имя и пароль.
Если Вы захотите отправить мне сообщение, то можете сделать с этого ящика, или со своего п/я (я знаю, что некоторые боятся, что их потом забросают рекламой, поэтому не рискуют писать со свое почты).
Вот вопросы.
Как давно Вы читаете рассылку.
Как узнали о рассылке
Что, по-вашему, в рассылке получается хорошо
Чего, на ваш взгляд, в рассылке не хватает
Что хотели предложить для остальных подписчиков.
Удалось ли решить какие-то проблемы с помощью материалов подписки.
Какие ещё материалы вы хотели бы увидеть в данной рассылке
Какие источники информации вы используете для получения знаний о ведении бизнеса
(Если хотите) информация о себе: имя, город, должность, опыт работы, контактные данные.
Я обязательно ознакомлю Вас с результатами анкеты. Да, данный почтовый ящик я буду использовать непродолжительное время. Можете после отправки удалять из него свои письма. Только, пожалуйста, не меняйте настройки.
В заключении хочу пообещать, что я буду выпускать эту рассылку, даже если у неё будет всего один подписчик. Но, думаю, что их будет намного больше J.
Всегда жду от Вас писем с возражениями, предложениями и вопросами.