Итак, напомним, что нам необходимо сделать первым делом? Организации необходимо: "Разработать и внедрить в организации правила управления документами и осуществления документооборота, которые в свою очередь должны быть оформлены как документ". Да... На первый взгляд сложные требования. Но дорогу осилит
идущий. Многие уже осилили. Мы далее будем потихоньку раскручивать эти требования на предмет выполнения.
С чего же начать менеджеру по качеству? Куда идти и что писать?
Перед тем, как начинать писать документы, какие-то перечни и классификации необходимо собрать информацию от подразделений.
Какую информацию? От каких подразделений?
Вот тут и начинается первое "боевое задание". Как лазутчику на вражеской территории, нам необходимо выяснить: кто на каком уровне руководит в компании, кто у них в подчинениии т.д. в общем, разобраться со структурой и субординацией. Если у менеджера по качеству достаточно опыта работы в компании, и он полностью знает все уровни подчинения, то можно нарисовать структуру самостоятельно, но, как правило, либо рисуется проект административной структуры компании "как оно вроде бы есть", либо рисуется структура "с нуля" - со слов директора предприятия или одного из доверенных замов. Если на предприятии хорошо поставлен кадровый учёт, то данные для составления структуры можно взять из штатного расписания. Рисуем структуру компании. Детализация – это сугубо
личное дело организации, но желательно, чтобы при составлении структуры были наглядно отражены: - представители руководства, дирекции, в т.ч. ответственный за СМК; -
каждое подразделение, служба и независимые ответственные должности; - однозначная подчиненность.
На схеме должны быть показаны, в частности, подразделения, отвечающие за выполнение прямых требований стандарта ISO 9001, в частности:
прием и оформление заказов;
сбыт;
закупки, снабжение;
проектирование, разработки новой продукции;
технологические вопросы;
планирование и организация производства;
производство;
контроль и испытания;
метрология;
обслуживание и ремонт оборудования;
склады;
транспорт;
кадры, персонал.
Если есть желание структуру можно закрепить "Положением о структуре компании". Пример положения находится здесь. Я не считаю это необходимым, но, тем не менее, некоторые руководители его используют.
Зачем нужны должностные инструкции? В каком виде они должны быть? Кто их должен писать? Как их писать? И т.д. Все эти вопросы мы рассмотрим в следующих выпусках нашей рассылки. В этом выпуске я затронул эту тему только с одной целью. Если Вы решили писать должностные инструкции, то лучшего времени, чем при внедрении СМК вам не найти.
Для эффективного контроля за написанием, а впоследствии и хранением документации СМК (в частности должностных инструкций и положений о подразделениях) я советую использовать С4.2-01 "Перечень
документации СМК". Пример находится здесь.
Как же спросить все, что вышеперечисленно у всего персонала? Как провести всё организованно и оперативно? Для этого можно использовать форму "Опросного листа" взять можно здесь. Раздаёте эту
форму руководителям подразделений компании согласно структуре, и в голове рождается: ·примерное распределение обязанностей по компании ·структура административного подчинения ·примерный порядок взаимодействий между подразделениями ·перечень первоочередных проблем (зачем он нужен – расскажу потом)
·и, что немаловажно, перечень телефонов и адресов людей, с которыми вы будете постоянно тесно общаться в течение минимум полугода.
На этом разрешите попрощаться с Вами. Ещё раз хочу напомнить, чтобы моя рассылка носила более практический характер - я могу строить своё повествование на примере ВАШЕЙ организации! Пишите, предлагайте сотрудничество!
На сегодня всё. Стройте СМК вместе с нами, стройте лучше нас!