Темой для ближайших выпусков будет подготовка и проведение переговоров.
Переговоры берут начало со времён кроманьонцев. Они (кроманьонцы), вытеснив со сцены истории неандертальцев,
истребив всех пещерных медведей (безобиднейшие травоядные существа стали первой жертвой человечества), стали активно развиваться.
Орудий и предметов их деятельности в каждом племени становилось достаточно много.
Излишки стали обменивать. Сначала - племена поочерёдно приходили на какую-нибудь поляну и брали
то, что оставило другое племя, положив что-то взамен (заочные переговоры). Позже это делалось уже через очные переговоры
(резко повысился словарный запас). Неудачные переговоры в обоих случаях могли закончиться дроблением черепов и костей, а
то и откровенным поеданием побеждённых (современные так называемые "жёсткие" переговоры отдыхают по сравнению с теми).
По свидетельствам историков, перед многими войнами в древние и средние века также вначале стороны пытались решить
дело миром: "Вы нам всё золото, мы вам сохраним жизни". Или же, если стороны уставали махать мечами, то они опять садились
за переговоры.
Со временем переговоры заняли своё место в торговле и бизнесе. Люди старшего поколения
помнят ещё, наверное, что в советские времена были таки люди - "толкачи". Это были снабженцы, которые во времена тотального
советского дефицита обеспечивали свои предприятия всем необходимым: сырьём, оборудованием, материалами, кадрами… Главными
их инструментами были красноречие, "шанель №5", армянский коньяк и наличные. Это был рынок продавца, где покупателей много,
а продавцов мало, где товары в дефиците.
Большинство современных рынков - рынки покупателя. Поэтому, уже продавцу необходимо искать подходы
к клиенту, чтобы совершилась сделка. И делается это в переговорах. Для современного российского бизнеса переговоры - очень
важная тема. Но многие специалисты по продажам сегодня имеют в своём арсенале старые советские атавизмы "правильных отношений"
и псевдо-знания из современных переводных глянцевых книг "от гуру".
Поэтому, я постараюсь рассказать о том, как надо правильно вести переговоры. Правильно - потому,
что такая позиция основана на искренности, профессионализме и уверенности. А не это ли исповедует пресловутый клиенто-ориентированный
подход. И, следовательно, для достойного переговорщика в этой позиции не место всевозможным манипуляциям, обману и давлению.
Но я обязательно расскажу - какие есть способы противостояния нечестной игре.
С чего, по-вашему, должны начинаться переговоры. Часто участники на это вопрос на тренингах мне отвечают
- "с подготовки", "с приветствия". Это очень важные моменты переговоров. Но начинаются они с постановки цели переговоров.
ЦЕЛЬ определяет принципиально - нужны переговоры, или нет. Может, и без переговоров всё ясно, или
не надо тратить своё время и время для дорого, встречи, а поговорить по телефону (здесь я хочу сделать важное замечание
- телефонные переговоры не менее трудны, чем очные, но пока мы будем говорить об очных, а о телефонных - позже).
Цель лучше ставить не однозначно, а "от и до", т.е., что можно считать минимальным успехом в переговорах,
какой результат можно ожидать как наиболее вероятный, и какой - полный успех. Чтобы правильно поставить цель,
подумайте - что Вы хотите получить в результате переговоров от партнёра, что Вы может ему дать равноценного взамен
(равноценного для него). Подумайте хорошо - что даст Вам достижение цели, какие выгоды Вы получите от этого,
и что будет, если этого не произойдёт. Обязательно напишите цель переговоров. Прочтите её - насколько она логична,
достижима, измерима. И, как я говорил, постарайтесь задать её рамки, "от…" и до…".
Уже это даст вам в переговорах несколько преимуществ: уверенность, объективность и гибкость (подчёркиваю
- это не имеет ничего общего с манипуляциями и давлением).
Когда Вы определили цель, надо подумать - как её достичь. Это называется СТРАТЕГИЯ ПЕРЕГОВОРОВ. Для
себя я выделил три стратегии: оборонительную, выжидательную и наступательную. Каждая из них применяется в разных случаях.
Вы уже, наверное, заметили, что я стараюсь давать работу вашим головам. Поэтому у меня вопрос, - в
каких случаях, по-вашему, какие стратегии применяются, и что они означают. Пишите.
Как всегда буду рад получить от тех, кто не на пляже, а усердно работает письма с вопросами. Те же, кто
читает мою рассылку в отпуске, или собирается отдохнуть - желаю хорошо провести время, набраться новых впечатлений
и сил.