Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

ISO9001 БЕЗ консультантов! Примеры документов. Практика


 

Добрый день, уважаемые читатели рассылки!

Первый выпуск рассылки я хочу начать статьёй Малышева Олега Викторовича, которому я благодарен за подход при внедрении системы. Именно во время неформальной беседы на пляже в Ялте на майском солнце 2003 года у меня и наступил «Момент истины». Курсивом показаны мои дополнения, комментарии. Итак:

«Момент истины» в проекте СМК

 

«Я научу тебя смеяться…».

 

Из песни

Судьба проекта создания и внедрения в организации системы менеджмента качества (СМК), отвечающей требованиям Международного стандарта ISO 9001:2000, во многом зависит от лидера проекта. Сам ли он поставил себе эту задачу, или она поставлена ему руководством, но на старте проекта для лидера предстоящая деятельность, как правило, это не профессия, а в лучшем случае хобби. Поэтому перед ним сразу же встает сакраментальный вопрос

Что делать?

Трудно, ах, как трудно лидеру стронуть проект с мертвой точки! С чего начать? За что ухватиться? Куда направить свои первые шаги?

Он начинает осваивать тексты стандартов ISO серии 9000:2000. Результаты чтения, как правило, разочаровывают - многое из прочитанного малопонятно, а многое быстро (очень быстро!) забывается. Последующие сквозные или выборочные чтения только усиливают чувство растерянности. Более того поначалу я не знал более сильнодействующего снотворного чем чтение стандарта ISO 9001 на ночь J Дм.

Установка на скорейшее достижение солидного профессионального уровня, с высоты которого можно компетентно оглядеть проблему во всей ее полноте, приводит лидера «за парту», где ему (в большинстве случаев!) пытаются донести «букву», но не «дух» СМК. Он узнает много нового и возвращается в родную организацию, переполненный информацией. Но, опять-таки, не знанием, с чего начать.J

Повторные попытки поучиться только усугубляют положение.

Конечно, процесс учебы (самообразования) - сам по себе, а попытки куда-то продвинуться – сами по себе. Но скоро выясняется, что в одиночку работать тяжело, если не невозможно. Лидер пытается найти единомышленников среди своих коллег? Но они плохо понимают, чего от них хотят, и всячески увиливают от дела. Эффективной помощи нет.

К чему приводит попытка найти единомышленников путем обучения, где лидер выступает в роли преподавателя? Нетрудно догадаться, что к тиражированию новых мятущихся душ.

Весь процесс похож на погоню за вечно уходящей линией горизонта, из-за которой лидеру иногда является призрак грядущего сертификационного аудита. Он грозит бесчестьем в глазах коллег и возможными оргвыводами со стороны руководства. От этого лидеру становится плохо. Иногда до слез.

Конечно, меня могут обвинить в рисовании излишне мрачной картины. Но если все вышесказанное – пессимистический бред, то почему так мало у нас живых работающих систем?

О «моменте истины»

Берусь утверждать, что живая система появляется только там, где лидер сумел пройти путь от чтения текстов стандартов до глубокого понимания их сути, и какой-то момент его интеллектуальных усилий стал «моментом истины», то есть, произошел качественный скачок в осмыслении проблемы, и все стало на свои места.

Я точно знаю, когда и как наступил этот «момент» у меня самого. Я знаю людей, которые также пережили нечто подобное. Но я знаю также и тех (даже профессионалов!), которые все еще «за деревьями не видят леса».

Цель данной статьи я вижу в том, чтобы помочь лидеру как можно быстрее пережить этот момент и начать работать спокойно.

Старая песня о главном

Методический прием, который я попытаюсь далее применить, основывается на следующих посылках:

В СТАНДАРТАХ ISO СЕРИИ 9000:2000 ЕСТЬ ГЛАВНОЕ И ВТОРОСТЕПЕННОЕ;

главным являеотся идея развития (прогресса) организации (не это ли наша основная цель?), которую можно изложить просто, оперируя крайне ограниченным подмножеством понятий (терминов), «населяющих» тексты стандартов, и обсудив всего четыре сущности: объекты, механизмы, инструменты и программу-минимум прогресса.

Объекты прогресса

Основным объектом прогресса является процесс, в результате которого рождается нечто, делающее организацию интересной для своих потребителей.

Примечание 1. Такой процесс в организации может быть не один, но их и не может быть много.

Примечание 2. Другие объекты следует принимать во внимание в зависимости от их влияния на основной объект.

Механизмы прогресса

Любой прогресс имеет, так сказать, «два источника и две составные части», реализующиеся посредством соответствующих механизмов - это:

  • улучшение приемлемого;
  • устранение неприемлемого (имеющихся недостатков).

Примечание 1. По поводу улучшений грех не вспомнить предостережение Вольтера «Le mieux est l’ennemi du bien» (лучшее – враг хорошего).

Примечание 2. Можно «пройтись» и по поводу недостатков. То, что в одном контексте может считаться недостатком, в другом может оказаться достоинством. Поэтому, может быть, иногда имеет смысл не изживать недостаток, а подумать об изменении контекста?

В организационной иерархии действие названных механизмов может осуществляться как внутри уровней, так и выходить за их пределы.

Инструменты прогресса

Прогресс организации невозможен без построения и совершенствования моделей деятельности – в умах, на бумаге, на электронных носителях. Часть моделей на практике оформляется в виде документов, поэтому в первом приближении можно говорить о средствах документирования и поддержки документооборота как об инструментах прогресса.

* * *

Теперь, полагая, что незатейливость объектов, механизмов, а также инструментов прогресса читателем прочувствована, я готов предложить ему основанную на формуле «обзаведись инструментом – заставь механизмы работать – займись объектом» примерную программу-минимум действий под названием

«Что делать» или «Семь шагов за горизонт»

В следующем выпуске мы познакомимся с этой программой-мимнимумом и разберём подробно как выполнить каждый из шагов, каких действий это потребует. Какими документами можно будет зафиксировать выполненные работы

На этом разрешите попрощаться с Вами.
Ещё раз хочу напомнить, чтобы моя рассылка носила более практический характер
- я могу строить своё повествование на примере ВАШЕЙ организации!
Пишите, предлагайте сотрудничество!

На сегодня всё. Стройте СМК вместе с нами, стройте лучше нас!

Информация подготовлена: Дмитрий Воронцов, Институт качества.
Рассылка 'ISO9001 БЕЗ консультантов! Примеры документов. Практика'


В избранное