Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Правовой ЛикБез

  Все выпуски  

Правовой ЛикБез


 

I. В соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в том числе:

 

Статья 28.3. Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях

4. Перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы
об административных правонарушениях в соответствии с
частями 1, 2 и 3 настоящей статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти
и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.

 

 

II. Согласно Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации №5
 от 24.03 марта 2005 года
«О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, ВОЗНИКАЮЩИХ У СУДОВ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ», в том числе:

 

П.5. Проверяя полномочия должностного лица на составление протокола,
следует учитывать положения, содержащиеся в
статье 28.3 КоАП РФ, а также нормативные акты соответствующих федеральных органов исполнительной власти - часть 4 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

III. В соответствии с Приказом Министерства Внутренних Дел Российской Федерации
от 2 июня 2005 г. N 444 - «О полномочиях должностных лиц МВД России по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях и административному задержанию утвержден:

 

1.1. Перечень должностных лиц системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы по делам об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. (приложение N 1).

1.3. Перечень должностных лиц системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных осуществлять административное задержание
(приложение N 3).

 

В приказе Министерства Внутренних Дел Российской Федерации от 2 июня 2005 г. N 444

указано, что:

2. Должностным лицам, перечисленным в Перечне, указанном в подпункте 1.1 настоящего Приказа, при составлении в пределах своей компетенции протоколов об административных правонарушениях руководствоваться статьями 28.1 - 28.2, 28.5, частью 2 статьи 28.6, статьями 28.8 - 28.9 и другими нормами Кодекса.

При этом в данном Перечне - Приложении N 1к Приказу МВД России от 02.06.2005 N 444
Перечень должностных лиц системы министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы по делам об административных правонарушениях,

предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях

(в ред. Приказа МВД РФ от 07.07.2010 N 492) отсутствует должностные лица системы министерства внутренних дел Российской Федерации, занимающие должности инспекторов ИАЗ - исполнения административного законодательства и присутствуют должности, соответствующие деятельности по применению административного законодательства,
в том числе для составления протоколов по статье 12.8.:

 

 

4.

МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, а также

 

непосредственно подчиненные им подразделения

 

4.6. 

 

Командир (заместитель командира)  взвода,

 

статьи   8.23,    11.22,

 

начальник  контрольного  поста   милиции,

 

11.23,   11.26,   11.27,

 

начальник   смены   контрольного    поста

 

11.29,    12.1,    12.2,

 

милиции,       инспектор        строевого

 

статья     12.3      (за

 

подразделения Госавтоинспекции          

 

исключением      случаев

 

управления  транспортным

 

средством водителем,  не

 

имеющим     при     себе

 

лицензионной  карточки),

 

статьи  12.4  -   12.34,

4.7. 

 

Старший    государственный     инспектор,

 

статьи    8.22,    8.23,

 

государственный   инспектор,    инспектор

 

11.23,   11.26,   11.27,

 

подразделений    технического    надзора,

 

11.29,    12.1,    12.2,

 

регистрационной     и     экзаменационной

 

статья     12.3      (за

 

деятельности Госавтоинспекции           

 

исключением      случаев

 

управления  транспортным

 

средством водителем,  не

 

имеющим     при     себе

 

лицензионной  карточки),

 

статьи  12.4  -   12.34,

 

4.8. 

 

Старший     государственный     инспектор

 

статьи    5.43,    8.23,

 

дорожного    надзора,     государственный

 

11.21,   11.22,   11.26,

 

инспектор дорожного надзора             

 

11.27,   11.29,    12.1,

 

12.2,  статья  12.3  (за

 

исключением      случаев

 

управления  транспортным

 

средством водителем,  не

 

имеющим     при     себе

 

лицензионной  карточки),

 

статьи  12.4  -   12.34,

 

5.   

 

Управления, отделы внутренних дел по районам, городам и иным  

 

муниципальным образованиям, линейные отделы (управления)    

 

внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте

 

(линейные отделы, отделения, пункты милиции), отделы (управления)

 

внутренних дел в закрытых административно-территориальных    

 

образованиях, на особо важных и режимных объектах, Управление  

 

внутренних дел на комплексе "Байконур" Министерства внутренних дел

 

Российской Федерации                  

 

 

5.6. 

 

Начальник (заместитель начальника) отдела

 

статьи   8.23,    11.22,

 

(отделения)  Госавтоинспекции,   командир

 

11.23, 11.26, 11.27,   

 

(заместитель командира) взвода, начальник

 

11.29,     12.1,   12.2,

 

контрольного  поста  милиции,   начальник

 

статья     12.3      (за

 

смены   контрольного    поста    милиции,

 

исключением      случаев

 

инспектор     строевого     подразделения

 

управления  транспортным

 

Госавтоинспекции                        

 

средством водителем,  не

 

имеющим   при       себе

 

лицензионной  карточки),

 

статьи     12.4 - 12.34,

 

5.7. 

 

Старший    государственный     инспектор,

 

статьи    8.22,    8.23,

 

государственный   инспектор,    инспектор

 

11.23,   11.26,   11.27,

 

подразделений    технического    надзора,

 

11.29,    12.1,    12.2,

 

регистрационной     и     экзаменационной

 

статья     12.3      (за

 

деятельности Госавтоинспекции           

 

исключением      случаев

 

управления  транспортным

 

средством водителем,  не

 

имеющим     при     себе

 

лицензионной  карточки),

 

статьи  12.4  -   12.34,

5.8. 

 

Старший     государственный     инспектор

 

статьи    5.43,    8.23,

 

дорожного    надзора,     государственный

 

11.21,   11.22,   11.26,

 

инспектор дорожного надзора             

 

11.27,   11.29,    12.1,

 

12.2,  статья  12.3  (за

 

исключением      случаев

 

управления  транспортным

 

средством водителем,  не

 

имеющим     при     себе

 

лицензионной  карточки),

 

статьи  12.4  -   12.34,

 

Таким образом, инспектор по ИАЗ ОГИБДД УВД не входит в перечень должностных лиц системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы по делам об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе статьей 12.8.

 

Следовательно, протокол об административном правонарушении, составленный таким инспектором - составлен неуполномоченным должностным лицом и не может являться основанием для привлечения гражданина к административной ответственности.

 

 

IV. В соответствии с Приказом Главного Управления Внутренних Дел по городу
Санкт-Петербургу и Ленинградской Области
№15 от 14 января 2008 года
«Об организации
деятельности горрайорганов внутренних дел Санкт-Петербурга и Ленинградской Области по исполнению административного законодательства» и

«В целях организации учета административных материалов, составленных сотрудниками горрайорганов внутренних дел Санкт-Петербурга и Ленинградской области,
и формирования единого подхода к организации деятельности должностных лиц, подразделений органов внутренних дел по учету дел об административных правонарушениях, на основании требований приказа МВД России от 1 сентября 1997 года N 575 "О мерах по совершенствованию административной практики органов внутренних дел и внутренних войск МВД России" и приказа МВД России от 4 июля 2006 года N 523-дсп "Об утверждении Временной инструкции по информационному взаимодействию подразделений органов внутренних дел Российской Федерации с интегрированными банками данных"

 

Для системной обработки и учета материалов по делам об административных правонарушениях предоставляемых подразделениями были созданы подразделения по исполнению административного законодательства.

Согласно Приказа Главного Управления Внутренних Дел по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской Области №15 от 14 января 2008 года:

1. Начальникам самостоятельных управлений и отделов аппарата ГУВД, занимающихся применением административного законодательства, начальникам горрайорганов внутренних дел Санкт-Петербурга и Ленинградской области:

1.8. Не допускать привлечения сотрудников подразделений по исполнению административного законодательства к выполнению задач, не связанных с их прямыми служебными обязанностями.

 

Таким образом, согласно данного приказа, сотрудник ИАЗ не может привлекаться
к исполнению обязанностей по применению административного законодательства

V. В соответствии с инструкцией по организацией работы с протоколами
об административных правонарушениях и исполнению постановлений о назначении административного наказания – приложение 1 к
приказу ГУВД по г. Санкт-Петербургу
и Ленинградской области от 14.01.2008 N 15

1.
В должностные обязанности сотрудников подразделений ИАЗ горрайорганов внутренних дел Санкт-Петербурга и Ленинградской области либо сотрудников, закрепленных за данной линией служебной деятельности входит:

1.1. Выдача бланков протоколов об административных правонарушениях и учет лиц, совершивших административные правонарушения.

Бланки протоколов об административных правонарушениях являются документами строгой отчетности, в связи с чем сотрудники подразделений ИАЗ горрайорганов внутренних дел Санкт-Петербурга и Ленинградской области либо сотрудники, закрепленные за данной линией служебной деятельности, осуществляют нумерацию и регистрацию бланков протоколов об административных правонарушениях ("АП", "АП-Юр"), выдачу их под расписку службам и подразделениям горрайорганов внутренних дел, занимающимся применением административного законодательства.

1.2. У
чет и списание выданных бланков протоколов "АП" и "АП-Юр".

1.3. Проставление номеров на бланки протоколов об административном правонарушении, которые проставляются сотрудниками подразделений ИАЗ либо сотрудниками, закрепленными за данной линией служебной деятельности, ежегодно начиная с единицы и далее. Изменение номера протокола или присвоение другого без согласования с руководством подразделения ИАЗ недопустимо.

1.4. Уничтожение по акту испорченных бланков протоколов, сданных в подразделение ИАЗ.

1.5. Нумерация, учет и выдача бланков протоколов об административных правонарушениях, ввод информации о лицах, совершивших административные правонарушения.

 


2. Согласно порядка выдачи бланков протоколов об административных правонарушениях и учета лиц, совершивших административные правонарушения

2.1. Бланки протоколов об административных правонарушениях являются документами строгой отчетности, в связи с чем, сотрудники подразделений ИАЗ горрайорганов внутренних дел Санкт-Петербурга и Ленинградской области либо сотрудники, закрепленные за данной линией служебной деятельности, осуществляют:

1)
нумерацию и регистрацию бланков протоколов об административных правонарушениях ("АП", "АП-Юр"),
2) выдачу их под расписку службам и подразделениям горрайорганов внутренних дел, занимающимся применением административного законодательства
, ведут учет и списание выданных бланков протоколов
"АП" и "АП-Юр".

 

2.8. Сотрудники подразделений ИАЗ либо сотрудники, закрепленные за данной линией служебной деятельности, проверяют правильность составления протокола об административном правонарушении, наличие в материалах дела необходимых документов, правильность наложенного на правонарушителя взыскания и обеспечивают ввод информации в базу данных ИЦ ГУВД по информационно-вычислительной сети.

2.9. При выявлении нарушений административного законодательства и ведомственных нормативных актов МВД России и ГУВД руководители подразделений ИАЗ либо лица, их замещающие, информируют о данных фактах руководство горрайоргана внутренних дел и совместно с инспекторским составом подразделения принимают необходимые меры к устранению нарушений. По каждому случаю нарушения сотрудниками милиции административного законодательства и требований ведомственных нормативных актов МВД России, ГУВД, регулирующих работу ОВД в данной сфере, сотрудниками подразделений ИАЗ проводятся служебные проверки.

 

2.10. Ответственность за законность и обоснованность привлечения лица (физического или юридического) к административной ответственности, соблюдение сроков, предусмотренных Кодексом, а также за полноту сведений, указанных в протоколе об административном правонарушении, помимо сотрудника, составившего протокол, лежит на его непосредственном руководителе.

 

2.11. После ввода в базу данных ИЦ ГУВД информации о лицах, совершивших административные правонарушения, протоколы об административных правонарушениях, составленные сотрудниками органов внутренних дел, а также учетные карточки форм "У"
и
"У-Юр" хранятс
я в подразделениях ИАЗ УВД-ОВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области в течение трех лет с момента составления, после чего уничтожаются по акту согласно приказу МВД России от 12 мая 2006 г. N 340.

 

 

 

3. Согласно раздела Инструкции - Исполнение постановлений о назначении административного наказания и взаимодействие со службой судебных приставов

 

3.1. Сотрудники подразделений ИАЗ либо сотрудники, закрепленные за данной линией служебной деятельности, по делам об административных правонарушениях, по которым не уплачены административные штрафы, в соответствии с требованиями статьи 32.2 Кодекса организуют работу по их принудительному взысканию.

 

3.5. Раз в квартал сотрудники подразделения ИАЗ либо сотрудники, закрепленные за данной линией служебной деятельности, проводят сверку материалов, переданных в Федеральную службу судебных приставов для принудительного исполнения.

3.7. На основании полученных документов, подтверждающих уплату штрафа, необходимая информация вносится в информационный банк данных ИЦ ГУВД.

 

Таким образом, согласно приказу ГУВД по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 14.01.2008 N 15 в обязанности сотрудников подразделения ИАЗ либо сотрудников, закрепленных за данной линией служебной деятельности не входит функция применения административного законодательства - составление протоколов об административных правонарушениях, а входит исполнение согласно указанной выше инструкции по организации работы с протоколами
об административных правонарушениях и исполнению постановлений о назначении административного наказания – приложение 1 к
приказу ГУВД по г. Санкт-Петербургу
и Ленинградской области от 14.01.2008 N 15.


Следовательно, протокол об административном правонарушении в отношении П.:

1. Был составлен неуполномоченным должностным лицом, не входящим в перечень должностных лиц системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы по делам об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе статьей 12.8.


2. Был составлен должностным лицом, превысившим свои должностные полномочия, что повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан и несовместимо со службой в правоохранительных органах.

 

В связи с выявленным фактом, высланы заявления - в ГУВД по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области и в Прокуратуру Санкт-Петербурга.

 

 

Из вышеизложенного следует, что протокол об административном правонарушении не может являться доказательством факта правонарушения и основанием для привлечения гражданина П. к заявленной в протоколе, составленном неуполномоченном лицом, административной ответственности.

 


В избранное